Как работает память человека и как ее улучшить. Как работает рабочая память Связь лишнего веса с памятью


Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.


ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать . Для этого используют:

Различные методы укрепления;

Улучшения;

Специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

Материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

Катерина Никитина 12.09.2016

Чертоги разума
Как работает память, какие механизмы помогают нам запоминать и где хранятся наши воспоминания

В 1953 году молодому мужчине Генри Моллисону, который с раннего детства страдал эпилепсией, была проведена операция, в результате которой его жизнь кардинально изменилась. В ходе операции хирург полностью удалил 27-летнему Моллисону гиппокамп, так как к тому времени эпилепсия перешла в довольно тяжелую стадию и были необходимы радикальные методы лечения. Наблюдения за Моллисоном дали удивительные результаты: больной помнил все, что происходило с ним до момента удаления гиппокампа, но не мог запоминать новое.

Этот случай привлек большое внимание ученых к проблеме памяти и помог сделать первый шаг на пути к глобальным открытиям в нейронауке. Проект Fleming разобрался вместе с учеными в том, как же на самом деле может быть устроена наша память.

Память играет крайне важную роль в жизни человека. Очевидно, что без памяти мы не смогли бы полноценно существовать в обществе людей. Скорее всего, мы бы погибли гораздо раньше в процессе эволюции: наши предки не могли бы запоминать, обучать других и обучаться самим тому, что в окружающем их мире опасно и как этого можно избежать.

От древних греков до наших дней

Людей с давних времен интересовал такой феномен, как память. Еще древнегреческие философы пытались ответить на вопросы, где расположена память, от чего зависит ее объем и что она из себя представляет. Парменид считал, что память - это смесь тепла и холода: если мы взбалтываем эту смесь, происходит забывание, а если же эта смесь находится в покое, то человек обладает отличной памятью. Диоген предполагал, что память - это равномерное распределение воздуха в теле, и при изменении этого распределения происходит либо запоминание, либо забывание. Платон же выдвинул теорию, что это нечто, похожее на воск, в котором отпечатываются все наши впечатления и эмоции. Ученик Платона, Аристотель, считал, что запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления ее движения. Также он сформулировал идею ассоциаций как основного механизма возникновения образов без видимых внешних раздражителей.

Другая древняя школа, римская, была солидарна с Платоном и «восковой» теорией. Новую для того времени концепцию предложил римский философ и врач Гален, который рассматривал память как результат движения жидкостей. Он предположил, что память локализуется в мозге, где и происходит их выработка.

Со временем человечество накапливало научные знания и открывало новые способы исследования памяти, и, следовательно, появлялись новые теории. Английский мыслитель Девид Гартлив XVIII веке предположил, что в мозгу существуют вибрации и новые впечатления их изменяют, после чего вибрации опять становятся прежними, но если впечатление возникает опять, то на возвращение в прежнее состояние требуется уже больше времени. В итоге это приводит к закреплению вибраций в новом состоянии – образуется след памяти. В ХХ веке эта теория нашла частичное подтверждение в нейрофизиологических исследованиях – эффект реверберации нервного импульса в замкнутых цепях нейронов. В XIX веке французский физиолог Пьер Жан Мари Флуранс предположил, что мозг действует как единое целое, и память расположена во всех его частях, а не в каком-то одном месте.

Экспериментальному изучению памяти в конце XIX века положил начало немецкий психолог Герман Эббингауз. Его труд «О памяти» является первой попыткой применения экспериментальных методов исследования к изучению памяти. Эббингауз производил на себе опыты заучивания и воспроизведения материала, избрав для этого бессмысленные ряды слогов. Он проводил опыты в течение двух лет. Их главнейшим результатом стало создание «кривой забывания», которая показывает, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация.

