Русская народная кукла проект ясли. Проект "народная тряпичная кукла". Окончательная отделка куклы
Проект: «Народная кукла»
Светлана Викторовна Лежнина, воспитатель МБДОУ-детский сад №18 “Золушка”, город Верхний Уфалей.
Описание работы: предлагаю Вам проект образовательной деятельности для детей дошкольного учреждения на тему: “Народная кукла”.
Данная работа будет полезной воспитателям старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Проект направлен на приобщение детей к народной культуре, через знакомство c традиционной куклой.
Пояснительная записка
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?
Во-первых, кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность
.
В настоящее время
традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям.
Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.
- она знакомит с удивительным миром славянской культуры
- являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве
- изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т.е. осваивает различные социальные роли
- в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой
- воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев
- изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности
- ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности
- в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук. Все это влияет на развитие мышления и развитие речи
- в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца
- застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию
- работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус), прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное
- знакомство со славянской культурой и изготовление кукол детьми дает им возможность принимать участие в народных праздниках, совершать определенные обрядовые действия
Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.
Приоритетное направление проекта:
Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой
Цель проекта:
Разработка эффективной системы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ
Задачи проекта:
1. Расширение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения
2. Знакомство с традиционной куклой, технологией ее изготовления; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности
3. Воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие
4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ. Связь с другими творческими учреждениями
Данный проект :
творческий, познавательный, краткосрочный (один календарный год).
Участники проекта:
педагоги, дети старшего возраста, родители.
Условия реализации проекта:
Нормативно-правовое обеспечение
Наличие локальных актов, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГОС
Наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня
Кадровое обеспечение
Заинтересованность во внедрение инновационных технологий
Владение педагога современными образовательными технологиями
Научно-методическое обеспечение
Определение модели образовательного процесса
Разработка комплексно-тематического планирования и системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения знаний и умений
Информационное обеспечение
Организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом
Материально-техническое обеспечение
Наличие предметно-развивающей среды (уголок творчества в группе)
Создание мини-музея «Куклы наших бабушек»
Методы:
исследовательские, практические, социальный опрос и анализ результатов
Проект построен на основе главных методических принципов:
учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения
Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер
Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус.
Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении включаться в процесс изготовления кукол, творчески и с усердием относиться к работе.
Этапы реализации проекта
1 этап : Организационно-диагностический .
Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения), анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов. Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству.
2 этап : Теоретический.
Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т.д.
3 этап: Практический.
Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол, освещение информации по реализации проекта.
Творческие выходы (при работе с детьми).
Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре, умение отражать полученные впечатления, умения и знания в продуктивной деятельности. Формирование у детей устойчивого интереса к посещению народного музея (понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия).
Творческие выходы (при работе с родителями)
Необходим для создания благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья, привлечения родителей к реализации проекта и участию в ряде совместных мероприятий. Он направлен на установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранения семейных традиций и зарождение новых.
Творческие выходы
Сюда входит проведение мастер-классов для педагогов, различные консультации, вступления на пед.советах и т.д.
5 этап: Связь с другими творческими организациями.
Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, организацию и проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.
Прогнозируемые результаты
1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ
2 Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы
3. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности
4. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок).
Перспективы продвижения проекта.
1.Пополнение мини-музея новыми экспонатами.
2. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
3.Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов
4. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.
Перспективный план работы по проекту: «Народная кукла»
1 . Разработка диагностических карт. Выявление уровня сформированных знаний и умение у детей, родителей и педагогов по данной теме.Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления народных кукол на базе детского сада.
Определение степени готовности родителей к сотрудничеству.
1. Проведение эксперимента с группой детей.
1) Наблюдение за игрой с целью выявления – какое место в игре займет самодельная народная игрушка .
2 )«Блиц–опрос» с целью определения уровня знаний о народной культуре и традиционной кукле.
3) экскурсия по созданному мною мини – музею « Куклы из бабушкиного сундука» с целью выяснения - насколько востребованы знания о народной культуре и традиционной кукле в наше время среди современных детей.
4) проведение занятия по ознакомлению с народной куклой-закруткой и с самим процессом ее изготовления (совместная деятельность педагога с ребенком), с целью прочувствовать заинтересованность детей в изготовлении куклы, их желание творить, способность к обучению.
2. Проведение повторного эксперимента среди детей. Анализ полученных результатов.
