Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания. Расторжение церковного брака по всем правилам Как написать прошение о развенчании образец
Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.
Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.
Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ
«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
Л.Н. Толстой
Вместо предисловия
Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».
Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет
Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.
А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:
- Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
- Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
- Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
- Заболевание проказой или сифилисом.
- Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
- Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
- Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
- Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
- Вступление одного из супругов в новый брак.
- Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
- Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.
Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).
Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.
Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.
Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.
По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.
По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).
Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.
История первая
Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.
Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»
В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».
Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.
Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.
– Пропал ты, брат.
– Ты посмотри на себя и на нее...
И все в таком же духе.
А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.
Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...
Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…
История вторая
После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.
– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.
Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.
– Вместе хорошо смотрятся.
– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.
Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.
Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.
И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.
– Все у них будет хорошо.
Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:
– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.
Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.
– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.
Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.
Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.
Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.
История третья
К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.
Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.
Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается
– ... Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.
Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.
В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.
После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.
Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.
История четвертая
Людмила (Москва):
– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.
Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...
История пятая
Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.
40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.
Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.
И таких историй много.
И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.
Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.
КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА
,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей
Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.
Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью
Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.
Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.
Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.
Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени
Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.
Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью
Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.
Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.
Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?
Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!
Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.
Обряд венчания по своей сути является очень красивой и невероятно торжественной церемонией. Иконы вместе со свечами, священные молитвы и все прочие атрибуты все чаще и чаще вызывают к себе интерес и все чаще привлекают ребят, которые твердо решили объединить себя узами брака. Зачастую многие просто гонятся за ошеломляющими фотографиями, интересным впечатлениями, красивыми кадрами видеосъемки, абсолютно не понимая всей ответственности. Предстать перед алтарем это таинство, которое должны совершать только люди, верующие и полностью уверенные в себе и своем избраннике. В наше время церковный брак постепенно стал превращаться в модный ритуал, а после развода возникают вопросы вроде «возможно ли развенчание церковного брака» и можно ли будет в дальнейшем получить согласие церкви.
Что ж поделать, семейная лодка не выдержала и разбилась о быт. Конечно, причин для развода огромное множество, но в этом случае важно следствие – некогда любящие друг друга люди приняли решение разойтись навсегда. Хотя казалось, только вчера они вовсю готовились к свадебному торжеству, были в свой день бракосочетания самыми счастливыми на планете и смело давали в церкви клятву верности.
Сейчас этот вопрос набирает актуальность сумасшедшими темпами. Основная причина такой тенденции заключается вовсе не в увеличившемся количестве разводов, а в том, что с новой модой молодожены сразу же после окончания регистрации в ЗАГСе что есть сил бегут в церковь для обряда венчания. Вместе с этим не многие задумываются о том, что церковный брак по своей сути всегда был и остается по сей день очень ответственным таинством. Всем без исключения ребятам следует десяток раз подумать перед тем, как решиться на него. Всегда необходимо помнить о том, что ваш союз благословлен на небесах и вечен, поэтому не стоит надеяться на быстрое развенчание в храме. По крайней мере, именно так звучит клятва.
В случае проведения обряда венчания происходит и развенчание церковного брака. Но это кажется логичным только нам, жителям XXI века. Для самой церкви процесса развенчания, как оказалось, не существует. Причина такого казуса заключается в первую очередь в ее негативном отношении к самому разводу, благодаря чему такого понятия как «разрыв священных уз» попросту не бывает. В любом храме вам скажут, что семья – это не игра, которой вы какое-то время увлекались, а после того, как надоело, решили выйти из нее и развестись. Тем не менее, православная церковь более снисходительно относится к грешным душам своих прихожан и время от времени допускает процесс повторного венчания, не переставая упрекать в метании между женами или мужьями. Единственным случаем, когда церковь не будет мешать вам вновь прийти к алтарю остается только смерть венчанного супруга.
Паре, которая выразила желание повторно соединить свои узы на небесах, нужно подать соответствующее заявление о расторжении церковного брака, используя специальный образец. Подобного рода заявление необходимо отправить в управление Епархии сразу же получения нового свидетельства о браке. Позаботьтесь и о том, чтобы иметь в этот момент при себе документ о разводе и паспорт. Следует также помнить, что подать прошение можно используя вышеуказанный образец, и присутствовать обоим совсем не обязательно.