Что такое память

Существует множество определений того, что же такое память. С точки зрения психологии, память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого. Физиология рассматривает память как сохранение информации о раздражителе после прекращения его действия. Если же рассматривать это понятие более глобально, то память - это одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию. Память присуща всем живым организмам, которые имеют достаточно развитую центральную нервную систему. В зависимости от степени развития, у различных представителей животного мира память проявляется по-разному: от простых рефлексов, свойственных кишечнополостным, до гораздо более сложных проявлений нервной деятельности, свойственных птицам и млекопитающим.

Физиологической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре. Любой нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, оставляет свой след в виде определенных функциональных изменений, которые в случае повторного раздражения облегчают течение соответствующих нервных процессов.

Нейрофизиологи называют такие следы “энграммами”. Энграмма - это след памяти, сформированный в результате обучения. С точки зрения науки, энграммы - это биохимические и биофизические изменения в мозге, появившиеся в результате внешнего воздействия; благодаря им мы способны хранить информацию. Существование энграмм - это одна из множества современных теорий, связанных с механизмами памяти, однако у данной теории довольно много научных оснований и, вследствии этого, приверженцев среди ученых.

На основе теории энграмм строится гипотеза консолидации следа памяти. Консолидация - это процесс, приводящий к закреплению энграммы, который реализуется засчет реверберации - многократного циркулирования импульса по замкнутым цепям нейронов. Центральные понятия данной гипотезы - это кратковременная и долговременная память. Согласно мнению ученых, при фиксации информации происходит переход с одной формы энграмм на другую.

Ранее считалось, что след памяти в своем развитии проходит два этапа: сначала этап кратковременной памяти, затем долговременной. Благодаря реверберации след сохраняется в кратковременной памяти на небольшой промежуток времени (предполагалось, не больше нескольких минут). Нейрофизиолог Дональд Хебб высказал предположение, что в процесс обучения вовлекаются только определенные нейроны, которые при многократном повторении одного и того же стимула формируют устойчивые замкнутые “клеточные ансамбли”, по цепи которых постоянно проходит электрический импульс, в результате которого происходят морфофункциональные и биохимические изменения синапсов (консолидация). При многократном использовании одних и тех же синаптических контактов происходит улучшение проведения импульса и формирование специфических белков.

В том случае, если процесс реверберации импульса будет прерван или предотвращен, переход энграммы из кратковременной памяти в долговременную окажется невозможным.

Данная гипотеза находит экспериментальное подтверждение. В опытах с использованием методов экспериментальной ретроградной амнезии (когда человек забыает о том, что предшествовало травмирующему событию) было установлено, что в фазе кратковременной памяти энграмма неустойчива: ее можно разрушить, например, электрошоком. Это происходит из-за того, что прерывается процесс реверберации и, в следствии этого, образование энграммы.

Но у этой гипотезы есть и недостатки.

Главным из таких недостатков является феномен восстановления памяти. Несмотря на действие электрошока, в некоторых случаях не происходит уничтожение энграмм, а появляется феномен спонтанного восстановления памяти. Память человека начинает восстанавливаться.

Ученые сумели разработать методы, с помощью которых можно восстановить след памяти после воздействия на участок мозга электрошоком. Они основаны на воздействии на мозг различными по силе электрическими импульсами до и после проведения эспериментальной ретроградной амнезии. Эти опыты доказали, что имеет место еще одна форма существования энграмм, третья, которая не может быть воспроизведена какое-то время после воздействия амнестического агента. Таким образом ученые пришли к выводу, что стирания энграмм не происходит, а проявляется лишь их временное подавление.

Почему ученым так интересны энграммы? Существует множество носителей информации - бумажные, электронные - и все они представляют собой аналоги энграмм. Однако наш мозг гораздо более сложно устроен и гораздо менее изучен, чем любой из существующих ныне процессоров. Мы способны не только хранить информацию, но и умеем в нужный момент воспроизвести необходимое воспоминание. Таким образом, изучив процессы кодирования информации, ученые надеются приблизиться к пониманию того, как же работает наша память.

