Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Как правильно воспитывать ребенка с рождения. Типичные ошибки родителей в воспитании детей Что делать, когда ребенок плачет


Правильное воспитание ребенка - залог его счастливого будущего и гармонично развитой личности. Далеко не всегда удается найти общий язык и те психологические приемы, необходимые для воспитания маленького человека.

В этой статье вы найдете ответ на вопрос - как правильно воспитать ребенка? Для начала обратимся к психологии.

Существует ряд психологических принципов, нужных для успешного становления личности:

  • важно понимать, что ребенок ввиду своего возраста еще эмоционально не стабилен. Он реагирует на окружающие события и явления намного ярче, нежели взрослые. Незначительное событие для взрослого человека, может стать огромным потрясением для ребенка. Поэтому стоит обращать пристальное внимание на резкое изменение настроение чада, и в случае необходимости успокоить его;
  • в жизни малыша ведущее место занимают родители. В связи с этой огромной ролью следует внимательно следить не только за своим поведением, но и за своими словами. Дети часто копируют поведенческие черты своих родителей;
  • чем больше родители будут общаться с малышом, тем лучше. Следует принимать участие в его жизни, разговаривать с ним, давать советы. Центральное место взаимоотношений в семье должна занимать дружба между членами семьи;
  • также следует помнить, что совместные игры и занятия благотворно влияют на микроклимат в семье. Когда ребенок видит, что родители стремятся к совместному времяпровождению, ребенок чувствует себя нужным и важным.

Правила воспитания малыша от рождения до года

В период до года, в момент развития и взросления малыша, у него закладываются основные привычки, черты поведения. В этот период малыш эмоционально и физически связан с матерью и прежде всего нуждается в ее постоянной заботе. Как правильно воспитывать ребенка с рождения?

Итак, с 2-х недель жизни чада следует начинать его воспитание, которое имеет 4 периода:

  1. От рождения до трех месяцев. Необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему, петь ему песенки, рассказывать стихи. Голос в этот момент должен быть мягким и заботливым. Все это способствует речевому развитию и раннему становлению культуры общения;
  2. От трех до шести месяцев. В этот период активно развивается слух, сенсорное восприятие малыша и зрительное развитие. Ребенку нужно включать слушать музыку, детские песни, классику. Малыша также стоит знакомить с окружающим миром: показывать разные предметы, картинки;
  3. От шести до девяти месяцев. В это время познавательная активность у детей возрастает. Стоит позволять чаду самостоятельно ползать по квартире, изучать окружающую обстановку, разумеется, под присмотром родителей. В это время стоит также прививать правила гигиены: приучать к нагруднику, мыть ручки перед едой;
  4. От девяти месяцев до года. В этом возрасте малыш наиболее активен. На данном этапе нужно знакомить его со свойствами вещей: вода жидкая, мячик прыгает, машинку можно катать по полу. Нежелательные действия стоит пресекать мягким, но уверенным словом «нельзя». Для слаженного развития речи стоит как можно больше общаться с ребенком.

Как правильно воспитывать годовалого ребенка

В тот момент, когда возраст ребенка достигает 11-12 месяцев, его формирование, как психологическое, так и физическое начинает развиваться более ускоренно. В этом возрасте происходит важный этап в становлении будущей личности.

Ребенок в это время все еще эмоционально связан с матерью, но уже понемногу начинает осваивать окружающий мир.

Для успешного воспитания в этот временной период необходимо придерживаться следующих правил:

Многие родители сталкиваются с тем, что малыш становится более капризным и чувствительным в период годовалого возраста. Это связано с тем, что границы его интересов постепенно расширяются и он учится по-новому смотреть на мир.

Стоит понимать, что такая регрессия в поведении не постоянна и скоро пройдет.

Как правильно воспитывать ребенка в 2-3 года

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Авторитетом среди взрослых по-прежнему остаются родители. Ребенок в этот момент испытывает важный для него этап – становление личности.

Это проявляется через так называемый «кризис трех лет». Для правильного воспитания в этот период необходимо:

  • ограничить ребенка от большего количества запретов, давать ему возможность делать свой выбор. В ситуациях, когда малыш капризничает и не хочет что-то делать, не следует его заставлять. Его необходимо ставить в ситуацию выбора. Например, он голоден, но привередничает и отказывается есть. Ему стоит предложить на выбор два или более блюда. Скорее всего, малыш сделает свой выбор и успокоится, так как в этот момент ему позволили поступать как взрослому;
  • важно не терять самообладание и не поддаваться эмоциям в моменты, когда чадо устраивает истерики. Спокойным ровным тоном необходимо четко и аргументировано объяснять свою позицию;
  • следует разговаривать с малышом, как со взрослым. Не нужно использовать уменьшительно-ласкательные слова и искажать речь. Во-первых, это способствует речевому развитию чада, во-вторых, малыш будет чувствовать себя взрослым.

Воспитание в возрасте 4-5 лет

Поведение ребенка становится более осознанным, между тем его воспитание более сложным. В этом возрасте чадо уже является отдельной личностью и стоит относиться к его желаниям и интересам с пониманием. Важно продолжать активное взаимодействие с ним, а также придерживаться некоторых правил:

Влияние родителей в этот период на поведение детей немного уменьшается. Это связанно с тем, что родители теперь не единственные авторитетные люди в их окружении. Появляется такая социальная единица, как учителя и друзья.