Помните: батюшка не может лично разрешить вам повторно повенчаться после светского развода. Но сразу же после получения официального разрешения от епархии, перед этим проходит как правило несколько недель, нужно смело отправляться в выбранный вами храм для проведения этого таинства. Вместе с этим, процедура будет отличаться от первоначальной. Если оба супруга проходят обряд не в первый раз, то венчание будет произведено «вторым чином», т.е. на вас не будут возложены венцы. Если только 1 из супругов был до этого у алтаря, то обряд проводится по всем первоначальным правилам.
На самом деле многие забывают о том, что недостаточно развестись и знать методы, позволяющие провести процедуру расторжения церковного брака. Всегда необходимо помнить о возможности получения отказа. У церкви есть целый перечень причин, согласно которым брак может быть расторгнут и, как вы наверняка уже догадались, графы «просто не сошлись характерами» там нет.
Причины расторжения
Как было сказано выше, такой обряд возможен по нескольким причинам, установленным еще в 1918 году. К ним относят следующее:
- Прелюбодеяние – по праву считается одной из самых весомых причин.
- Отхождение от православной веры или принятие одним из супругов любой другой веры
- Вступление также одним из супругов или сразу двумя во второй брак.
- Невозможность совместной жизни в виду самокалечения мужа или жены.
- Наличие таких тяжелых заболеваний, как сифилис, проказа и пр.
- Длительное (более пят5и лет) отсутствие одного из партнеров (пропавшие без вести).
- Посягательство на жизнь члена семьи.
- Снохачество и сводничество.
- Обнаружение неизлечимой душевной болезни, в результате развития которой партнер не может отвечать за свои поступки.
- Осуждение и тюремное заключение одного из партнеров.
- Бесплодие.
- Отсутствие законных оснований для заключения брака, в том числе наличие других супругов либо союз между близкими родственниками.
Тем не менее, в современном мире жизнь развивается так стремительно, что в 2000 году церкви пришлось немного пересмотреть этот список и добавить туда еще несколько позиций, допускающих развенчание в церкви. С того момента достаточным основанием для развенчания после обычного развода можно считать и следующие причины:
- Алкоголизм, наркомания или зараженность СПИДом, которые были подтверждены специальным медицинским заключением.
- Сделанный без согласия мужа аборт. В этом случае исключения составляют ситуации, когда на это были медицинские показания либо беременность могла в дальнейшем нести угрозу жизни будущей матери.
По своей сути, церковный развод и сам процесс развенчания на корню отличается от светского аналога, в том случае никто не будет мешать вам развестись. Развенчание в церкви и ее основная цель заключается в благословлении второго брака ввиду признания предыдущего нехристианским или безблагодатным. Иногда допускается заключение в церкви третьего брака, тем не менее все последующие союзы и развенчания в церкви будут считаться довольно тяжким грехом. В таком случае право на повторное венчание сможет получить только тот партнер, который был невиновен в предыдущих разводах. Тот человек, чьи действия послужили причиной разрушения семьи, должен будет сначала покаяться и исполнить епитимью, срок и характер которой предугадать практически невозможно.
Многие люди забывают о том, что кроме необходимости развестись, теперь их ждет процедура развенчания. Однако для истинно верующих людей этот вопрос получает максимальный приоритет. Некоторые в этот момент чувствуют свою зависимость от бывшего мужа или жены до тех пор, пока не произойдет эта процедура. Тем более что в дальнейшем при создании новой семьи могут появиться очень серьезные проблемы, если пренебречь этим вопросом.
Процедура развенчания и индивидуальный подход
Помните: каждый церковный развод по своей сути весьма индивидуален и требует особого подхода. Единого для всех регламента процесса развенчания, конечно же, не существует. В том случае, если кто-то из ваших знакомых или близких сумел в прошлом добиться развенчания в церкви и соответственно получить благословление нового брака, это вовсе не означает успех и вашей затеи. Даже многие священники отличаются разным мнением и отношением к этому деликатному вопросу. Правильный совет как поступить вы сможете получить только в областной епархии. Следует также сразу готовиться к тому, что вас практически с самого начала будут стараться примирить, пытаться наставить на путь истинный, убеждая в вечности и нерушимости священных церковных уз.
