Причины плохой памяти у детей. Нарушение памяти у подростков


Не всегда малыш сразу спешит выполнить вашу просьбу. Обвинять его сразу в невнимательности и непослушании не стоит. Может оказаться так, что он просто не запомнил то, о чем вы его попросили. В раннем возрасте дети очень легко «впитывают» в себя новую информацию, но им не так просто, как мы думаем, ее воспроизвести. Если проблема с памятью возникает у ребенка в раннем возрасте, то не факт, что она не останется у него на всю жизнь. С большими трудностями, например, в процесс обучение в школе может столкнуться ваш малыш в будущем. Поэтому, если вы заметили у ребенка проблемы с памятью, то стоит сразу начать искать ответ на данный вопрос, развивать мастерство запоминания нового с раннего возраста.

В первую очередь, необходимо выяснить причины плохой памяти у детей. На отсутствие концентрации внимания вашего ребенка может влиять его загруженность. Необходимо правильно составить расписание занятий малыша. Школа, развивающие дополнительные занятия, прогулки, здоровое питание и сон – обязательные компоненты хорошего развития молодого организма. Стоит помнить, что ребенок тратит энергии в день не меньше, чем взрослый человек, что приводит к утомляемости. Чтобы ребенок успевал восполнять силы, потраченные на все дела за день, необходимо обеспечить ему полноценный отдых. Родители должны контролировать ситуацию, а в более запущенных случаях им стоит обратиться к специалисту. Наличие витаминов и полезных микроорганизмов, правильное питание тоже влияют на скорость и качество запоминания какого-либо материала. Немаловажное значение имеет даже количество воды, потребляемой ребенком. Иногда причиной неуспеваемости в школе является плохая тренировка памяти. Тогда стоит без спешки, в спокойной обстановке, без нервов позаниматься с ребенком упражнениями на улучшение его памяти.

Существуют симптомы, говорящие о проблемах с памятью. Ребенок тяжело выражает свои мысли, путается в словах, не доводит до логического завершения фразы, сама речь недостаточно развита для его возраста. Стоит пересмотреть все причины возникновения проблем с памятью по порядку. Убрать из расписания посещение кружков, наличие которых может сказываться на быстрой утомляемости ребенка. Больше времени уделять индивидуальным, домашним улучающим память занятиям. Каждый родитель мечтает о всесторонней развитости своего ребенка, однако стоит правильно расставлять приоритеты. В данном случае здоровье, безусловно, важнее.

Если вы обнаружили, что у ребенка плохая память, то стоит обратить внимание на его сон. Хватает ли ему тех часов в сутки, проведенных в кровати, для того, чтобы выспаться, отдохнуть. Просмотр мультика до поздней ночи или игра в компьютер только плохо отразятся на развитии памяти ребенка. Физиологические данный имеют свой вес в способности быстро запоминать большое количество информации и уметь ее воспроизводить. Если вы уверены, что проблема далеко не в этом, то профессионалы всегда могут предложить индивидуальные , где целый комплекс упражнений поможет улучшить память ребенка.

Родители четырехлетнего крохи начинают беспокоиться, если их малыш не может выучить короткое стихотворение. Эксперты утверждают, что проблему запоминания информации ребенком должны решать специалисты в психологии. Однако для начала родители должны сами определить область проблемы своего малыша. Для этого нужно знать, что память делится на слуховую, зрительную и моторную.

Если ваш ребенок часто забывает о просьбах взрослых, а разучивание небольшого четверостишия для него является непосильным занятием, не стоит считать, что он непослушный и невнимательный, возможно, у него просто плохая память. Исправить этот недостаток реально. И рекомендуется это делать, пока ребенок еще не ходит в школу, иначе в дальнейшем эта проблема будет усугубляться, из-за чего будет страдать успеваемость школьника. Как итог – двойки в дневнике, отсутствие знаний, полная апатия к учебе. Итак, у ребенка плохая память: что делать в этом случае и какие меры предпринимать?

Как распознать проблему?

