Презентация по орксэ семейные праздники. Проект по орксэ на тему "православные праздники". Совместное «открытие» новых знаний
Урок ОРКСЭ по теме: «Семейные праздники и традиции»
Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников и традиций.
Задачи:
Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции», развивать логическое и творческое мышление обучающихся.
Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её .
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.
Ход занятия.
1.Организационный этап.
Собрались с вами мы, друзья - дети, гости, я.
С пользой время проведем, о близких речь мы поведем.
2.Введение в тему урока .
Слово учителя:
Попробуйте определить тему урока, выполнив несколько заданий.
а) Логические задачи.
1) В одной семье у двух сестер по одному брату у каждой. Сколько детей в семье? (3 детей)
2)
Сын с отцом, да сын с отцом,
И дедушка с внуком.
Сколько их всего? (3)
б) Назови одним словом:
Отец, мать - …. (родители)
Сын, дочь - …. (дети)
Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама, сын, дочь, тетя, дядя - …. (родственники, семья)
в) Отгадать загадки.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
3. Знакомство с новым материалом.
Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?
А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова.
Это группа живущих вместе близких родственников;
Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
Игра «Пословицы разбежались» Соберите их и объясните смысл.(Приложение 1)
Работа в группах .
На что и кладЛюбите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Как вы думаете, все ли семьи одинаковые?
Чем же одна семья отличается от другой?
Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» и подумаем, о чем говорится в стихотворении.
Воскресенье
Воскресенье – вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….
Какова тема урока?
Сформулируйте цели урока.
На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы решить проблему урока?
На доске запись:
ЧТО … такое традиции?
КАК … появились?
ЗАЧЕМ … нужно соблюдать семейные традиции?
Что такое традиция?(Работа со словарём)
А какие традиции есть в ваших семьях? Попробуем ответить на проблемный вопрос урока: зачем семье нужны традиции и почему их нужно уважать?
1.Семейный альбом.
Как вы думаете, почему этот фотоальбом у меня в руках именно сегодня на уроке?
Кто хозяин этого альбома?(дети рассказывают о своей семейной традиции)
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
И летят за страницей страницы -
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.
С кем-то вдруг нас она разлучала,
С кем-то встречу дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом
Игра «Угадай кто на фото»
2.Генеалогическое древо.
Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи.
«Память, без нее человек не может жить.
Память есть у растений, камня, сохранившего
отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придется жизнь родной нашей семьи.
И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…
(Рассказы детей о своих родословных, рисунки генеалогических деревьев)
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
3.Семейные династии.
Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Всей семьей отмечали свой профессиональный праздник. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии(рассказы детей)
4.Семейные реликвии.
В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.
- А какие семейные реликвии есть в вашей семье? (рассказы детей).
5. Забота о родителях.
Притча «Корзину-то возьми» (приложение 2)
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?
Игра.»Аплодисменты».
Встаньте, те:
Кто похож на маму?
Аплодисменты!
Кто похож на папу?
Аплодисменты!
Кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
В чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
У кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
К кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
Кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
Кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
6.Проведение семейных праздников и торжеств.
Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
Для чего нужны «Семейные праздники»?:
Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?
В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?
Международный день семей отмечается ежегодно начиная с . Провозглашён .
День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).
Что стало его символом? (ромашка)
На праздниках принято дарить подарки.
Игра « Подарки»
Учитель читает текст, а дети изображают все движения:
«У нас был семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты, среди которых был молоток. Брату подарили лыжи, он теперь катается. Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (мнения детей). Докажите.
В нашем классе сложились свои традиции. Какие?
(показ презентации « Из жизни класса»)
Итог урока.
Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции.
Где бы мы ни были, мы всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом-это родительский дом.
Итак, для чего нужны семейные праздники?
Что такое традиция?
Итак, семейные традиции:не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.
Давайте семейные традиции чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Составление синквейна (работа в группах) (Приложение 3 )
1 гр. СЕМЬЯ 2 гр. ТРАДИЦИИ 3 гр. ПРАЗДНИКИ
Рефлексия.
Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони.
Перед вами яблоня- я предлагаю сорвать яблоко, которое соответствует вашему настроению.
В семейной жизни всем желаю счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Заключительная песня "Маленькая страна ".
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
краткое содержание других презентаций«Мой любимый праздник Новый год» - Дарим друг другу подарки. Ждёте ли вы Новый год. Какие подарки любите получать. Как обычно Вы отмечаете Новый год. Самый лучший Новый год. Старый Новый год. Делаем маскарадные костюмы. Новый год - любимый праздник. Новогодние традиции. Где обычно Вы отмечаете Новый год. Новый год на Руси. Почему ждете Новый год. Какой у Вас любимый праздник. Готовим праздничный стол. Новогодние традиции. Рекомендации по организации праздника.
«23 Февраля - праздничный день» - Сегодня - праздник всех отцов, всех сыновей. Само слово Армия произошло от латинского - "арма" - "оружие". В военно-морской флот входят соединения различных боевых кораблей. В военно-воздушные силы входят бомбардировочные истребительные. Артиллерия. 23 февраля. В ракетные войска входят части, вооруженные мощными ракетами. Танк. Войска противовоздушной обороны вооружены зенитными ракетами. Боевой корабль.