3. Анкетирование педагогов и родителей
2 .Изучение актуальности . (Обосновать свой выбор: каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения).
3 . Анализ возможных затруднений, постановка проблем, изучение литературы.
4 . Определение целей и задач.
5 .Прогнозирование возможных результатов.
6 . Создание материальной базы (кусочки ткани, пряжа, тесьма и т.д.).
II. Теоретический
1 . Изучение истории возникновения традиционных народных кукол.
Методические разработки
2 . Основные особенности кукол , изготовленных вручную (своими руками).
3 . Виды кукол , их значимость, принадлежность.
4. Технология изготовления
5 . Разработка конспектов (для работы с детьми).
6. Мастер-класс для педагогов.
7. Консультаций для родителей и педагогов
III . Практический этап (для педагога)
1 . Создание наглядных и методических пособий
1.Папка “ Традиционная народная кукла ”
История возникновения
Особенности самодельной куклы
Виды кукол, значимость, принадлежность
Технологические карты изготовления
Конспекты по ознакомлению и изготовлению кукол
Мастер-класс для педагогов
Консультации для родителей и педагогов
2 . Изготовление образцов кукол.
1. Создание мини-музея “Куклы из бабушкиного сундука” фото-материал
3 . Освещение информации по реализации проекта.
1.Создание Фото-монтажа «Наши успехи»
IV . Творческие выходы (при работе с детьми)
1 . Осуществление работы с детьми.
Создание оптимальных условий для их саморазвития и самореализации.
Развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре.
Умение отражать полученные впечатления, умение и знания в продуктивной деятельности.
1. Занятие по ознакомлению с игровыми народными куклами и изготовление куклы «Закрутки»
2. Занятие по ознакомлению с обереговыми куклами и изготовление куклы “Ангел” .
3. Занятие по ознакомлению с традиционными обрядовыми куклами и изготовлению “Домашней куклы Масленицы”.
4. Экскурсия в мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука» изготовление куклы «Пеленашка»
5 . Изготовление кукол в свободное от занятий время: Зайчик на пальчик, Бессоница, Кувадка, Мартеничка(нитяная кукла), Крупеничка. Столбушка, Кукла на ложке, Купавка, Жаворонки, Бабушка и Дедушка.
6. Организация и проведение выставок с демонстрацией «Рождественских Ангелов», «Кукол Домашняя Масленица – дочка Масленицы», «Кукол-закруток», «Жаворонков» - в выставках «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Широкая Масленица», «Пасхальный перезвон».
2 . Проявление интереса к посещению народного музея. Понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия.
1. Посещение городского музея «Бабушкина кукла» знакомство с игрушками 19-20 века + мастер-класс “Кукла-закрутка”.
(при работе с родителями)
Создание благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья.
Привлечение и реализации проекта и участию ряде совместных мероприятий
Установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранение семейных традиций и зарождение новых.
1. Консультации для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре”, «Семейные традиции»,«Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре».
2. Тематическая выставка «Куклы наших бабушек» (совместное творчество родителей и детей)
3. Оформление фотоальбомов «Семейные реликвии», «Семейные праздники»
4. Тематический заключительный вечер с родителями «Чем дальше в будущее входим – тем больше прошлым дорожим»
Интеллектуальные игры
Подведение итогов по проекту
Демонстрация “ фото-монтажа ”
Посещение мини-музея “Народная кукла” (в стенах д/сада)
Награждение самых активных из семей, участвующих в реализации творческого проекта
Концерт
Чаепитие
Фото-материалы, отзывы
(при работе с педагогами дошкольного учреждения)
1. Консультации для педагогов на тему: «Как приобщать ребенка к традиционной народной культуре»
2. Мастер-класс для педагогов «Рождественский ангел» фото- материалы, отзывы
3. Творческий отчет по проекту “Народная кукла”.
v . Связь с другими творческими организациями
Сотрудничество с работниками культуры, детской библиотекой.
Участие в различных конкурсах и акциях.
Публикации.