Если взрослый занимается с ребенком с самого его рождения, о плохой памяти вряд ли придется беспокоиться. Однако даже в этом случае нет гарантий, что малыш будет обладать идеальным запоминанием. Как же тогда понять, что вашему чаду нужно помочь? Постарайтесь выяснить следующие моменты:

  1. Отвечает ли ребенок на прямые вопросы взрослых?
  2. Выполняет ли он простые задания или отказывается от них, не пытаясь даже запоминать элементарные вещи?
  3. Умеет ли малыш удерживать внимание на конкретной деятельности, или он вам кажется рассеянным, невнимательным?
  4. Насколько легко ему следовать точным инструкциям, которые предоставляет взрослый?
  5. Проблема ли для него – делать задания, где нужно собирать и обрабатывать информацию?

Хоть один положительный ответ на указанные вопросы является поводом для начала серьезных занятий по развитию памяти ребенка. Однако прежде нужно понять причину проблемы.

Плохая память у ребенка: главные причины

Плохой памятью ребенок может страдать по целому ряду причин.И чаще всего проблема не так страшна: исправить ее можно, если взрослый знает, что и как делать для этого. Если в итоге коррекции память малыша улучшается, как следствие, он с легкостью сможет концентрировать свое внимание на деятельности, что в дальнейшем положительно повлияет на успешность в школе. Итак, причинами плохой памяти могут быть:

Причина Характеристика причины
Неврозы Если проблема с памятью заметна у ребенка в возрасте от 1 года, нужно посетить невролога, дабы исключить либо подтвердить проблемы с нервной системой и головным мозгом малыша. Неврозы часто наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста. Как правило, опасности никакой не представляют, но все же некоторые неудобства ребенок испытывать будет. Поэтому невропатологи таким деткам назначают 2 вида терапии: специальный комплекс упражнений и медикаментозное лечение. Первый вид терапии больше подходит для маленьких детей. Если же ваш ребенок – школьник или подросток, ему пропишут медикаментозное лечение.
Наследственность Эта причина достаточно распространена. Исправить ситуацию можно, однако не всегда это получается. Если у ребенка плохая память и внимание из-за наследственности, единственное правильное решение – развивать эти процессы. Взрослый должен больше заниматься с чадом, тренировать память посредством логических игр, упражнений, заданий. Как вариант – отправить ребенка в раннюю школу развития, где с малышами занимаются в игровой форме, уделяя много внимания тренировке памяти и внимания.
Недосыпание От недосыпания больше страдают школьники и подростки. Если ребенок ночью спит меньше 8 часов (при том, что норма детского сна – 10 часов), запоминать новую информацию ему будет крайне сложно, так как его мозг не отдохнул полноценно, а значит, работать в полную силу он не сможет. Исправить проблему можно, причем достаточно легко. Просто давайте ребенку выспаться: укладывайте его в постель раньше, чем обычно, выкупав перед этим в успокаивающих травах. У выспавшегося ребенка память и внимание значительно улучшаются.
Гиперактивность Проблема проявляется излишней активностью ребенка, его неусидчивостью, невнимательностью. Естественно, в таких условиях память и внимание развиваться нормально не могут. Устранить проблему поможет невролог. Для этого предлагаются методы по тренировке памяти, целенаправленной двигательной активности (посещение спортивных секций), медикаментозной терапии (прием витаминных комплексов, не более). Очень важный момент: родители должны уделять гиперактивному ребенку максимум внимания и свободного времени.
Отсутствие тренировок памяти Если головной мозг регулярно не подпитывать новой информацией, он теряет свойства к развитию. Исправить ситуацию можно, выполняя различные задания и задачи на развитие внимания, логики, мышления.
Неполноценное питание Родители должны так составить рацион питания ребенка, чтобы в организм малыша ежедневно поступало нужное количество витаминов и минералов. Дополнить питание можно приемом витаминных комплексов. Если все сделано правильно, головной мозг ребенка будет получать достаточно энергии, чтоб запомнить и обработать новую информацию.
Отсутствие интереса Мозг человека устроен таким образом, что та информация, которая важна для конкретной личности, запоминается легко и надолго, а та, что неинтересна, запоминается на короткий период времени. Поэтому, если ваш ребенок не запоминает какую-либо информацию, возможно, она просто ему не интересна. Единственно возможная терапия в таком случае– заинтересованность. Вовлеките кроху в процесс, и проблема исчезнет.
Неправильный режим дня Эта причина приводит к тому, что малыш становится раздражительным, рассеянным, невнимательным. Как следствие – возникают проблемы с памятью.
Много информации Большой поток информации может спровоцировать плохое ее запоминание. Поэтому рекомендуется снизить нагрузку для малыша.
Переутомление Если ребенок-школьник страдает плохой памятью, причем раньше такого за ним не наблюдалось, возможно, он переутомляется на занятиях, из-за чего мозг работает не на всю силу. Позволяйте ребенку после уроков отдохнуть и расслабиться так, как он захочет. Отдохнувший малыш всегда будет внимателен на уроках и легко запоминать новую информацию.
Загруженность не по возрасту Головной мозг человека устроен таким образом, что в определенный возрастной период он способен воспринимать и запоминать определенную информацию. Если эта информация не соответствует возрасту ребенка, то она либо не запомнится, либо запомнится, но на короткий временной промежуток.
Ранний возраст Говорить о плохой памяти у детей до 3-4 лет рано. Как правило, к этому возрасту и память, и внимание еще недостаточно развиты. Однако тренировать эти процессы нужно. Регулярные тренировки обеспечат вашему малышу в дальнейшем умение запоминать информацию быстро и без особых усилий.