Впервые теория о том, что отдельные участки мозга могут хранить воспоминания, появилась в результате эксперимента, во время которого больному эпилепсией стимулировали электрическими разрядами различные участки мозга. При стимулировании височной доли у больного начинали появляться яркие воспоминания. При повторном стимулировании этого участка воспоминание повторялось, что навело исследователей на мысль о поисках подобных участков коры с воспоминаниями.

При восприятии внешних раздражителей происходит сложное взаимодействие многих нервных клеток в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между ними устанавливаются связи. Благодаря этим временным связям и возможен процесс памяти.

При этом не только звуки, зрительные образы, запахи и тактильные ощущения (то есть раздражители первой сигнальной системы) могут вызывать описанные нервные процессы. Слова, раздражители второй сигнальной системы, так же способны провоцировать образование связей между нейронами. Однако в обоих случаях установившиеся временные нервные связи не остаются неизменными. В процессе жизнедеятельности они изменяются, вступают в новые связи, перестраиваются под влиянием опыта.

Память включает в себя три отдельных, однако тесно связанных между собой процесса: кодирование информации, ее хранение и воспроизведение. Кодирование информации необходимо для образования уже упомянутых «следов памяти».

Существует деление памяти на сенсорную, кратковременную и долговременную. Сенсорная память обеспечивает краткое удержание стимула для того, чтобы мы успели запечатлить его и осознать. Кратковременная память (КП) представляет собой кладовую с ограниченной вместимостью, которую можно оценить с помощью задач на запоминание чисел. Большинство людей способно удерживать в памяти около 5-9 элементов, а их объединение позволяет запомнить даже больше. Без повторения такая информация сотрется из памяти через несколько минут. Долгосрочная память (ДП) более стойкая – несомненно гораздо более вместимая кладовая, содержащая все наши знания о мире и воспоминания о прошлом. Однако из долговременной памяти сложнее воспроизводить воспоминания: необходим такой же сигнал, как и тот, при котором информация была закодирована в ДП.

Где хранится память

Точный ответ на этот вопрос никто до сих пор не может дать. Считается, что в процессах запоминания участвуют почти все структуры мозга, однако ученые выделяют в головном мозге несколько особенно важных в отношении памяти зон.

В процессе запоминания принимают участие различные структуры мозга, которые можно разделить на общемозговой уровень (в него входит ретикулярная формация, гипоталамус, таламус, гиппокамп и лобная кора) и региональный уровень (все отделы коры, кроме лобной).

Существует множество систем, каждая из которых отвечает за свой вид памяти. Известно, что височная кора отвечает за запоминание и хранение образной информации, потому что находится рядом со зрительным центром. Большую роль играет гиппокамп. Гиппокамп - это парная структура, расположенная в центре височных отделов полушарий. Правый и левый гиппокампы связаны между собой нервными волокнами. Гиппокамп принадлежит к одной из наиболее старых систем мозга - лимбической, что обуславливает его многофункциональность. Большинство исследователей согласны с тем, что гиппокамп связан с памятью, но механизм его работы еще не ясен.

Существует теория «памяти двух состояний» о том, что гиппокамп удерживает информацию в бодрствовании, и переводит ее в кору больших полушарий во время сна. Еще одной функцией гиппокампа является запоминание и кодирование окружающего пространства (пространственная память). В 2014 году группа ученых получила Нобелевскую премию за открытие в гиппокампе крыс клеток, отвечающих за пространтсвенную ориентацию. Они активируются всякий раз, когда необходимо удержать в фокусе внимания внешние ориентиры, определяющие поведение.

При поражении гиппокампа возникает синдром Корсакова - заболевание, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события. Уменьшение объема гиппокампа является одним из ранних диагностических признаков при болезни Альцгеймера.

Гиппокамп служит местом встречи условных и безусловных стимулов, участвует в процессах консолидации. Он определяет, что нужно запомнить в данный момент, а что неважно – это было доказано в опыте, в котором при удалении гиппокампа больной терял способность к запоминанию. Несмотря на неспособность к восприятию новой информации, Генри Моллисон сумел обучиться игре на музыкальных инструментах и некоторым компьютерным играм, что приписывают моторной памяти, так как каждый раз Моллисону приходилось заново разбираться в том, как играть в данную ему игру. Он обретал новые моторные навыки, но не помнил, как он их приобрел. Человек, который позволил ученым совершить открытия в области нейронаук, а в частности изучить роль гиппокампа, скончался в 2008 году в возрасте 82 лет, хотя сам он считал, что ему по-прежнему 27.