«Любимые семейные праздники» - Семейные праздники. Праздник «8 Марта». Праздники. Оборудование и наглядность. Семейные праздники. Виды деятельности. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Праздники – это историческая память человечества. Праздник. День знаний. Цель. Задачи урока.
«Календарь праздников» - Всемирный день поэзии 21 марта. Всемирный день здоровья 7 апреля. День матери 28 ноября. Поздравлять не забывайте с праздниками вы друзей. Дед Мороз и Снегурочка являются любимцами всех детишек. Международный женский день- 8 Марта. Международный день птиц 8 мая. День Защитника Отечества 23 февраля. День родного языка 21 февраля. Международный день анимации (мультфильмов) 28 октября. Пушкинский день России 6 июня.
«Новый год шагает по планете» - Оттепель. В Бельгии. 1 сентября. В Чехии и Словакии. Новый год шагает по планете. Во Франции. Петр I. Новогодние игрушки. Вьюга и пурга. Мороз силен. Лёд. Дед Мороз. В Древней Греции. Метелица. Святки. Счастье. В Средние века в Англии Новый год начинался с приходом весны. Стужа. На Руси. Новый год. Баббо Натале. В Японии. В Америке. Даже птице не летится. Пословица. Снег и сугроб. В Древнем Египте.
План урока по основам светской этики « Семейные праздники»
4 класс, УМК « Школа России»
Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Задачи урока:
Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с написанными на них буквами.
Предварительная подготовка.
За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:
- Как называется мой любимый праздник.
- Как моя семья отмечает этот праздник.
- Какие чувства вызывает этот праздник.
- Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
Ход урока
1 . Организационный момент.
Учитель: -Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.
От чего зависит ваше настроение?
Когда оно всегда бывает хорошим?
Ответы учащихся .
2. Актуализация знаний.
1) « Мозговой штурм»
На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету.
У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь
2) Вспомните , пред- предпоследнюю букву. Какое слово сразу возникло в голове? Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам.
3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.
Учитель: - Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.
Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.)
Каким дням отдан физический труд людей?
Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?
Ответы детей
Учитель: - А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?
Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.
А что означает слово праздник?
Ответы детей.
Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе .(сл.3)
Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.
Учитель: Как называются праздники, на которых, присутствуют только- папа, мама, сына , дочь , брат , сестра, дедушка, бабушка
дядя , тётя , двоюродные (кузен ) и троюродные братья и сестры.
« Семейные праздники» .
4. Проверка выполненной д. работы
Рассказы детей о домашних праздниках.(сл.4)
Можно задавать вопросы.
Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”
Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”
Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”
Ребята делятся своим опытом.
5. Самостоятельная работа. (сл.5)
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
- “
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”
Учащиеся выполняют задание.
6. Проверка выполнения работы.
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
7. Формулирование вывода после самостоятельной работы.
Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.
Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.
7. Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “ Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.
Выводы. Праздник – это ….(сл.6)
Это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
– это историческая память человечества
Праздники
Государственные семейные
День учителя
День города
8. Закрепим, выполнив таблицу в парах.(Сл.7)
Таблица
Смысл праздника | Праздник |
Вспоминаем защитников Родины | |
9. Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник? Религиозный
Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.
А что такое подарок?
10. Подарок - это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:
· Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)
· Выражение признательности, благодарности
· Выражение любви или дружбы
· Выражение сочувствия
История подарка на Руси
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
А каким должен быть праздник, мы прочитаем.
Стр.59, последний абзац.
11. Рефлексия.
Написание синквейна к слову « Праздник»
12. Домашнее задание.
Стр.58-59, Тв. Работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.
- Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
- Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
- Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
Празднуем День ангела-хранителя
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью
Смысл праздника | Праздник |
Вспоминаем защитников Родины | |
Благодарим женщин за их труд и заботу | |
Празднуем День ангела-хранителя | |
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее | |
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах | |
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью |
Подписи к слайдам:
*
http://aida.ucoz.ru
*
*
http://aida.ucoz.ru
*
праздник
Семейные праздники
*
http://aida.ucoz.ru
*
Семейные праздники
Как называется мой любимый праздник.Как моя семья отмечает этот праздник.Какие чувства вызывает этот праздник.Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
*
http://aida.ucoz.ru
*
Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.Праздники помогают поддерживать связь поколений.Праздники помогают узнать традиции своего народа.Праздники учат уважать культуру других людей.Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
*
http://aida.ucoz.ru
*
праздник
Встречи, веселье, радость, общение, игры, развлечения
Историческая память человечества
*
http://aida.ucoz.ru
*
Праздники
ГосударственныеОбщественныеСемейные
*
http://aida.ucoz.ru
*
*
http://aida.ucoz.ru
*
Смысл праздника
Праздник
Вспоминаем защитников Родины
Благодарим женщин за их труд и заботу
Празднуем День ангела-хранителя
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью
23 февраля
8 марта
День именинника
Новый год
Вербное воскресенье(Вход господен в Иерусалим
День Победы
Создавайте свои праздники и подарки
*
http://aida.ucoz.ru
*
Спасибозаурок!