И чем старше становится ребенок, тем менее авторитетными становятся родителя и учителя, а вектор авторитета смещается на друзей.

Пик этого достигается на этапе «переходного возраста», когда дружеские отношения стоят у подростка на первом месте.

Поэтому важно не пытаться сильно ограничивать свободу ребенка, давить на него и принуждать. Важно сохранять гармоничные и доверительные отношения. Доверие - ключевой момент в общении между ребенком и родителями в это время.

Учитывая все это, следует выполнять несколько простых правил для построения доверительных отношений:

  • почаще разговаривать с ребенком, спрашивать о его успехах и делах;
  • поддерживать в его стремлении к самостоятельности;
  • если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его за это. Следует наоборот помочь разобраться в проблеме, посоветовать пути ее решения;
  • привлекать к совместным делам и занятиям.

Как воспитать личность

Личность и характер формируются у детей до 5-ти лет. Поэтому крайне важно заложить тот самый фундамент личностных качеств в раннем возрасте.

Прежде всего, стоит поддерживать ребенка. Особенно это касается ситуаций, когда у него что-то не получается.

Ведь нередко случается так, что негативное поведение родителей в такие моменты способствует тому, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять родителям. Поэтому открытое общение внутри семьи имеет весомое значение.

Стоит также давать значительную свободу выбора. Не нужно забывать и о том, что у ребенка должны быть свои обязанности. Например, уборка своей комнаты и уход за комнатными растениями. Это воспитает ответственность и самостоятельность.

Для гармоничного развития личности не лишним будет записать ребенка в различные секции и кружки. Они могут быть как творческими, так и спортивными. Но здесь важно прислушаться к мнению ребенка, не давить на него и ни в коем случае не навязывать ему своего мнения.

Ключевыми компонентами взаимоотношений детей и родителей должны стать:

  1. Доверие;
  2. Совместное времяпровождение;
  3. Близкое дружественное общение;
  4. Личное пространство;
  5. Свобода выбора;
  6. Отсутствие физических наказаний и повышение голоса;
  7. Рассудительные беседы;
  8. Радость и похвала за достижения и успехи.

Как не надо воспитывать детей

Не всегда достаточно учитывать советы о том, как правильно воспитывать ребенка, иногда полезно узнать о тех вещах, которые в воспитании не приемлемы. Нередко многие люди даже не замечают тех ошибок, которые они совершают.

Все это происходит от незнания, общепринятых стереотипах и от того, как в детстве воспитывались сами родители. К примерам, как не надо воспитывать детей, относятся ситуации, когда родители:

Кроме того, родители не знают, что для формирования доверительных отношения между чадом и родителями, необходимо развивать эмоциональный интеллект детей.

Для этого взрослым в своей речи необходимо описывать свое эмоциональное состояние фразами, такими как «я рада за тебя», «мне весело», «я грущу».

Аналогичным образом стоит описывать и настроения ребёнка, используя фразы: «ты огорчен», «я вижу, что ты переживаешь», «ты очень хочешь гулять, но уже слишком поздно. Ты огорчаешься, что мы не отпускаем тебя на прогулку».

Удачи в воспитании детей!

И еще несколько советов по воспитанию малыша - в следующем видео.

Во многом зависит от того, какое воспитание до года он получит. Кажется, месячный ребенок еще ничего не понимает. На самом деле уже с первых недель вырабатываются привычки малыша, определяется будущее поведение.

Воспитание ребенка включает в себя четыре этапа по три месяца в каждом.

Для новорожденного мальчика или девочки первый месяц самый трудный. Малыш попадает в совершенно новую непривычную среду. Он учится дышать, перестраивается пищеварительная система. Начинают формироваться зрение и слух.

Главная задача родителей — постараться создать ребенку самые комфортные условия с самой первой недели его жизни. Он прекрасно чувствует состояние матери, поэтому старайтесь не нервничать и не кричать, а дарить в этот месяц своему мальчику или девочке больше любви, заботы и ласки.

Воспитание с первого месяца до одного года состоит из ухода за новорожденным и игре с ним. Яркая, не очень громкая, адаптированная (0+) для ребенка возраста одного месяца погремушка — первая игрушка малыша. Он начинает поворачивать голову в сторону шума и искать глазами яркое пятно. Развивается цветовое зрение. Двигая погремушкой перед глазами крохи, учим его фиксировать взгляд.

Для развития слуха, кроме погремушки, нужно ласково разговаривать с малышом, что-нибудь негромко напевать.

Все детки разные. Правильно выбранный для каждого метод кормления поможет избежать многих проблем с пищеварением и психическим состоянием ребенка.

Как следует ухаживать за месячным ребенком, обычно рассказывает и показывает патронажная сестра и врач педиатр, которые обязаны посещать новорожденных с первого дня выписки из роддома.