Помимо консолидации гиппокамп отвечает за воспроизведение информации под влиянием определенных стимулов, способствует образованию новых связей между нейронами.

В мозге так же существуют структуры генетической памяти, локализованные в таламогипоталамическом комплексе. Здесь находятся центры инстинктов - пищевые, оборонительные, половые, центры удовольствия и агрессии, центры эмоций (страха, тоски, радости, гнева и удовольствия). В двигательной зоне записаны позы, мимика, защитные и агрессивные движения.

Лимбическая система является зоной подсознательно-субъективного опыта человека. Здесь хранятся эмоциональные установки, устойчивые оценки, привычки. В лимбической системе локализована долговременная поведенческая память.

В неокортексе (новой коре) хранится все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью. Лобные доли мозга - область словесно-логической памяти, где чувственная информация трансформируется в смысловую.

Теменные доли отвечают за запоминание простых задач. Височные доли хранят долговременные воспоминания. Миндалевидное тело воспроизводит воспоминания об эмоциональных событиях.

Память на уровне клеток

Главная клетка памяти - это нейрон. До недавнего времени ученые полагали, что ведущую роль в механизмах памяти играют отростки нервных клеток, однако сейчас главной частью клетки в процессах памяти считается ее тело.

Для изучения механизмов памяти последние несколько десятков лет ученые прибегают к помощи моллюсков.

Почему именно моллюски стали объектом исследования? Некоторые нервные клетки у моллюсков очень крупные, миллиметрового размера, то есть они видны невооруженным глазом. Это упрощает проведение опытов и открывает большие возможности для исследователей. Вместе с этим, для существ с такой примитивной нервной системой, у моллюсков довольно сложное поведение.

Благодаря кальмару Джон Эклс получил в 1963 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток. Изучая деятельность мозжечка, контролирующего координацию мышечных движений, Эклс пришел к выводу, что в мозжечке торможение играет особенно важную роль. В 2000 году улитка аплизия помогла Эрику Кендалу получить премию за сделанное с ее помощью открытие: кратковременная память обусловлена фосфорилированием белков, образующих в клеточных мембранах каналы, через которые могут проходить ионы кальция и другие ионы, участвующие в передаче нервного импульса. А долговременную память обеспечивает синтез новых белков, запускаемый в результате воздействия сильных стимулов. Эти белки изменяют строение синапса и его чувствительность к последующим стимулам. После успешных опытах на улитках Кендал решил проверить свою теорию на мышах и нашел точно такой же механизм, как и у аплазии.

Не только Кендал использовал аплизий для своих исследований. Ученые Калифорнийского университета Лос-Анджелеса подвергли сомнению широко распространенное мнение о том, что долговременная память хранится в мозгу в синапсах. Для подтверждения своих догадок они провели ряд экспериментов на знаменитых улитках.

Ранее считалось, что процессы памяти обусловлены синаптическим сообщением между нейронами с помощью особого вещества - серотонина, одного из главнейших нейромедиаторов, так же называемого “гормоном счастья”. Серотонин выполняет множество важнейших функций, однако участие в механизмах запоминания, согласно новейшим исследованиям, не входило в их список.

Исследователи воздействовали на аплизий электрическим током, вызывая у них таким образом сгибательный рефлекс, который как раз и является проявлением долговременной памяти. Электрический шок вызывал выделение серотонина, который, в свою очередь, формировал синаптические связи, порождавшие и сохранявшие воспоминания.

Если выделение серотонина на первом этапе эксперимента нарушалось, то происходило и нарушение памяти.