Многие также задаются вопросом «а что делать с венчальными атрибутами?». Как известно, после венчания у молодоженов чаще всего можно найти иконы и даже венчальные свечи, которые в большинстве семей принято бережно хранить и почитать их как семейные реликвии. Но, как только наступило развенчание, некоторым становится не по себе от хранения этих вещей в доме. В таком случае священнослужители рекомендуют не забивать голову мистическими или даже суеверными представлениями касательно венчальных предметов. По их словам, никакие иконы не способны принести горе в дом, а свечи можно либо самостоятельно сжечь, либо зажечь их в храме. Если же вы суеверны, то просто не передавайте их кому-либо постороннему.
Обряд развенчания – как жить дальше?
Помните, если все ваши усилия по сохранению семейного очага не увенчались успехом, и вы ушли от венчанного супруга, следует начать искать спасение в молитве. Чаще молитесь о том, чтобы Бог даровал вам достойного партнера. Только тогда вы сможете встретить человека, с которым вновь обретете счастье и сможете начать новую счастливую жизнь. Всегда старайтесь максимально тщательно анализировать все свои прошлые ошибки дабы не повторить их вновь. Старайтесь быть более терпеливым к недостаткам вашего нового венчанного мужа или жены и храните любовь в своем сердце. В таком случае вы сможете пронести это чувство через года и вам не придется вновь задумываться о развенчании.
Необходимо всегда трезво осознавать степень серьезности таинства венчания. Неверующим людям также не стоит совершать обряд, в силу которого они не могут полностью поверить. В тот момент, когда ребята пришли в храм и просят организовать церемонию, священник обязательно будет долго беседовать с ними, определяя таким образом степень их веры, крещение и готовность почитать друг друга и хранить верность в церковном браке. Также именно в храме молодые смогут узнать всю информацию как о самом обряде, так и о уникальном процессе подготовки к нему.
На самом деле далеко не каждый готов пройти обряд венчания, поэтому перед этим рекомендуется тщательно все обдумать и несколько раз внимательно проанализировать. Постарайтесь прислушаться к себе – чувствуете ли вы внутри желание и потребность заключения семейного союза в церкви, стоит ли обременять как себя, так и партнера дополнительными обязательствами, ведь именно венчанный брак в дальнейшем может оказаться тяжелейшим бременем в случае, если семейная жизнь так и не удалась, а ваша совместная лодка дала течь.
После распада брака на небесах жизнь вовсе не заканчивается. Многие в дальнейшем обязательно вновь находят свою половинку, с которой с удовольствием объединят свою судьбу.
Видео по теме
Развод в современном мире - обычное явление. Люди меняют партнеров, часто даже не оформляя отношения официально. В прежние времена понятие брака было глубже и требовало большей ответственности. По старым канонам сейчас живет православная церковь и ее прихожане.
Для верующего брак, оформленный в церкви, значительно важнее брака мирского. Считается, что он заключается один раз на всю жизнь. Получить позволение на развенчание церковного брака трудно. Прежде чем вступить в новый церковный брак, провести таинство повторного венчания, тщательно взвесьте все за и против. Что делать, если семья распалась окончательно? Как в таких случаях расторгнуть православный брак? Какие есть препятствующие обстоятельства?
Причины для развенчания церковного брака
Одна из основных функций религиозного института – сохранение семьи и брака, укрепление их всеми силами. Однако и у верующих может произойти ситуация, когда жить вместе становится невыносимо и, кроме развода, иного выхода нет. Церковь всегда отрицательно относилась к разводам и крайне неохотно идет на развенчание супругов.
Аннулировать церковный брак значительно труднее, чем гражданский. Однако и здесь есть исключения, когда священнослужители берут на себя ответственность и венчают прихожан повторно, уже с новым избранником.