1. Демонстрация кукол в детской библиотеке «Куклы из бабушкиного сундука» фото-материалы, отзывы
2. Участие детей в благотворительной акции «Добрые сердца» изготовление кукол для детского дома (совместно с родителями) фото-материалы, отзывы
3. Публикации.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени » ПРОЕКТ «КУКЛА – НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Выполнила: Сорокина Антонина, Руководитель: г. Бежецк 2015 П А С П О Р Т П Р О Е К Т А Название проекта: «Кукла – народная игрушка». Руководитель проекта : . Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, история, изобразительное искусство. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет. Тип проекта: индивидуальный. Цели проекта: выяснить значение кукол в жизни человека. Проследить с какими этапами жизни человека они были связаны. Задачи проекта: 1. Найти информацию по выбранной теме. 2. Узнать историю возникновения кукол. 3. Как и из чего изготавливали кукол. 4. Чем и для чего они служили. 5. Научиться самостоятельно изготавливать традиционные народные куклы. 6. Провести мастер-класс по изготовлению куклы со своими одноклассниками. Вопросы проекта: 1. Что такое кукла? 2. Как появилась кукла в России? Её назначение. 3. На какие группы делятся тряпичные куклы? 4. Можно ли сделать тряпичную куклу в домашних условиях? Необходимое оборудование: фотографии кукол, книги, компьютер, подключенный к сети Интернет. Актуальность проекта: В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты. Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своем роде. У нее своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол. Этапы работы над проектом: 1. Подбор материала по теме. 2. Его исследование и отбор. 3. Изготовление тряпичных кукол своими руками. 4. Написание проектной работы и её оформление. 5. Создание презентации. Список использованных информационных ресурсов: 1. Библиотеки. 2. Интернет. К Р А Т К А Я А Н Н О Т А Ц И Я Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т. д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность. С О Д Е Р Ж А Н И Е I. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проекта. ………………………………………5 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………… ..5 1. Теоретический обзор темы..…………………………………………………5 1.1. Что такое кукла и её особенности ……………………………………..5 1.2. Типы и назначение куклы ……………………………………………...6 1.2.1. Куклы-обереги………………………………………………………...6-7 1.2.2. Игровые куклы ………………………………………………………..7-8 1.2.3. Обрядовые куклы ………………………………………………..…….9-10 2. Практическая часть работы …………………………………………………10-11 2.1.Изготовление традиционных народных кукол…………………………11-12 2.2. Мастер-класс по изготовлению куклы «Мартинички» с одноклассниками ………………………………………………………11-12 III. ВЫВОДЫ …………………………………………........................................13 IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..…14 V. ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………………………………………15-17 |
КУКЛЫ НЕ УМИРАЮТ –
В НИХ ПРОСТО ПЕРЕСТАЮТ ИГРАТЬ
В. Пелевин
I. Введение. Актуальность проекта.
Тема моей работы «Кукла – народная игрушка». Почему я выбрала эту тему?
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Меня очень заинтересовало то, каких кукол мастерили в старину?
С какими событиями в жизни людей были связаны куклы?
Я предположила, что в старину мастерицы не просто мастерили кукол, а вкладывали в них особый тайный смысл. Мне захотелось узнать об этом больше и я начала исследовательскую работу.
II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретический обзор темы
1.1 Что такое кукла и её особенности.
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к словарю.
В «Словаре русского языка » Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека, даже если она не является детской игрушкой. С японского «кукла» означает «образ человека». Опросив девочек моего класса, я выяснила, что «кукла» это - игрушка, развлечение, украшение комнаты, подруга детства, первая дочь, лучшая подруга, игрушка, которая по виду напоминает человека.
Из книг я узнала, что раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани и других материалов. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил. Но больше всего меня заинтересовали куклы, выполненные из лоскутков материи, ленточек и ниток, т. е тряпичные куклы.
1.2.Типы и назначения кукол
Тряпичные куклы - одни из самых старых и любимых в мире. Таких кукол люди делали сами для своих детишек. Их так приятно обнимать, укладывать с собой в кровать, носить повсюду - ведь они совсем легкие и не занимают много места. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
1.2.1. Куклы – обереги
Лоскутные куклы-обереги – это отражение той картины мира, в которой жили люди. Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
К этому типу кукол относятся:
«Вепсская кукла». Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резанная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребёнок подрастал, её отдавали ему играть.
«Домашняя масленица». Символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Подорожница – обережная кукла маленького размера, которая помещалась в ладони, т. к её брали с собой в дорогу. Она защищала в пути-дороге от бед..jpg" width="157" height="207">.jpg" width="158" height="208">DIV_ADBLOCK210">
К этому типу кукол относятся:
Кукла «Отдарок на подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребёнок должен сделать сам возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы дети могли подарить её кому-то в ответ на подарок.
Кукла «Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста.
Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку.