Уход за новорожденным ребенком включает в себя:

  • Чистка ушей и носика, умывание, обработка пупка, подстригание ногтей, купание и подмывание. Нужно обратить внимание на то, что интимная гигиена мальчиков и девочек имеет некоторые отличия. В процессе подмывания девочек все движения выполняются от лобка в направлении копчика, а не наоборот.
  • Новорожденным обязательно делают массаж и легкую зарядку. Массаж помогает быстрее снизить тонус мышц, расслабить ручки и ножки.
  • В первый месяц нужно определить, когда малыш хочет, есть, спит и бодрствует. Тогда установление режима происходит без стресса, само собой. Важно понимать, что режим устанавливается не мамой, а самим ребёнком.

Поведение ребенка зависит от принципов, по которым живет его семья. Жизнь в семье не должна быть построена вокруг его капризов. Иначе он вырастет эгоистом. Но не слушайте советов: «Ребенок орет – разрабатывает легкие».

Если ребенок постоянно капризничает в 2 месяца, значит, его что-то беспокоит. Если малыша только что покормили, а он плачет, не стоит спешить его снова кормить. Попробуйте выяснить причины плача. Возможно, просто надо сменить подгузник.

В воспитании малыша с первых дней до исполнения ему одного года именно второй месяц очень важен в формировании эмоциональной сферы. Если ребенок недополучил в это время материнского тепла и ласки, у него будут проблемы в дальнейшем с адаптацией в обществе. Могут развиться фобии и неврозы.

Часто родители не понимают, почему по вечерам уже 2-й месяц плачет их мальчик или становится капризной девочка. Вечерний плач помогает некоторым деткам избавиться от накопившегося за день напряжения. Обязательно нужно успокоить его: похлопать по спинке, взять на руки, покачать. Если это не помогает — покормить малыша. Не волнуйтесь. Это закончится к началу четвертого месяца.

Ребенок второго месяца жизни больше бодрствует. Определяет источник звука. Расширяется поле зрения. Реагирует на знакомые лица и предметы настоящей улыбкой, пытается поворачивать голову. Пора вводить новые игрушки и игры с малышом. Подвесьте над кроваткой модуль или карусель. Ходите около кроватки, звеня погремушкой или колокольчиком. Носите его по квартире, показывая различные предметы и называя их имена. Это развивает любознательность.

У двухмесячного малыша происходит процесс запечатления знакомого лица. Он с удовольствием рассматривает фотографии мамы и папы.

Хорошо к гимнастике и ежедневной зарядке добавить для двухмесячного ребенка упражнения на большом мяче. Они помогут развивать чувство равновесия.

Ребенок все больше интересуется окружающими предметами. Старается поднять головку в положении на животике. Умеет брать и сжимать в кулаке игрушки. Активно выражает эмоции. Внимательно рассматривает яркие предметы. В речи появляется больше согласных звуков.

Воспитание новорожденного ребенка в первые три месяца в основном затрагивает сферу ощущений. Моторика движений развивается гораздо медленнее.

Развлечь трехмесячного кроху, развивать мелкую моторику ребенка и координацию помогает специальный «развивающий» коврик. Яркой расцветки, приятный на ощупь, с шуршащими вставками и пушистыми дугами, к которым подвешены игрушки.

Стараясь дотянуться до игрушки или яркой картинки, малыш физически развивается. Ощупывая различные предметы, развивает мелкую моторику, которая помогает укреплению нервной системы. Влияет на ассоциативную памяти и речь.

В это время с большим вниманием прислушивается к маминым песенкам, мелодичным звукам. Для развития слуха в день можно несколько раз включать звукозаписи со спокойной музыкой.

Итак, наступил четвертый месяц после рождения малыша. Каждая мама с облегчением наблюдает положительные изменения в работе пищеварительной системы, а это означает, что позади период, когда ребенок постоянно, круглосуточно плачет из-за кишечных колик. Налаживается режим дня, улучшается ночной сон.

Наблюдая за младенцем, отмечаем следующее :

  • уверенно держит голову, лежа на животике, опираясь на предплечье,
  • внимательно следит за игрушкой,
  • тянется рукой за удаляющейся игрушкой,
  • удерживает кольцо, крепко сжимая пальцы,
  • легко улыбается близким и незнакомым людям.

Начиная с четырех месяцев, ребенок активно учится управлять руками, очень восприимчив к выпуклым и объемным предметам, готов избирательно схватить очки бабушки или бант сестры.

Наступает период экспериментов и открытий. Заметив яркий предмет, проявляет желание дотронуться до него. Таким образом малыш выясняет соотношение между зрительным восприятием и тактильным. Важно предложить ему правильные игрушки, которые будут стимулировать развитие.

Советы по выбору игрушек :

  • они должны быть из экологических материалов, достаточно большими, чтобы малыш не смог проглотить,
  • желательно, чтобы это были бубенчики, мягкие тканевые шары, разноцветные кольца, а также фигурки рыбок, бабочек, птичек и т.п.
  • эмоционально воспринимаются детьми мобили с различными подвесками. Нужно их прочно закреплять на такой высоте, чтобы можно было малышу дотянуться до них руками и чуть позже ножками.

Именно в младенчестве предполагается активная работа взрослых по формированию речи. Ребенку важно слышать правильную речь взрослых. Пусть станет традицией прослушивание классической музыки, чтение стишков, пение мамы или бабушки колыбельных. Можно пропевать различные потешки на понравившийся малышу мотив.