Чтобы развенчаться со своим супругом, нужная веская причина, иначе вам откажут. В каких случаях православная церковь идет на то, чтобы развенчать бывших мужа и жену:
Церковнослужители считают уважительной причиной только физическую и духовную смерть супруга. Под последней понимается увлечением алкоголем, наркотиками, азартными играми, измены, психические и венерические заболевания, избиение. Такие объяснения, как «не сошлись характерам» или «не поделили квартиру», церковью не принимаются. Более того, это считается предосудительным и греховным.
Особенности процедуры и обряда развенчания
Как развенчаться после развода мирского? Такого документа, как свидетельство о развенчании после принятия положительного решения об этом, церковь не выдает. Особенность развенчания с бывшим супругом в том, что оно происходит, когда вы заключаете православный брак с новым мужем или женой. Вам предстоит доказать, что первый брак был безблагодатным, нехристианским, то есть не принесшим вам ничего хорошего, только горе.
Повторная процедура может быть позволена только тому супругу, кто неповинен в разводе. Если же обратится второй супруг, в отношении которого известно, что его действия послужили причиной для расторжения брака, то на него будет наложена епитимья. Ему предстоит пройти нравственное-исправительное наказание, которое установит церковь.
Сколько раз можно подавать прошение о развенчании? Желательно только однажды, потому что таинство венчания обычно проводится только один раз в жизни человека. На повторное венчание церковь идет с большой неохотой и по очень серьезным причинам. Скорее всего, в последующие обращения вам просто откажут, хотя, согласно канонам, максимально допускается венчаться трижды.
Пройти процедуру развенчания без осуждения и порицания церкви могут только овдовевшие люди. Им позволено венчаться три раза в жизни, но только при наличии маленьких детей.
Как правильно развенчаться после развода супругов?
Чтобы пройти всю процедуру правильно, придерживайтесь следующих шагов:
- подайте прошение о развенчании;
- пройдите собеседование со священнослужителем;
- получите позволение на расторжение старого церковного брака;
- при положительном решении повенчайтесь с новым супругом.
Присутствия бывшего супруга при развенчании не потребуется, вам достаточно лично подать прошение и все дополнительные документы. После получения положительного ответа вы можете заново заключить церковный брак в любом храме.
При кажущейся простоте процедуры для верующего человека это очень важный вопрос. Подготовьтесь к нему со всей ответственностью, подумайте, действительно ли вы хотите заключить новый союз на всю последующую жизнь. Перед тем, как благословить новую семью, священник будет долго с вами беседовать и разъяснять необходимость почитания друг друга в браке и хранения верности.
Прошение о развенчании
Есть два варианта подачи прошения о развенчании:
- подойти в Епархиальное управление;
- обратиться в приход, где вы были венчаны.
Вы можете сначала подойти в церковь, где были венчаны со своим бывшим супругом. Поговорите со священником, который скрепил церковные узы. Если его нет, то с любым другим. После беседы, в ходе которой он выяснит причины развода и их серьезность, составьте прошение. Священнослужитель приложит к нему рапорт, в котором изложит свое мнение относительно вашей ситуации.
Вопрос о развенчании решается непосредственно в Епархиальном управлении, поэтому вы можете подать прошение напрямую туда. Уточните в любой церкви, на чье имя писать прошение и как правильно его оформить. Как правило, оно адресуется правящему архиерею. Сроки рассмотрения зависят от того, сколько на данный момент подобных дел рассматривается. Обычно это занимает 2-3 недели. Можно использовать следующий образец прошения. Возможно, в вашей Епархии он будет немного отличаться.
Чтобы разобраться в причинах, которые подтолкнули к этому шагу, священник пригласит вас на беседу, где вы и расскажете обо всем, что произошло в вашей семейной жизни. Все будет решаться именно в этот момент, поэтому постарайтесь убедить служителя церкви в вашей позиции и чувствах к новому избраннику. Не забудьте приложить документы, которые подтвердят ваши слова относительно прошлого брака.
Процедура развенчивания происходит при получении благословения от архиерея на заключение нового брака в церкви.
Подготовка дополнительных документов
Обязательно стоит подготовить копии следующих документов:
- паспорта;
- свидетельства о разводе с первым супругом;
- свидетельства о заключении церковного брака с ним;
- свидетельства о заключении брака с новым избранником;
- прочих документов, которые подтвердят ваши слова.