Как тренировать память ребенка?

Чем раньше вы начнете тренировать память своего ребенка, тем лучше. С самого рождения малышу нужно читать стишки и сказки, рассказывать потешки, петь песенки. Для младшего дошкольника полезными будут сказки с множественным повтором слов и фраз: они невольно запоминаются ребенком. Когда кроха пытается воспроизводить услышанное, не скупитесь на похвалу – это окажется лучшим стимулом для разучивания новых стихотворений.

Не менее важно общаться с ребенком на разные темы, обсуждать увиденное и услышанное. Говорите с крохой, внимательно слушайте его рассказ. Описывая новый предмет, делать это нужно эмоционально, ярко, обращайте внимание на мельчайшие детали. Спустя несколько дней закрепите результат беседы.

Ежедневно играйте с ребенком в развивающие игры: предлагайте запомнить предметы, после чего расположить их в правильном порядке, найти лишний или недостающий предмет и т.д. В детских магазинах можно приобрести настольные развивающие игры для детей любого возраста. Таким образом развитие памяти будет разнообразным и разносторонним.

Тренировка памяти – длительный и трудоемкий процесс. Поэтому ждать скорых результатов не стоит: только усердная ежедневная работа позволит получить то, к чему вы так стремитесь. Но если спустя время постоянных тренировок улучшений не заметно, стоит обратиться к неврологу за консультацией. Возможно, вам потребуется медикаментозное лечение или специальный комплекс упражнений. Помните, своевременное решение проблемы поможет исключить развитие неприятных моментов в старшем возрасте.

Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка. Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок - это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно. Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?

Невроз

У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.

При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.

Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.

Наследственность

Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.

Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.

Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.

Недосып

Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину

Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.

С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.

Гиперактивность

Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.

Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто "живчик", постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.

Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:

  • уделять ребенку больше времени;
  • тренировать память;
  • позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).

Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, "Джунгли". Какие-то "серьезные" медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.

Отсутствие тренировок

Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит Это крайне важно.

Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.

Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.

Питание

Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства - далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.

Лечение простое - достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.

Нет интереса

У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.

То есть рассеянность и проблемы с памятью - это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.

Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное - в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.

Лечение тут одно - заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность - вот залог успешного развития ребенка.

Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.

Много информации

Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.

Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение "век живи - век учись" на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.

Переутомление

Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?

Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.

Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети - не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.

Не по возрасту

Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.

Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.

К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет - прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.

Ранний возраст

Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.

Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка - ее требуется подпитывать.

Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное - заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.

Упражнения для малыша

Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:

  • часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
  • использовать прописи для совершенствования письма;
  • много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
  • говорить нужно короткими фразами;
  • больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.

Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук.