Слудеющий этап эксперимента проводился с помощью чашки Петри, куда поместили нервные клетки аплизий. При добавлении серотонина формировались новые синаптические связи, память сохранялась. Если же сразу вслед за серотонином в чашку добавляли ингибитор, мешавший выделению белков, то синаптические связи не формировались, память нарушалась. Если же ингибитор вводился через двадцать четыре часа, то синаптические связи продолжали развиваться, и память не нарушалась.

Ученые продолжали эскпериментировать с серотонином и обнаружили, что если добавить к нейронам в чашке Петри две порции серотонина с интервалом в 24 часа, а сразу после этого ввести белковый ингибитор, то синаптические связи и воспоминания оказывались стертыми. При подсчете оставшихся синаптических связей оказалось, что их количество вернулось к уровню, существовавшему до начала эксперимента. Выяснилось, что и среди исчезнувших, и среди сохранившихся связей были как новые, так и старые. Почему так происходит и что определяет сохранность связей, никто на данный момент не знает.

При проведении этого же эксперимента с живым моллюском выяснилось, что хотя часть синаптических связей исчезла, само воспоминание об электрическом шоке у моллюска сохранилось. Отсюда и был сделан важнейший вывод: воспоминания хранятся вовсе не в синапсах, а в каких-то других частях нервной системы. Ученые пока не могут с точностью определить где, но есть предположение, что за долговременную память отвечают ядра нейронов. Это дает большую надежду людям, больным Альцгеймером и их близким: если воспоминания хранятся не в синапсах, а в нейронах, то пока живы нервные клетки, воспоминания можно возродить.

Еще одним интересным феноменом в мире нейрофизиологии является “нейрон бабушки”. Впервые этот термин использовал нейробиолог Джерри Летвин в 1969 году во время беседы со студентами. Он сказал: «Если мозг человека состоит из специализированных нейронов, и они кодируют уникальные свойства различных объектов, то, в принципе, где-то в мозге должен быть нейрон, с помощью которого мы узнаем и помним свою бабушку». Этот термин прижился в науке, однако есть и другие варианты названия этого нейрона - «нейрон Монро», «нейрон Холли Берри», «нейрон Эйфелевой башни» и т.д.

Теория “нейрона бабушки” была подкреплена исследованиями 2005 года, во время которых невролог Кристоф Кох из Калифорнийского технологического института и профессор нейрохирургии Ицхак Фрид из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе установили, что признанием той или иной знаменитости в мозге заведуют отдельные клетки.

Нейроны активировались не только при воздействии соответствующего визуального стимула, но и при произнесении вслух названия объектов и в том случае, если испытуемый сам думал о них. Несмотря на то, что открытие «нейронов бабушки» не сильно помогло в понимании механизмов узнавания, их нахождение проложило дорогу к новым опытам, результаты которых, возможно, позволят ученым ответить на вопрос “как работает наша память?”.

Нейронаука - это обширная взаимосвязанная сеть дисциплин, которая включает в себя не только такие науки, как физиология и биохимия, но и информатика, инженерия, лингвистика, медицина, физика, философия и психология. Развившись из нейробиологии, это научное направление является на данный момент одним из самых продвинутых и захватывающих. Благодаря ученым, которые изучали и изучают нейроны моллюсков, воздействуют на мозг электрическими импульсами, а так же совершают множество других сложнейших операций над мозгом подопытных животных, в ближайшем будущем произойдет масса открытий, которая позволит нам по-новому взглянуть на нашу нервную систему, понять, как же все-таки работает наша память, а может быть и узнать, какие еще возможности скрывает наш мозг.

В наши дни накоплен немалый объем научных знаний, однако единой картины о процессах запоминания пока нет. Возможно, в результате дальнейшего развития науки, ученые смогут изобрести способ, с помощью которого у нас будет возможность понять этот сложный процесс.

Вконтакте

Если бы память человека была подобна Интернету и выдавала бы нужную информацию по первому запросу, это сильно облегчило бы . Впрочем, неизвестно, смогли бы мы правильно пользоваться ею и не утонули бы в море сведений.