Причину для отмены венчания необходимо документально подтвердить, то есть предоставить такие бумаги:
Венчание после развода во второй раз
Не забудьте взять с собой официальную бумагу, которую вам выдадут в Епархии, и новое свидетельство о браке. Сумму добровольного пожертвования, положенную внести при венчании, заранее узнайте в храме.
Венчаться во второй раз вам позволят только с тем человеком, который официально является вашим новым супругом. В обряде венчания будут некоторые изменения, если оба супруга ранее были уже венчаны. Например, возложения венцов на голову венчающихся уже не будет, то есть венчание пройдет «вторым чином». Если раньше в церковном браке был только один из венчающихся, то церковный обряд проходит, как впервые.
Когда люди влюблены друг в друга, они мечтают соединить свои судьбы не только в гражданских институтах, но и перед Богом, пройдя таинство венчания в церкви. Однако в жизни порой складывает все не так прекрасно и радужно, как мы себе это представляем. Поэтому часто когда-то любящие друг друга люди разводятся. Но церковный развод не так-то просто осуществить, ведь церковный брак является таинством, при котором сам Бог дает свое благословение верующей паре на совместную жизнь, рождение и воспитание детей. А то, «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает…».
Церковный брак предусматривает пожизненную верность супругов и нерасторжимость православного брака, и, тем не менее, она может дать согласие на церковный развод в некоторых случаях, предусмотренных церковными канонами. В настоящее время этим занимается специальная каноническая группа при епархиальном совете.
Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из супругов, который не был виновником распада семьи, решает повторно пройти таинство венчания. А без развода церковного этого сделать будет невозможно. Естественно есть и те, кто не особо задумывается о необходимости расторжения церковного брака, однако для верующих людей этот вопрос очень важен. Ведь только истинно верующие люди могут пройти обряд православного венчания . Церковный развод не прекращает брака при отсутствии светского развода. Однако для государства достаточно светского развода, после которого человек считается свободным при отсутствии развода церковного. Церковь не дает согласие на расторжение церковного брака ради угождения прихоти, или в целях «доказательства» гражданского развода. Однако если распад семьи – это свершившийся факт, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи не возможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.
Поводы, на основании которых церковь дает согласие на церковный развод.
- Неспособность к брачному сожитию, которая наступила до брака или стала итогом намеренного самокалечения.
- Отказ или принятие супругом другой веры.
- Противоестественные пороки.
- Измена супруга.
- Осуждение к наказанию с лишением всех прав состояния.
- Заболевание одного из супругов проказой или сифилисом.
- Серьёзная, неизлечимая душевная болезнь и расстройство одного из супругов, без уведомления об этом другого супруга.
- Незаконное (насильственное) заключение брака.
- Неспособность одного из супругов к деторождению.
- Сводничество и извлечение выгод из непотребства супругов.
- Покушение на жизнь или здоровье супруга или детей.
- Оставление одним из супругов семьи.
- Брак между близкими родственниками без ведома супругов.
- Брак был заключен при наличии у одного из супругов законного супруга (супруги).
- Сожитие свекра со снохою (снохачество).
- Вступление одного из супругов в другой брак.
- Безвестное отсутствие одного из супругов более 5 лет.
Церковь отрицает повторные браки. И все же по каноническому праву тот супруг, не по вине которого произошел распад семьи, может повторно совершить церковный брак. Для тех супругов, которые стали виновниками развода, повторный церковный брак дозволен только в случае их покаяния и выполнения епитимий, которые налагаются согласно каноническим правилам. В исключительных случаях допускается третий церковный брак, но при этом по правилам Василия Великого увеличивается срок епитимий.
В случае принятии решения о церковном разводе супругам выдается документ, назначается посильная епитимия при условии наличия документа о светском разводе. Однако этот документ носит рекомендательный характер. Вопрос каждого церковного развода решается индивидуально, для чего и были введены Дни Духовника. Часто у священников мнения относительно каждого случая церковного развода расходятся.