Ребенок тонко чувствует интонацию, не понимая слов, улавливает смысл обращения и эмоцию. Малыш может продолжительное время забавлять себя и домашних гулением. Наблюдая за губами взрослого, пытается произносить гласные звуки.

Моторика пятого месяца развития малыша представлена следующими достижениями :

Малыш учится привлекать окружающих, издавая призывные звуки. Изменяются эмоции. Хнычет, если, испытывает дискомфорт, вызванный страхом от громкого звука или строгой интонации в голосе, изменением температуры тела. Может проявлять даже гнев, если, например, забрали игрушку.

В этот период увеличиваются периоды бодрствования, ребенок учится занимать себя новыми видами деятельности: следит за передвижением предметов в пространстве, делит людей на знакомых и неизвестных. «Речь» обогащается согласными – «б», «м» «п», «д».

Малыш знакомится с новыми для него предметами: ложкой, кружкой, тарелкой.

В этот период наблюдаем очень важное достижение – ОН начинает ПОЛЗАТЬ. В это время желательно выделить место в комнате, обеспечить его безопасность, застелить место игр развивающим ковриком с комплектом игрушек и предложить маленькому открывателю свободу действия.

  • необходимо иметь несколько наборов подвесных игрушек и менять их не реже 1 раза в 5-6 дней,
  • набор игрушек, расположенных рядом, должен состоять из изделий разных по цвету, фактуре, звуковому сопровождению,
  • важно наличие возможности игрушки не только тянуть, но и крутить, толкать
  • обязательно должно быть зеркальце,
  • привязывать к дугам коврика можно колокольчики, погремушки, кольца, любимые прорезыватели для зубов и т.п.

Малыш с любопытством будет ощупывать каждый предмет, принимать тактильные, слуховые, зрительные стимуляции.

Прикорм ребенка должен проводиться с использованием второй ложки, которой он самостоятельно будет пытаться донести еду из тарелки в рот. Использование ложки для приема пищи — это важный этап развития.

Воспитание и развитие ребенка в 6 месяцев предполагает привитие навыков опрятности. Малыш должен учиться есть аккуратно. Нужно умывать и менять одежду после кормления, если он испачкался, вытирать рот салфеткой.

В период с 3 до 6 месяцев продолжается развитие эмоционального общения. Говорите малышу о своей любви к нему, обнимайте и целуйте. Пусть добрые эмоции будут основой будущих доверительных отношений между родителями и ребенком.

В период с 7 до 9 месяцев ребенок развивается настолько активно, что родители могут замечать изменения практически каждый день. Это уже не тот малыш, который только спал, ел и плакал. К семи месяцам ребенок начинает больше двигаться, пробовать новую пищу, а также осваивать новые умения. Родителям к воспитанию ребенка в 7 месяцев следует относится индивидуально.

Не стоит сравнивать своего ребенка с другими и переживать. Некоторые дети к 9 месяцам уже начинают делать первые шаги, а некоторые в 8 месяцев только научились самостоятельно садиться. В случае возникновения сомнений в правильности развития ребенка, лучше всего обращаться к педиатру или неврологу.

Что умеет ребенок в 7-9 месяцев

  • К 7 месяцам у ребенка уже полностью развито зрение и слух. Малыш может четко видеть предметы, которые двигаются быстро, начинает узнавать родных, удивляться при виде незнакомых ранее предметов. Малыш уже хорошо реагирует на негромкие звуки, понимает, когда к нему обращаются;
  • Мышцы ребенка становятся более крепкими, он уже может уверенно сидеть и ползать. Однако не все дети ползают, некоторые перескакивают этот этап и сразу начинают ходить. В возрасте 8-9 месяцев большинство детей могут вставать у опоры и делать шаги вдоль нее;
  • У большинства детей к 7 месяцам появляются первые зубы, а к 9 месяцам их становится больше. Однако родителям не следует беспокоиться, если к 8-9 месяцам у ребенка еще не появился первый зуб, отсутствие зубов до года считается нормой;
  • Ребенок уже хорошо контролирует движение своих ручек и ножек, понимает, что с их помощью можно дотянуться и взять нужный предмет. Малыш может удерживать в руках игрушки различной формы, перекладывать предметы, подолгу изучать их, открывать и закрывать, осознанно бросать на пол;
  • В возрасте 7-9 месяцев у ребенка активно развивается речь, он уже пытается общаться с родителями при помощи органов речи. Малыш учится произносить звуки и отдельные слоги, менять интонацию, лепет становится более выразительным;
  • Ребенок в 7-9 месяцев различает, когда его хвалят, а когда ругают, отлично знает свое имя и имена близких. Во время игры малыш уже понимает, что спрятанная вещь не исчезла, а просто не видна ему. В этот период ребенок наиболее привязан к маме, а незнакомых людей начинает бояться;
  • К 7 месяцам, как правило, ребенок пробует новую пищу. Он уже сам открывает рот во время еды, губами снимает пищу с ложки, а бутылочку или поильник может держать самостоятельно. Если бутылочка падает и находится в зоне досягаемости ребенка, он может самостоятельно ее поднять.