Человеческий мозг способен работать настолько эффективно, что до сих пор разработчикам искусственного интеллекта не удалось его превзойти. Во многом это связано с уникальным устройством памяти.

Память позволяет нам снова пережить прошлое

Памятью называется способность нервной системы сохранять и транслировать информацию, получаемую человеком ежесекундно.

Изучением того, как работает память человека, занимаются нейрофизиологи, психологи и другие ученые.

Благодаря памяти перед нашим сознанием встают в подробностях события и образы прошлого.

Также мозг запоминает, как мы реагировали на эти события, и позволяет впоследствии при необходимости воспроизвести эту реакцию лучше и точнее. Эти памяти лежат в основе обучения.

Нервная система обрабатывает сигналы, полученные органами чувств, а также работает с мыслями и воображаемыми картинами. Поначалу они запечатлеваются, а затем сохраняются на уровне рефлексов и связей между нейронами в мозгу.

Механизм памяти связан не только с запоминанием, узнаванием и воспроизведением фрагментов опыта, но и с забыванием ненужной или малозначимой информации, вытеснением травмирующего опыта.

Впрочем, ученые считают, что абсолютно вся , полученная в течение жизни, хранится в голове, даже если сознание неспособно припомнить ее.

Память максимально эффективно работает в первые 5 лет, когда ребенок учится говорить и познаёт мир впервые. В дальнейшем происходит постепенное ухудшение памяти, причём в старческом возрасте это может стать причиной недееспособности.

Память, с помощью которой мы взаимодействуем с собственным жизненным опытом, лежит в основе всех когнитивных функций, таких, как мышление и речь.

Виды памяти

Основных видов памяти два — кратковременная и долговременная. других видов памяти зависит от функции и типов обрабатываемой информации.

Кратковременная память

Кратковременная память (другие названия – первичная, активная) отвечает за запоминание событий, произошедших в течение 20-30 секунд. Она основана на временных нейронных связях фронтальной и теменной коры головного мозга.

С помощью этих связей фиксируется информация, поступающая от органов чувств. Ресурсов кратковременной памяти достаточно, чтобы запомнить и воспроизвести отрывок текста во время диктанта или набрать номер телефона, вычитанный в справочнике.

Кратковременной памяти установил психолог Джордж Миллир – он составляет 7 элементов (плюс-минус 2). Если информация повторяется, то она может сохраняться дольше – на этом основано зазубривание текстов.

Согласно теории физиолога Дональда Хебба, при этом нейронные схемы, ранее связанные только электрофизиологическими механизмами, получают закрепление посредством химической трансформации клеток мозга.

Например, из ежедневного потока телевизионных новостей в долгосрочную память попадают только самые значимые (для истории или конкретного человека) факты. Лучше всего запоминаются сведения, находящиеся в начале и в конце информационного блока.

Также выделяют следующие типы памяти:


Кратковременная и долговременная память – основные. Другие виды памяти являются своего рода их разделами, хранящими различных типов.

Память человека: новейшие исследования

Ученые постоянно проводят эксперименты, позволяющие узнать новые факты о функционировании человеческой памяти.

Почему не запоминаются сны

Ученые австралийского университета Монаша выяснили, почему содержание снов так быстро выветривается из памяти. Как оказалось, это связано с малой активностью гиппокампа — части головного мозга, отвечающей за передачу сведений из кратковременной памяти в долгосрочную.

Во время сна эта область работает автономно и не передает сведения в долговременную память. Лучший способ запомнить содержание сна — сразу же записать его после пробуждения, пока информация сохраняется в кратковременной памяти.

Именно так, согласно популярной легенде, поступил химик Менделеев, которому приснилась периодическая элементов.

Забывчивость необходима

Нейробиологи и психологи из Канады подтвердили, что для эффективной работы с информацией важно не только запоминать ее, но и забывать. Выяснилось, что данное свойство памяти позволяет оптимизировать принятие решений, отбрасывая лишние детали и фокусируясь на главном.