Чтобы пройти процедуру «развенчивания» необходимо подать прошение на имя епархиального архиерея в епархиальное управление. Для этого бывшие супруги должны прийти в определённые дни к духовнику и написать прошение. Несмотря на то, что прошение пишет один из супругов, согласие в письменном виде второго должно быть обязательно прикреплено к прошению, поэтому на такое важное мероприятие лучше приходить вдвоем.
Распад семьи церковью всегда воспринимается трагедией, в которой виновны оба супруга. Поэтому осознание и признание этого факта должно прийти к каждому из супругов. В прошении последними словами обоих супругов являются «… Прошу прощение за расторгнутый брак». В нем также следует указать вкратце историю брака и причины развода, место и дату заключения церковного брака, а также прикрепить копию документа о венчании (если такое выдавалось) и копию документа о гражданском (светском) разводе.
Прошение с прикрепленными документами духовник предоставляет в Епархию, управляющий которой после рассмотрения ставит резолюцию. После этого документ с резолюцией духовник выдает бывшим супругам. Он служит свидетельством того, что церковь прекращает действие брака между подателями прошения.
После расторжения церковного брака или признания его «безблагодатным» можно вновь провести таинство венчания. В случае если для кого-то из супругов венчание проводится впервые, то совершается обычное чинопоследование, как в первый раз. Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам.
Решение супругов венчаться в церкви должно быть осознанным со всей степенью серьезности. Перед проведением венчания священник выясняет у жениха и невесты степень их веры, крещеные ли они, а также насколько духовно они готовы к церковному браку. Многие пары вступают в церковный брак, отдавая дань моде, либо из-за красоты и торжественности самой церемонии. Неудивительно, что потом такие семьи просят церковь развенчать их. Поэтому прежде чем пойти на такой шаг необходимо быть уверенным в себе и своем партнере, а самое главное в своей вере.
Сегодня многие пары, регистрируя свой брак, предпочитают сопровождать данный процесс красивым обрядом венчания в церкви. И лишь единицы осознают всю серьезность религиозного таинства, а также ответственность, которая возлагается на них после венчания.
Приходя к гражданскому расторжению брачных уз, супруги задаются вопросом: ? В православной церкви предусматривается для этого специальная процедура.
В чем принципиальное отличие «развенчания» от гражданского развода?
Как известно, гражданский развод может совершаться в одной из двух инстанций:
- в ЗАГСе;
- в суде.
Это будет зависеть от некоторых обстоятельств, а именно: от наличия несовершеннолетних детей, обоюдного/необоюдного согласия супругов, явки/неявки на назначенные предыдущие заседания и т. д.
Расторжение брака в церковном порядке не имеет градации относительно инстанций. Церковь не осуществляет судебных разбирательств относительно бракоразводных дел, несмотря на наличие или отсутствие у супругов детей. Чтобы получить резолюцию священнослужителя на разрыв брачных уз, достаточно подать ходатайство в епархию .
Важно знать! Развод в церковном порядке совершается уже на основе акта о гражданском расторжении брака: или решения суда.
Где проще развестись: в церкви или гражданских органах?
В некоторых случаях процедура церковного развода может быть существенно проще, чем в гражданском его варианте. Прежде всего, это касается тех случаев, когда расторжение брака проходит в суде.
Судебный процесс более длительный, чем в ЗАГСе и церкви. Разбирательство может продлеваться неоднократно судьей, поскольку оно совершается в случае:
- наличия несовершеннолетних детей;
- несогласия одного из супругов на разрыв брачных уз;
- неявки в ЗАГС.
Несмотря на относительную простоту процедуры, не стоит легкомысленно относиться к вопросу о церковном браке и разводе. Церковь очень негативно относится к фактам разрыва семейных уз, а также их причинам.
К сведению! Желающим «развенчаться» необходимо будет тщательно подготовиться к аргументации причин для этого. Список их ограничен, четко прописан в некоторых церковных актах. В этом заключается сложность процедуры церковного развода, в отличие от гражданского. Обычным желанием супругов здесь не обойтись.
Какими актами церковного законодательства регулируется вопрос развода?
Еще в 1917-1918 гг. Собором Православной Церкви был принят акт – «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» . Документ определил причины, которые считались «законными» в церковных кругах для прекращения брака между обвенчанными супругами. Данные обстоятельства и сегодня принимаются церковью в качестве весомых поводов для совершения процедуры «развенчания».