Кукла «Веснянка» - это небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали её весной и дарили детишкам на Пасху. Она была куклой одного дня. Испачканную за день куклу сжигали.
https://pandia.ru/text/80/175/images/image009_7.gif" width="204" height="216">.jpg" width="182" height="298">Венчание" href="/text/category/venchanie/" rel="bookmark">венчания , под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. После того, как рождались дети, кукол раздвигали и между ними помещали маленьких кукол по количеству детей. Такие куклы для молодых делали подруги.
Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу «Зерновушку». Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Весной содержимое «Зерновушки» высыпалось в первую борозду. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
https://pandia.ru/text/80/175/images/image015_7.gif" width="220" height="295">Беззаботность" href="/text/category/bezzabotnostmz/" rel="bookmark">беззаботная , веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
«Нянька» - женщина с младенцем на руках. Кукла носит воспитательный характер. Показывает, что женщина должна любить, растить и воспитывать детей.
«Пеленашка», «Вепсская» - об этих куклах я уже говорила.
«Мировое дерево». Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из берёзы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених. «Мировое дерево» - так называли эту композицию. Свадебным пирогом угощали родственников молодых, а самую серединку пирога с мировым деревом всегда отдавали жениху и невесте. Они помещали дерево на почётное место в своём доме.
Сейчас я работаю над тряпичной свадебной куклой.
https://pandia.ru/text/80/175/images/image020_3.jpg" width="223" height="260">.jpg" width="268" height="258">Классный час" href="/text/category/klassnij_chas/" rel="bookmark">классном часе я провела мастер-класс и познакомила ребят с изготовлением самой простой в исполнении куклы-женщины «Мартинички».
1. Рассказ о роли и значении кукол в жизни русского народа
и о кукле «мартиничке» (приложение 1).
2. Практическая часть (приложение 2).
Для изготовления куклы нам понадобятся: шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона, крючок для вязания, ленточка.
Техника выполнения куклы «мартинички» включает в себя выполнение следующих последовательных этапов, а именно:
Изготовление туловища, головы и ног:
Изготовим туловище. Намотайте аккуратно нитки красного цвета на шаблон (по длине) 40-45 витков пряжи. Обрезаем нить. Отрежем красную нить длиной примерно 10см. Пропустим под пряжу по сгибу и сделаем два узла. Снимем пучок ниток с шаблона и разрежем с противоположной стороны от узла. Это будут голова, туловище и ноги. Сделаем голову. Для этого отступим от узла примерно 2см и белым цветом ниток завяжем.
Изготовление детали рук:
Намотаем нитки белого цвета на шаблон (по ширине) 20-25 витков пряжи. Обрежем нить. Аккуратно снимем нитки с шаблона. Завяжем узлы нитками красного цвета по краям.
Соединение деталей:
Пучок ниток красного цвета разложим на две части. Между прядями пучка вложим деталь рук, под которой потом белой ниткой соединим две детали.
Окончательная отделка куклы:
Подровнять ножницами край юбки куклы. Пряжу можно слегка распушить. И вот что у нас получилось. DIV_ADBLOCK212">
См. Приложение
IV . ЛИТЕРАТУРА
1. Дайн народная игрушка. - Москва, Просвещение, 1981
2. Прекрасное своими руками. - Москва, Детская литература, 1987
3. Самые красивые и знаменитые куклы мира. - Москва, Аванта +, 2003
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. Автор – составитель - Москва, « Издательство ACT», 1999
5. и Шведова словарь русского языка. –
М.: Технологии», 2008г.
6. http://letopisi. ru/index. php/ История_тряпичной_куклы.
7. Ресурсы интернет:
www. krupenichka. ru
http://www. oxanafa. ru/narkykla/
http://slovarozhegova. ru
http://www. rukukla. ru
V . ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Кукла «мартиничка»
Название «Мартинички» уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Традиционно закликали весну 21 марта , в этот день пели заклички весны. Время для праздника выбрано не случайно - это время весеннего равноденствия. И так как март - это время встречи двух времен года, праздник всегда украшали куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Еще «Мартинички» прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев. А рядом ребятишки пели веснянки и играли с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.
Кроме этого они имели и ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече родителей. Было принято сажать куколки в избе, в красном углу. С момента появления в семье ребенка куклы немного раздвигались в стороны, уступая место куколке между родителями. Количество куклят на плечах у пары равнялось количеству детей в семье.