Итоги

Теперь понятно, почему у детей бывают проблемы с памятью, и как их устранять. Чаще всего самостоятельно лечение не назначается. Лучше отвести ребенка к врачу-неврологу. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и общий анализ крови.

К слову, низкая успеваемость в школе - не признак плохой памяти. Это явление связано с пубертатным периодом подростков. Нужно переждать его и, конечно же, заинтересовывать ребенка обучением.


- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них - образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций . Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное - это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано - когда шел дождь? Правильно, "вчера шел дождь"... Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, - в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь - приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, - это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом - в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца , соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок . Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:


Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это - основа внимания к своим действиям.

Ребенок забывает дома тетради и учебники, хотя собирался с вечера и никуда не спешил? Вы послали его за хлебом, а он купил шоколадку? Он не помнит, что проходили сегодня в школе?

Плохая память у ребенка — что делать?

Не спешите обвинять сына или дочь в лени или нежелании учиться. Возможно во всем виновата плохая память у ребенка, и на это есть вполне объективные причины. Чтобы определиться, как улучшить память, необходимо разобраться в причинах этого нарушения:

Пора на обед!

Одна из причин ухудшения памяти у ребенка очевидна -неправильное питание. Если Ваш сын на завтрак съест бутерброд, в школе перекусит шоколадным батончиком с «Колой», а в обед «угостит» свой желудок чипсами перед прогулкой, в этом случае даже полноценный вечерний ужин в компании с родителями не поможет делу.

Несбалансированное питание, отсутствие нужных растущему организму витаминов, микроэлементов и других полезных веществ в период становления может привести к плачевным результатам.

Что делать : именно в детстве закладывается основа всего в организме. Недополученное в детстве уже не наверстать во взрослом состоянии. Поэтому обратите пристальное внимание на то, чем Ваш ребенок питается, поговорите с классным руководителем, чтобы она последила, чтобы ребенок обязательно получал завтрак в школьной столовой. Дети обязательно должны обедать в школе и не печеньем, а полноценным горячим блюдом . И никаких диет, которым подвержены девочки в подростковом возрасте. Любые ограничения в питании губительны в том числе и для памяти.


Режим дня

Невнимательность, нарушение концентрации, ухудшение памяти может быть связано с неправильным режимом дня:

  1. ребенок допоздна сидит у телевизора или за компьютером;
  2. мало спит;
  3. не отдыхает днем;
  4. поздно заканчивает делать уроки.

Неправильное соотношение между отдыхом и нагрузкой может привести к перенапряжению, и ребенок просто перестанет воспринимать необходимый ему в его возрасте объем информации.

Что делать : постарайтесь соблюдать установленный режим дня. Привлеките к его составлению Вашего ребенка, пусть он добавит в него те занятия, которые он считает важными. Сделайте плакат и повешайте на видное место.

Электронное зло

Еще никому не помогало бесконтрольное использование электронных средств мобильных телефонов, компьютеров, планшетов. Зачем ребенку тренировать память, запоминать что-то, если он, весь увешанный гаджетами, всю нужную информацию за одну минуту может найти в Интернете. Вот Вам и еще один источник беспамятства современных детей — компьютеризация нашей жизни.

Что делать: попробуйте отвлечь ребенка от его персонального электронного друга: поговорите с ним, расскажите историю из жизни Вашей семьи, поделитесь знаниями по истории, предложите вместе почитать, а потом обсудить книгу, сходите вместе в музей, где ребенок получит новую для себя информацию. Разумеется, если рассказчиком будет мама или папа, которых ребенок так редко видит, он запомнит все гораздо быстрее.

Жвачка для беспамятства

Современные ученые порой приходят к совершенно неожиданным результатам в своих исследованиях. Оказывается, ухудшает память… жевательная резинка. Психологи Кардиффского университета в Англии доказали, что жвачка вредит кратковременной памяти.

Жевание резинки — это монотонное однообразное рефлекторное движение. Но из-за этого человек не может сосредоточиться на чем-то важном. Причем это относится как к детям, так и к взрослым. Человек становится рассеянным и не помнит, что делал минуту назад. Сами посудите, Вашему чаду не видать пятерки, если всю контрольную он будет концентрироваться на жевании, а не заниматься решением примеров.