Прежде всего, документом, регулирующим вопросы о церковном браке и его расторжении, сегодня являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000). В 10-й главе данного документа – «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» – излагается позиция церкви по отношению к разводам, процедуре их совершения.
Также в 2000 г. был принят «Устав Православной Церкви», в котором отдельное внимание уделено процедуре разбора бракоразводных дел епархиальными священнослужителями.
Интересно! Православная церковь Московского патриархата приняла решение собрать требования к заключению и расторжению церковных браков в пределах одного специализированного документа – «О церковном браке» (2015). С его проектом можно ознакомиться на официальном сайте религиозной структуры.
Связь между церковным, гражданским и фактическим видами брака
Гражданский брак – это отношения, официально зарегистрированные в специальных государственных органах. Регистрация – принципиальное отличие гражданского брака от фактического – не оформленного в установленном законом порядке.
Интересно! Как оказывается, в наше время ошибочно незарегистрированное сожительство называют гражданским браком.
Церковным браком называются отношения, освященные с помощью специальной церковной процедуры – венчания. В некоторых странах только церковные брачные союзы признаются легальными, такими, которые имеют юридическую силу.
В нашей стране соотношение между этими видами брачных уз таково: гражданский брак наделен юридической силой, которой не имеют остальные виды. Фактические союзы не получают одобрения священнослужителей. Церковный же брак «накладывается» на гражданский: церковь рекомендует сначала официально узаконить отношения между супругами, и только после этого скреплять союз перед Богом .
Что служит основанием для церковного развода?
Если причиной для гражданского развода может стать изъявленное желание супругов или кого-то из них, то для церковной процедуры одного его недостаточно. Чтобы церковь проявила снисхождение и дала разрешение на расторжение брака, необходимы очевидные доказательства того, что семья распалась, а шансов на ее восстановление не существует более.
Одним из наиболее ярких доказательств для церкви может считаться раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени.
Безоговорочными причинами, по которым церковь удовлетворяет желание супругов на «развенчание», считаются:
- конфликты между супругами на почве разных вероисповеданий;
- признание одним из супругов своей измены;
- официально подтвержденные в медицинском порядке заболевания одного из супругов: СПИД, сифилис, алкоголизм, наркомания, душевные расстройства;
- засвидетельствованные врачом неизлечимые проблемы с репродуктивной функцией одного из супругов;
- аборт без ведома и согласия мужа.
Церковь также предусматривает расторжение брака в том случае, если он был фиктивным, основанным на насильственном принуждении, шантаже и прочих незаконных методах, если имеются соответственные доказательства и признания.
«Развенчание» также разрешается, если совместное проживание супругов становится невозможным в силу чрезмерной конфликтности, применения насилия в семье, покушения на жизнь одного из ее членов (в том числе и ребенка).
Церковные каноны позволяют расторгнуть брак, когда он считается незаконным и согласно гражданским законам:
- один из супругов на момент регистрации данного брака имел другие нерасторгнутые брачные узы;
- вступил в следующий брак в процессе данной супружеской жизни;
- супруги, вступившие в брак, приходятся друг другу родственниками;
- один из супругов, будучи в браке, начинает отношения с близким родственником.
Важно знать! Снисходительна церковь к одному из супругов и тогда, когда второй пропал без вести и отсутствует пять лет . В этом случае каноны позволяют освободить человека от уз. Это касается и ситуации, когда муж или жена являются серьезными правонарушителями, осужденными на наказание с тяжелыми последствиями (конфискация имущества и т. д.).
Как правильно составить прошение о расторжении церковного брака (образец)?
Чтобы совершить расторжение брака, скрепленного церковным обрядом, необходимо составить и подать специальное прошение на имя епархиального архиерея – представителя епархиального управления .
Данный документ может составляться и подаваться как одним, так и двумя супругами, желающими расторгнуть брак. Чтобы выполнить процедуру правильно, избежать возможных задержек в рассмотрении дела из-за ошибок в заполнении бланка, предлагается ознакомиться с образцом прошения о расторжении церковного брака.