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в соответствии со своим индивидуальным графиком, существуют моменты, которые должны насторожить родителей и стать поводом для обращения к педиатру или неврологу:

Для того, чтобы ребенок развивался полноценно, в 7-9 месяцев ему необходимо свободное пространство для передвижения. Лучше всего, если родители организуют для малыша безопасное пространство на полу, а вот манеж лучше использовать по минимуму. С пола необходимо убрать все, что может представлять опасность для ребенка, а также ценные предметы, которые малыш может повредить.

Девять месяцев

Чтобы ребенок активно передвигался, следует разместить интересующие его игрушки и предметы в разных частях комнаты. Ну и конечно, ребенку в любом возрасте необходимо внимание и забота родителей, здоровое питание. Проводя время вместе с ребенком, родители могут наблюдать, как их малыш развивается и приобретает новые умения.

Каждая мамочка старается уделить своему ребенку как можно больше внимания, особенно в его первые годы жизни. Однако большое количество времени они отдают составлению рациона крохи, выбору одежды и тщательному уходу за ребенком, при этом совершенно забывая о воспитании. Тем не менее именно в раннем возрасте закладываются основы поведения ребенка, формируется его характер и некоторые привычки. Так почему же мамы считают, что начало воспитания нужно откладывать до двух или трех лет? Попробуем опровергнуть данное мнение и уберечь многих молодых мам от ошибочных действий.

Начиная с девяти месяцев жизнь ребенка становится все более осмысленной. Он начинает понимать отдельные слова, много контактирует со взрослыми, активно познает окружающий мир. Воспитанию ребенка до 1 года стоит уделить пристальное внимание.

Одной из важнейших стадий развития ребенка в данном «триместре» являются его попытки вставать на ножки и делать первые шаги сначала при помощи родителей, а потом и в одиночку. Именно эти попытки нужно как можно более активно поощрять. В голос восхищайтесь способностям крохи, заинтересовывайте его яркой игрушкой, придерживайте малыша за ручки при первых неумелых попытках.

Рацион ребенка в это время включает все больше новых продуктов: разнообразные кашки, мясные и рыбные легкие супы, паровые котлетки, большое количество фруктов и овощей, творог, кефир. Если малыш все еще питается материнским молоком, то важно, чтобы его доля была не более четверти от общего объема потребляемой пищи. Конечно, главное в этот период – соблюдать строгий режим питания и следить, чтобы в рационе было достаточно витаминов и макро- и микроэлементов. Промежуток между кормлениями остается все еще небольшим – в среднем, 3-4 часа.

Развитие малыша идет быстрыми темпами, а потому важно не упустить ни минуты! В 10 месяцев следует уделить внимание физическому развитию крохи. Постепенно можно приучать малыша к закаливанию. Для этого после того, как вы с крохой искупаетесь в ванне, нужно протереть его полотенцем, смоченным в прохладной воде, оставить голеньким на пару минут, а затем тщательно обтереть карапуза махровым полотенцем так, чтобы ни одна его часть тела не оставалась влажной.

Полноценное развитие и воспитание ребенка в 11 месяцев невозможно без тесного общения со своими родителями и другими близкими взрослыми людьми. Чтение коротких детских сказок и стихов, комментирование окружающих событий и явлений, придумывание небольших диалогов между куклами является хорошим залогом правильной и красивой речи малыша в будущем.

Не стоит подражать детскому агуканью крохи и стараться говорить с ним в похожем стиле. Ребенок еще не понимает, какое произношение является правильным, а потому будет запоминать, а потом и воспроизводить «сюсюкающие» звуки.

Двенадцатый месяц. Ребенку год.

Приближаясь к годовалому возрасту, ребенок учится все более сложным вещам. Так, например, малыш уже должен суметь показать многие части своего тела, различать предметы по форме (кубики, мячики, дудочку), откликаться на свое имя, играть со своими игрушками так, как это положено. В этот период можно начинать приучать карапуза самостоятельно кушать – сначала руками, потом с помощью ложки, пить малыш должен уже не из бутылочки, а из кружки.

Важное место в воспитании детей до года занимает выработка правильного отношения карапуза на те или иные запреты. Для пресечения неправильных действий нужно использовать строгое «нельзя», тут же необходимо объяснять ребенку, почему именно ему это нельзя делать.

Малыш к годовалому возрасту должен уже уверенно держать в руках крупные предметы, различать довольно тихие звуки и интересоваться необычными действиями родителей. На пользу пойдут кукольные спектакли и совместные просмотры добрых музыкальных сказок.

Безусловно, родителям придется столкнуться со множеством трудностей, прежде чем ребенок вырастет самостоятельным и умным человеком, однако советы врачей, психологов, бабушек, в конце концов, и соответствующей литературы сделают свое дело. Ну а пока малышу лишь год, нужно радоваться каждой минуте его жизни, вместе переживать первые победы и неудачи и радоваться от того, что ваш ребенок – замечательный.

Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча - воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Становление ребенка до года идет очень быстрыми темпами - важно не упустить ни минуты!

Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.

Физическое воспитание малышей

Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать . Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.

Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к и . Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:

  1. Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
  2. Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
  3. Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
  4. Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша - от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.


Закаливание малыша, разминание, прием воздушных ванн и гимнастика - все эти процедуры благотворно влияют на здоровье малыша и приучают его к правильному образу жизни

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет - нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: ).