*
http://aida.ucoz.ru
*
Тема урока: «Семейные праздники»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Задачи:
Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах; развивать навыки поисковой работы.
Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи; прививать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; создать условия для сплочения классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочения семей
Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы с членами семьи.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация,печатный раздаточный материал, разноцветные воздушные шары, буквы.
Интернет-ресурсы:
1. http://skromna.beon.ru/2.html
2. http://www.medkrug.ru/article/show/5562
Организационный
момент.
1 мин.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
(слайд 2)
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Подготовка класса к работе.
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.
Коммуникативные:
Регулятивные:
Актуализация знаний и мотивация.
5 мин.
Выявляет уровень знаний. Направляет в определение цели урока. Постановка проблемы.
1.Из стихотворения догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? (слайд 3)
2.А как появилось слово «семья»? (слайд 4)
3.Значение семьи
Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
1ученик читает стихотворение
Ответы детей.
Предположения детей.
2ученик читает стихотворение
Ответы детей.
(слайд 5)
3 ученик читает стихотворение
(слайд 6)
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Личностные:
Постановки учебной
задачи.
3 мин.
1.Предлагает вниманию детей видеоряд
Назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии? (слайд 7)
2. Предлагает составить из воздушных шаров слово
«ПРАЗДНИК».
3.Озвучьте тему нашего урока. (слайд 8)
Дети смотрят и отвечают: праздник
Шары вывешиваются на доску, составляется слово праздник.
Формулируют тему урока.
Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные:
постановка вопросов; Познавательные: общеучебные -
самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие детьми нового знания.
8 мин.
1. Создает условия для изучения нового материала Праздник – это событие! Какое? Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.
2.Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?
3.Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58 и сравним с вашими ответами Зачитайте.
4. А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (слайд 10)
5.Организует работу в парах. Праздников множество и они различны. Работа в парах: запишите, какие праздники вы знаете. (слайд 11)
6. Организует работу в группах. Обсудите в группе и представьте по какому принципу можно разделить большинство праздников на группы. Какие? (слайд 12)
Подбирают прилагательные к каждой букве слова
(слайд 9)
Дети дают свое объяснение слова «праздник».
Дети работают с учебником и зачитывают объяснение слова.
Дети читают определение.
Дети дают свои ответы.
Дети работают в группах и представляют свои ответы (народные государственные, семейные).
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Первичное
закрепление.
10 мин.
1.Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас - о семейных праздниках
Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции.
Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома
2.Обсудите в парах и скажите: Какие есть семейные праздники? Традиции семейных праздников? (слайд 13)
3.Давайте подумаем в группах: (слайд 14)
1 группа: что может испортить праздник;
2 группа: составьте правила поведения на празднике.
4. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу?
Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок? (слайд 15)
Работают в парах и представляют результаты работы.
Отвечают и аргументируют свой ответ.
Работа с иллюстрацией учебника и ответы детей
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Регулятивные:
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные:
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2 мин.
Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи(слайд
Что вам показалось важным?
Ответы детей.
Познавательные:
Строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
1 мин.
Внимание! (слайд 16)
Открывается фестиваль поздравлений!
*стихи собственного сочинения
*открытки
*подарки своими руками
Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.
Обсуждение заданий по выбору.
Личностные:
Познавательные:
моделирование.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворение о семье
1.Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
2. Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
3. В семейном кругу мы с вами растем.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты приходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Самоанализ.
Самоопределение к деятельности.Организационный
Момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой на учебную деятельность;
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную значимость учебного материала в жизни учащихся,
Коммуникативные:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Регулятивные:
Понимать цель выполняемых действий;
Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.
Актуализация знаний началась с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. В ходе вопросно – ответной беседы дети включились в коллективную деятельность.
Используя наглядно – демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Наводящие вопросы позволяют ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний.
Регулятивные:
Определять цель деятельности на уроке;
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные:
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы
Постановки учебной
задачи.
Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме « праздники», выявить отличительные признаки семейных праздников.
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:
постановка вопросов; Познавательные: общеучебные-
самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения.
В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.
На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Цели и задачи: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.
Основные понятия урока: праздник, государственные, общественные, семейные праздники, ритуал, подарок.
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Первичное
закрепление.
На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.
Цель: выяснить, насколько ученики усвоили изученные понятия, как применять правила поведения в гостях, как выбрать подарок.
Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.
Познавательные:
Извлекать информацию из текста;
Строить речевое высказывание в устной форме;
Делать выводы на основе анализа объектов;
Осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные:
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей
Рефлексия деятельности (итог урока).
На этапе рефлексия, дети применяли полученные знания на уроке.
Познавательные:
Строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Домашнее задание (вариативность)
Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить подарки собственными руками
Цель учителя: раскрыть творческие способности учащихся
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока
Личностные:
Этическая ориентация, обеспечивающая личностный выбор.
Познавательные:
моделирование.
Аннотация.
Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Семейные праздники»
Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.
Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу,
Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.