Это достаточно простой по своей структуре документ, не требующий слишком большого количества данных. Чтобы его составить, необходимо указать:
- фамилии, имена и отчества супругов;
- дату венчания;
- место совершения обряда;
- название храма;
- причину расторжения брака.
К сведению! Если есть желание на вступление в повторный церковный брак у одного или обоих супругов уже на момент развода, в прошении можно прописать и этот момент: попросить разрешения у епархии, указав данные будущих жены и/или мужа.
Подача прошения о расторжении церковного брака
Итак, как мы уже указывали выше, прошение о «развенчании» подается на имя епархиального архиерея. А это значит, что относить документ следует не в храм, в котором священник совершил таинство венчания, а непосредственно в саму епархию (любого уровня) . Дело будет передано на рассмотрение архиерею, потому что в его компетенции – принимать решения о расторжении уз.
Подавать прошение в епархию можно в любой день недели, кроме выходных. Для этого присутствие обоих супругов не обязательно. Эту процедуру может осуществить кто-то один.
Рассматриваются только те прошения, к которым прилагается установленный пакет документов:
- копия документа о гражданском разводе (свидетельства);
- оригинал свидетельства о венчании;
- копии документов, которые будут обосновывать причину церковного развода (при необходимости);
- копии паспортов разводящихся супругов.
Важно! Супругам нужно будет лично присутствовать при рассмотрении в назначенное время.
Процедура рассмотрения прошения в епархии
Процедура рассмотрения каждого прошения индивидуальна. Но в ней можно выделить несколько общих шагов:
- просмотр прошения и прикрепленных к нему документов комиссией в той епархии, куда они были поданы;
- передача пакета документов представителю высшего (областного) епархиального управления, который будет принимать решение по делу;
- рассмотрение дела вместе с супругами во время личной беседы.
По своей длительности беседа священнослужителя с супругами не регламентирована никакими документами, как и ее содержание. В течение этого времени супругов будут пытаться всячески примирить.
Если этого сделать не удается, уже бывшим супругам выдается документ с резолюцией священника о прекращении брака.
Повторный церковный брак: миф или реальность?
Относительно повторных браков, церковные каноны достаточно строгие. В результате выполнения определенных требований существует возможность получить разрешение на повторное венчание разведенного с другим человеком. Церковью допускается не более трех браков.
Очередной церковный брак чаще всего разрешается для того супруга, который не был виновником расторжения уз в первом случае. В такой ситуации таинство венчания проходит традиционно, как и в первый раз. Но если оба брачующиеся вступают в церковный брак повторно, то процедура венчания для них будет немного отличаться от первой: на них венцы не будут возлагаться (процедура «вторым чином»).
Церковный канон также предусматривает возможность повторного брака и для «провинившегося» в предыдущем «развенчании». Но для этого необходимо выполнение церковных требований – совершения покаяния путем выполнения епитимий.
Епитимия – это так называемое «наказание», которое налагается церковью для искупления греха виновником «развенчания». По своей форме епитимии могут существенно отличаться:
- паломничество в святые места;
- пост;
- подаяние милостыни и проч.
Срок выполнения епитимии (в среднем от двух до трех лет), ее форму выбирает священник. Она зачастую зависит от меры «греха», который привел к расторжению церковного брака.
По результатам «отбывания церковного наказания» и искупления греха священник принимает решение: удовлетворить или отклонить прошение человека о повторном венчании.
Интересно! Для получения разрешения на вступление в третий церковный брак условия и срок епитимии ужесточаются. При этом у желающего не должно быть детей от первых двух браков, а возраст его не должен превышать 40 лет.
Таким образом, церковный развод – это не вымысел, а реальная процедура, которая совершается церковью. Но в связи с наличием возможности «развенчаться» не стоит легкомысленно подходить к скреплению брачных уз путем церковного таинства. Принимая решение о венчании, нужно руководствоваться не мечтами о красивой церемонии, а серьезностью намерений и готовностью отвечать за свои действия.
Рассказывает священнослужитель
На видео ниже дает ответы на вопросах о развенчании настоятель Храма Святого Василия Великого — отец Аркадий.