В 60-х годах 20 века, когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно, и цвета ниток стали намного разнообразнее. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. «Мартинички» дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Такая кукла прекрасно подходит для кукольного домика, годится она и для украшения елки.
Приложение 2
Куклы из ниток «Мартинички»
Для работы потребуется:
25 г тонких прочных шерстяных ниток (лучше красного и белого цвета),
ножницы, кусок картона 16х16.
На картонку наматываем шерстяные нитки толстым слоем. По краям разрезаем ножницами. |
|
Берем ниточку и перевязываем ей по середине нашего пучка ниток. |
|
Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой. Два пучка по краям перевяжем ниткой - получатся руки. |
|
Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой. |
|
Каждой кукле привязываем веревочку. Кукла-оберег готова! |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тевризского муниципального района Омской области «Тевризский детский сад№3»
Проект «Народная тряпичная кукла»
для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель
Битель Светлана Сергеевна
Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.
Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.
Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – краткосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
Участники проекта: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.
Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.
Вопросы анкетирования детей:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
Проблема:
У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
Незнание истории возникновения народной куклы.
Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы
Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Цель:
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.
Методы проекта: наглядный, словесный, практический.
Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)
.
Что знаю?
Народных кукол: масленица, чучело огородное.
Историю возникновения народной куклы.
Что хочу узнать?
Какие еще есть народные куклы.
Как сделать самостоя- тельно куклу.
Можно ли играть с такими куклами.
Как узнать?
Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта
1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта (основной)
1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
2. Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Творческие задания для родителей.
Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.
IV. Итоговое мероприятие
Выставка "Куклы из бабушкиного сундучка"
Праздник для детей и родителей
Разработка плана достижения цели
Познавательное развитие:
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в библиотеку.
Презентация «Народная тряпичная кукла».
Чтение художественной литературы:
Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.
Потешки. Поговорки. Загадки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Составь картинку»,
«Кто ты куколка моя? »,
«Узнай по описанию».
Русские народные игры
(подвижные, малоподвижные) .
Сюжетно- ролевые игры:
«Деревенская семья»,
«Дочки-матери».
Речевое развитие:
Беседа «История возникновения
народной куклы».
Беседа «Виды кукол».
Беседа «Русская народная игрушка».
Беседа «Моя любимая игрушка».
Продуктивная деятельность:
Изготовление куклы Зерновушки в мастерской
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"
Конструирование из бумаги «Кукла».
Рисование: «Моя любимая кукла».
Рисование: «Куклы из нашего музея».
Лепка «девочка в сарафане».
Музыкально-театрализованная деятельность:
Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, танцевальных номеров, сценок.
Работа с родителями:
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.
Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
Оформление информационного стенда
«Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».
Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.
Подборка стихов, загадок,
пословиц и поговорок о труде.
Предполагаемый результат работы:
Повышение интереса к русской народной кукле
Повышение познавательной активности детей
Активизация словарного запаса детей
Усиление ресурсного обеспечения группы
Альбом «Народная тряпичная кукла»
Изготовленные куклы для мини-музея
Презентация
Используемый ресурс:
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
7. Ирина Богданова "Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки"/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
8. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
9. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
Детская литература
10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
Электронные (интернет) ресурсы
19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
26. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru
ГБОУ города Москвы «Школа № 2026» СПш 2035
Творческий проект
« Народная кукла »
ученицы 5 «М» класса
Горшениной Анастасии
Руководитель проекта
учитель технологии
Хусаинова Наиля Кимовна
Москва, 2016
Цель проекта :
Пробуждение интереса к русской культуре и традиционной народной кукле.
Задачи проекта :
Изучить историю возникновения народной куклы;
Изучить виды кукол;
Изучить технологию изготовления народных кукол;
Изготовить народную куклу;
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.
Актуальность проекта
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.
Этапы реализации проекта
1. Изучение истории возникновения народной куклы
2. Изучение видов кукол
3. Изучение технологии изготовления кукол
4. Изготовление русской народной куклы «Колокольчик»
1. История возникновения народной куклы
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза.
Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились, по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке… А значит, они такие, какие их придумали далекие предки, наши бабушки, прабабушки. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
2. ВИДЫ КУКОЛ
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.
2.1 Куклы - обереги
Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу.
За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
Кукла Колокольчик
Колокольчик - кукла добрых вестей.
Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
2.2 Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Кукла-бабочка
Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких района Тульской губернии. Куклу «Бабочка» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Эту игровую куклу могли изготовить своими руками даже самые маленькие дети. При этом важно учитывать символику цвета: красный – это знак солнца, огня, плодородия, символ праздника и синоним красоты; желтый – божественный цвет, символ тепла, младенчества; зеленый- здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и дар общения.
Веснянка
Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.
Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу. Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.
2.3 Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Вепская кукла - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.
Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.
Обрядовая многорукая кукла Десятиручка .
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка .
Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Некоторые обрядовые куклы были лечебные.
Кубышка-травница
Кубышка-травница – кукла, дарящая хорошее настроение и здоровье, благодаря аромату сухих трав, спрятанных в мешочках. Один большой мешочек – это нижняя часть куклы, два небольших мешочка находятся в ее руках. Эти мешочки наполняются сухой смесью растений и лепестков цветов. При разминании мешочков чувствуется аромат эфирных масел. По преданиям, эта кукла поддерживает здоровье, несет защиту.
Изготовление куклы колокольчик
Нам понадобиться 3 круглых лоскутка ткани разного цвета, один меньше другого; диаметр большего около 20 см, второго 18 см, третьего 16 см.
В центр большого лоскутка кладем ветошь (или вату), формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки.
Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем и третий, самый маленький.
Прямоугольный лоскут ткани (18см х 6 см) по диагонали надеваем на голову куклы, уголки расправляя в стороны, - это будут руки. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки «рубахи» спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.
Чтобы повязать колокольчику треугольный платок (17см х 13 см х 13 см), подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получаете куколка в платочке, край рубашечки может быть виден. Платок должен охватывать лоб, в основном так и завязывали. Девушки могли завязывать с уголком над лбом. Колокольчик готов!
3. Экономическое обоснование
Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия
20см х 20см18см х 18см
1 6 см х 16 см
18см х 6см
17см х 13 смх13 см
180 руб. за 1м 2
170
Вата
3см х 3см
Нитки
50 см
50 руб. за 200м
(1 катушка)
0,13
ИТОГО:
170,13
Заключение
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
· освоена технология выполнения;
· изготовлены образцы.
Список литературы
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология/ Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки. И.А. Лыкова – Москва, «Цветной дом», 2012
Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Е. Берстенева, Н. Догаева, составитель Н. Астахова. – Москва, Белый город, 2010
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла/ И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru
Страна мастеров: [Электронный ресурс] http://stranamasterov.ru/
Без прошлого нет будущего.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана
«Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»
Проект
«Русская народная тряпичная кукла»
Шаврина Елена Владимировна
старший воспитатель,
Сухарева Светлана Николаевна
воспитатель,
2014-2015 учебный год
Введение:
Без прошлого нет будущего.
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Актуальность:
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники, выставки народных умельцев и традиции.
В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, выставки, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».
Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.
Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.
Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.
Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Постановка проблемы:
проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов – изготовление тряпичной куклы
Основные ориентиры проекта
Срок реализации:
ноябрь – декабрь 2014г .
Участники проекта:
педагоги, родители, воспитанники всех возрастных групп:
Старшая группа №1 - «Колокольчик»;
Подготовительная группа №2 - «Кубышка - Травница»;
Средняя группа №3 – «Пасхальная голубка»;
II младшая группа №4 - «Постригушка», «Пеленашка», «Подарок», «Ангелочек»;
Средняя группа №5 – «Желанница»
Подготовительная группа №6 – «Каркуша», «Зайчик на пальчик», «Стригунушка»
Социальная значимость проекта:
направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей дошкольного возраста.
Вид, тип проекта :
творческо – исследовательский, краткосрочный.
Проект построен на основе главных методических принципов:
Учет возрастных особенностей детей;
Доступность материала;
Постепенность его усложнения.
Цель проекта:
- установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка;
- создание своей коллекции тряпичной народной куклы в каждой возрастной группе
Задачи проекта:
Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
Дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
Развивать мелкую моторику рук;
Формировать индивидуальные творческие способности детей;
Учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Формы реализации проекта:
Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.
Экскурсии в музей ДОУ.
Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).
Изготовление кукол детьми совместно с родителями.
Составление и отгадывание загадок.
Презентация проекта: организация выставки «Народная тряпичная кукла», в роли экскурсоводов дети старшего дошкольного возраста
Ожидаемый результат
для педагогов:
повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;
распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.
Для воспитанников:
формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;
Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;
совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
для родителей:
активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
2.План реализации проекта.