По поводу приучения ребенка к рукам в семье могут разгореться споры, однако хотя бы первый год не стоит воспитывать малыша такими жесткими методами - он пока еще не капризничает осознанно

Как воспитывать в ребенке самостоятельность?

Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:

  1. Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
  2. Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.

Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.

Не стоит при первой же слезинке сразу брать на руки годовалого и тем более 2-х-летнего карапуза - в таком возрасте ребенок уже вполне может дать маме знать, что случилось. Покажите ему, как правильно играть с игрушками одному, чтобы у вас было хоть немного времени для себя и домашних дел. Оставьте открытой дверь в его комнату и время от времени перекликайтсь с ним, чтобы у малыша сохранился «эффект присутствия» мамы. Он слышит родной голос, и ему спокойно. Нужно хвалить кроху за любую попытку сделать что-то самостоятельно.

Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки - оптимальная температура воздуха в детской комнате - 18-22 градуса, влажность - 60-70%;
  • закаливание детского организма - солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

Роль примера родителей для раннего развития детей

Родителям нужно помнить, что ребенок во всем будет им подражать, поэтому они должны с младенческого возраста воспитывать дитя собственным примером. С первых месяцев можно учить малыша доброте и состраданию – например, покормите вместе с малышом бездомного котенка или на глазах у крохи помогите пожилому человеку подняться по лестнице, полейте вместе увядающее растение.

Надо на собственном примере формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, к людям, животным и природе. Мамы и папы могут выбрать для раннего воспитания своего малыша традиционный или современный подход, следовать советам известных врачей и психологов или игнорировать их, но главное, что нужно усвоить всем родителям – ребенок больше всего на свете нуждается в общении с ними.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

С появлением ребенка жизнь молодой семьи кардинально меняется, все время и силы уходят на уход за малышом и его воспитание. Советы психологов подскажут вам, как правильно воспитывать ребенка с рождения, а также укажут на типичные ошибки родителей в воспитании детей, зная о которых, вы сможете избежать их в будущем.

Воспитываем ребенка правильно: самые распространенные ошибки в воспитании

Наверняка каждый бы из нас хотел избежать ошибок в воспитании своего чада. Естественно, в жизни очень часто возникают нестандартные ситуации, которые ставят в тупик молодых родителей. Они начинают изучать специальную литературу, спрашивать советов у знакомых, бороздить просторы интернета в поисках ответов на свои вопросы, но зачастую мнения источников настолько разнятся, что приводят родителей к еще большей растерянности и панике.

Давайте все же попытаемся проанализировать самые распространенные ошибки, которые допускаются молодыми родителями, чтобы в дальнейшем постараться избежать их по отношению к своему ребенку. Итак:

Чрезмерная эмоциональность родителей и беспричинная паника

Сразу же после рождения ребенка у родителей очень часто может наблюдаться паника. Обычно это касается здоровья малыша и объясняется одной простой причиной: отсутствием необходимого опыта по уходу за детьми. Даже простое срыгивание или банальная простуда чада могут напугать родителей и они начинают паниковать.

Что же делать в такой ситуации? Для начала — нужно успокоиться, а затем позвонить детскому доктору, который наверняка подскажет выход. Помните, что у маленьких детей очень развита реакция на психоэмоциональное состояние мамы и папы, что крайне негативно сказывается на его еще не окрепшей нервной системе. И если вы не хотите вырастить нервного и психически неуравновешенного малыша, прекратите паниковать по пустякам и демонстрировать это своему ребенку.

Излишний контроль и лишение самостоятельности

Конечно же, каждый родитель испытывает страх за здоровье и жизнь своего малыша. Но стремление во всем контролировать ситуацию может привести к крайне неприятным последствиям. Делая первые шаги, ребенок познает мир, и если вы будете мешать ему в этом, он будет раздражаться, плакать, не исключены и

Что же делать? Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным, уберите все предметы с его пути, которые могут представлять для него опасность, и просто будьте рядом.

Помните, что чрезмерная опека лишает детей самостоятельности и приводит к неумению решать проблемы в дальнейшей, взрослой жизни.

Чрезмерная требовательность и строгость

Постоянные непомерные требования и строгое отношение к ребенку приведут к тому, что даже став взрослым, он будет оглядываться назад и сомневаться в правильности каждого своего шага.

Последствиями такого воспитания могут быть низкая самооценка, постоянная неуверенность в себе, а также перфекционизм, что в дальнейшем негативно скажется на его психике.

Избалованность и вседозволенность

Выполняя все желания своего чада, иногда даже во вред своим интересам или интересам других людей, будьте уверены, что из него вырастет самовлюбленный эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей.

Этот же результат, к которому прибавится еще и наглость, ждет вас и вашего ребенка, если вы, вопреки здравому смыслу, позволяете дитю делать все, что ему вздумается. К примеру, на прошлых выходных, отдыхая в небольшом кафе со своей семьей, я имела возможность наблюдать картину, когда ребенок лет пяти бегал по всему кафе, подсаживался за чужие столики, приставая к людям с расспросами и мешая отдыхать. А его родители сидели рядышком, через несколько столиков, и совсем не обращали внимание на поведение своего ребенка.

Воплощение в ребенке своих несбывшихся мечт

Некоторые родители, не считаясь с мнением и способностями своего малыша, пытаются навязать ему то, о чем они сами мечтали, но так и не достигли. К примеру, вы мечтали в детстве стать балериной, но у вас не было возможностей это сделать. И вы решили воплотить свою мечту в дочери, записав ее в балетную школу вопреки ее желаниям и способностям.

Что имеем в итоге? У дочери ничего не получается, нет желания заниматься нелюбимым делом, в результате – низкая самооценка, полное отвращение к искусству и протест против любых родительских инициатив.

Непоследовательность в своих действиях и словах

Малыш не слушается и вы решили его наказать, установив некоторые ограничения и запреты, например, запретив доступ к просмотру мультфильмов, а через некоторое время, забыв об этом, усаживаете ребенка перед телевизором?

Будьте уверены, что теперь малыш не будет воспринимать ваши слова всерьез и вы надолго потеряете его доверие. В следующий раз он уже не обратит внимание на ваши запреты. Поэтому будьте последовательны в своих словах и действиях!

Это касается и вашего поведения. Если мама или папа сами совершают поступки, за которые они наказывают своего ребенка, малыш сразу же почувствует фальшь. Помните, что зачастую дети копируют поведение своих родителей и поэтому будьте для них достойным примером!

Надеюсь, эти советы о правильном воспитании детей с рождения помогут вам воспитать прекрасных сыновей и дочерей!

И напоследок видео

Наука воспитания детей никогда не потеряет своей актуальности, даже если произойдет глобальная катастрофа и все остальные знания человечество утратит. Семья, думающая о том, как правильно воспитывать ребенка с рождения – это счастливая семья, которая преодолеет все трудности и препятствия. Новым подходом в воспитании детей является положительный опыт каждой отдельной семьи, которая воспринимает отцовство и материнство, как радость, а не тяжкую обязанность.

Психология воспитания детей учитывает возрастные особенности. Отсчет времени для младенца идет по месяцам. Потом временной бег замедляется, и появление новых способностей и особенностей у ребенка от года родители ожидают не так быстро.

Воспитание новорожденного ответственный период, не менее важны и все последующие годы. Считается, что до шести лет закладывается основа личности человека на 90%. Именно этот период в воспитании ребенка подробно рассмотрен дальше с точки зрения различных научных методик и личного опыта некоторых родителей.

Из этой статьи вы узнаете

Самый ответственный период

Воспитание ребенка до года. Как воспитывать ребенка до года нужно знать еще до его рождения, это поможет избежать многих ошибок. До года основное внимание обращают на физическое воспитание малыша. Происходит очень быстрая перестройка организма. Месячный младенец учится поднимать и держать головку.

В первый месяц жизни новорожденный еще не умеет управлять своими конечностями, часто плачет по непонятной причине. В два месяца малыш немного осваивается и даже начинает улыбаться маме. На третий месяц он уже хорошо держит головку и пытается повернуться набок или со спины на живот. В четыре месяца, освоив навык поворота, младенец пытается сесть, но чаще всего это происходит в пять или шесть месяцев. На этом этапе торопить малыша нельзя. Не нужно сажать его, если сам он еще сидеть не умеет.

Для ребенка в 8 месяцев открывается большой мир комнаты, благодаря умению ползать или передвигаться в ходунках. В восемь месяцев детки встают на ножки, но ходить еще не пытаются. Годовалый малыш чаще всего пробует ходить самостоятельно, используя предметы или руки родителей, как поддержку.

Воспитание малыша в один месяц не менее важно, чем от 1 до 2 лет. Укрепить здоровье помогут ежедневные гигиенические процедуры: лечебный массаж, купание с отварами трав, гимнастика. Водные процедуры желательно начинать, когда заживет пупок. Необходимо выкладывать малыша на живот перед едой, чтобы он учился держать головку, и для предотвращения срыгивания и колик.

Возраст до трех месяцев – это время когда нервная, дыхательная и пищеварительная система младенца адаптируется к новому, незнакомому миру. Малыш нуждается в пристальном внимании и заботе, чтобы его пожалели, носили на ручках. Не нужно ему в этом отказывать. Воспитание ребенка в три месяца сводится к кормлению, массажу, гимнастике, вечерней ванне и утреннему умыванию, к прогулкам, рассматриванию окружающего мира и активной речи со стороны мамы.

Воспитание детей 4 месяцев предполагает более интенсивные физические упражнения. Можно использовать в качестве снаряда фитбол или мамины (папины) руки. Не забывают о полноценном питании и своевременном введении прикорма.

Важно много разговаривать с малышом, если он не будет слышать постоянно обращенную к нему речь, может поздно заговорить и отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Маленьких детей укачивают под колыбельную песню, рассказывают им детские стишки и сказки. Если они еще не могут ответить, это не значит, что не понимают. Понимание в детях заложено с самого рождения.

Восьмой месяц, помимо физического развития, предполагает начало творческих занятий. Можно рисовать съедобными красками или лепить из теста. Для развития мелкой моторики пальчиков, можно дать бумагу, которую карапуз с наслаждением начнет рвать. Некоторые родители начинают занятия по кубикам Зайцева или по карточкам с изображениями букв, цифр, животных и предметов.

Успешное воспитание до года всегда дает хорошие результаты. При постоянных занятиях с грудничком, он рано начнет ходить, говорить, будет реже болеть. У такого малыша есть больше шансов регулярно посещать ясельную группу, освобождая маме и папе время для работы. Поэтому мамины усилия и труд будут являться прочным фундаментом детского благополучия. Говоря откровенно, очень жаль детишек, которые целые дни проводят в детском саду.

Детям необходимо детское общество, но еще больше нужна мамина забота и внимание. Поэтому имея возможность работать на дому и уделять больше внимания детям, используйте ее обязательно. Как воспитывать ребенка в 1 год? Воспитание ребенка от 1 года отличается расширением возможностей для обучения и формированием характера малыша.

Этапы взросления

Воспитание детей до 3 лет. Воспитание детей от 0 до 3 лет в основном ложится на маму. Находясь в декретном отпуске, она занимается домашним хозяйством и следит за малышами. Папа, бабушки и дедушки выполняют временные вспомогательные роли. Ребенка 2 лет начинают готовить к поступлению в садик.

Воспитание ребенка в 3 года предполагает развитие самостоятельности, ответственности, навыков общения и взаимопомощи. В некоторых семьях, например, в знаменитой семье Никитиных отец и мать выполняли равнозначные роли, и воспитание детей с рождения проводилось с максимальной отдачей и слаженностью с обеих сторон.

О том, как воспитать самостоятельность у ребенка, пример этой семьи может рассказать лучше всего. Для малышей по всему дому были развешены спортивные снаряды, стояли турники и лестницы, на стенах были укреплены доски, на которых можно было рисовать мелом, висели большие географические карты. Интеллектуальное воспитание ребенка в год неразрывно связывалось с физическим воспитанием и закаливанием.

Воспитание ребенка 4 лет предполагает начало подготовительного этапа на пути к школе. Писать в прописях еще рано, но необходимо выучить все цифры в пределах десяти и научить малыша сложению и вычитанию. Если есть проблема в правильности произношения, которую нужно отрабатывать, необходимо разучивать скороговорки и чистоговорки.

Подсказать, как воспитывать маленьких детей, если есть серьезные проблемы с задержкой речевого развития могут логопеды и детские психологи. Воспитание ребенка 4 года жизни уже не будет таким сложным, если родители не теряли времени в раннем возрасте и проводили регулярные занятия с ним.

Какой метод лучше

Как правильно воспитать ребенка? Раннее воспитание детей до года предлагают многие авторы. Классикой жанра является: семья Никитиных, Мария Монтессори, Сесиль Лупан. Воспитание ребенка 5 лет в большинстве методик предполагает максимальное развитие интеллекта, физических возможностей и творческих возможностей малыша.

Некоторые методики противоречат друг другу. Так, Вальдорфская педагогика не принимает интеллектуальное развитие маленьких детей в любом виде. Большинство других методов рассматривают воспитание ребенка до года в неразрывной связи с интеллектуальным обучением. Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, он же создатель религиозно-мистического учения – антропософии.

Православная церковь осуждает антропософию Штайнера за связь с оккультизмом. Педагогическая методика Штайнера неразрывно связана с антропософией, основываясь на ее принципах. Несмотря на кажущуюся привлекательность Вальдорфского метода, который предусматривает отсутствие оценок в школе и свободу самореализации, он не пользуется особой популярностью в России.

Выбирая, какой педагогический метод лучше, необходимо обращать внимание на три основных момента:

  • на чем основано воспитание детей, основополагающая философия метода и история его возникновения;
  • какие результаты были получены другими людьми, применявшими воспитание ребенка с рождения по этому методу;
  • подходят ли правила, заложенные в конкретной методике лично вам и вашему малышу.

Незаслуженно забытыми стали воскресные школы для детей, которые находятся при храмах. Воспитание детей от года в семьях искренне верующих в Бога людей – это уникальное явление. Почтение к родителям является Божьей заповедью. Это единственная заповедь с обетованием.

За ее исполнение Бог обещает долголетие. Чтобы помочь детям исполнить эту заповедь, родители со своей стороны не раздражают детей. Недопустимыми являются насилие и грубость. По атмосфере любви, взаимопонимания и порядка в семье христиан можно судить об искренности их веры.

В качестве заключения

Ошибки родителей в воспитании детей могут быть обусловлены несколькими факторами:

  • отсутствие элементарных знаний про правила воспитания детей;
  • несоответствие представлений и полученных знаний о том, как воспитывать детей реальности;
  • проблемы в семье материального или духовного порядка;
  • трудности в воспитании, связанные с психологической незрелостью самих родителей.

Эти проблемы довольно частые, но исправимые. Процесс воспитания двухсторонний и дети часто тоже влияют на образование черт характера и способностей родителей.

Правильное воспитание детей подразумевает не только следование правилам. Скорее целью должно быть успешное раскрытие личности малыша. Психологический дискомфорт, обусловленный чрезмерной опекой, вызывает трудности и ошибки в воспитании детей. Выработка самостоятельности невозможна без взаимного доверия и предоставления свободы выбора.

Поэтому любите своих детей, давайте им все возможности для развития, и благодарите судьбу за каждый день проведенный вместе.