Таким образом, содержание событий, бесед и прочитанных страниц «конспектируется» в мозгу. Ранее же считалось, что не может что-то запомнить дословно из-за отказа механизмов хранения информации.

Настоящий интеллектуал запоминает не всё подряд, но лишь то, что имеет действительную ценность и позволяет ориентироваться в быстро меняющемся мире.

При запоминании пространства в мозгу создаётся его карта

Пониманию механизмов памяти способствуют исследования над животными. Во Фрайбургском университете в Германии был проведён эксперимент над лабораторной мышью.

Исследователи модифицировали гены грызуна так, чтобы его нервные клетки во время работы светились. После этого мышь была помещена в виртуальную реальность посредством пенопластового мяча на воздушной подушке и нескольких мониторов.

Изучение мышью компьютерных лабиринтов стимулировалось соевым молоком, капли которого давались животному при прохождении определенных участков.

Пока грызун путешествовал по новому для себя пространству, исследователи с помощью микроскопа наблюдали за его гиппокампом, в котором зажигались и потухали определённые нейроны.

Выяснилось, что каждый задействованный нейрон отвечал за конкретную точку пространства, а в мозгу мыши создавалась своего рода копия виртуального лабиринта.

Депрессия стирает воспоминания

Ученые из немецкого Рурского университета создали вычислительную модель, которая прояснила влияние депрессии на когнитивные способности человека.

Они смоделировали процессы, происходящие в мозгу, и установили, что депрессия мешает формированию связей между нейронами. При этом большое имеет продолжительность данного расстройства.

Люди, долгое страдающие депрессией, плохо запоминают происходящие с ними в настоящее время события, а также постепенно утрачивают старые воспоминания.

Возня с внуками помогает бабушкам сохранить память

Присматривающие за внуками пожилые люди сохраняют качества краткосрочной и долговременной памяти дольше, чем их сверстники, не занимающиеся с малышами. Это выяснили австралийские исследователи, которые сравнили способности 200 бабушек, у части которых были внуки, а у других нет.

Выяснилось, что пожилые женщины, которые раз в неделю возятся с внуками, лучше запоминают новые сведения и демонстрируют более логичное мышлению. Более частое общение с подрастающим поколением не столь эффективно, поскольку бабушки испытывают слишком большие нагрузки.

Новейшие исследования показали устройства памяти у людей и животных и связь механизмов запоминания со многими факторами.

Что вредит памяти

Разумеется, память по естественным причинам ухудшается с возрастом, однако сохранить способность запоминать нужную информацию вполне возможно, если соблюдать определённые правила и избегать рисков.

Памяти вредит рассеянность. Если мы усилием воли не концентрируем внимание на необходимых сведениях, они не задерживаются в голове.

Страдают от забывчивости те, кто не высыпается. Исследования показали, что если бодрствовать в течение 36 часов, то способность к воспроизведению информации снижается на 40%.

Гиппокамп, имеющий ключевое для откладывания сведений в долговременной памяти, хуже работает из-за стрессов. Адренокортикотропный гормон и кортизол, выплеском которых организм реагирует на неприятную ситуацию, препятствуют консолидации воспоминаний.

Если стрессовая ситуация продолжается долгое время, то ткани гиппокампа деградируют (у детей, переживших жестокое обращение, ухудшение структуры составило 12%).

Неправильное питание не идет на пользу мозгу и памяти

Вредит работе мозга неправильная диета:

  • алкоголь;
  • фаст-фуд;
  • избыток сахара, фруктозы и подсластителей;
  • мучное, жареное и жирное;
  • красное мясо, колбасы и сосиски;
  • сильно соленая еда.

Таким образом, несоблюдение норм здорового образа жизни и слишком бурная реакция на происходящее подрывают память.

Как улучшить память

Чтобы улучшить способность к запоминанию, регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

По данным американских исследователей, даже 20 минут физической активности в день повышает в нервной системе глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот, участвующих в механизмах памяти.

Также улучшить память можно с помощью особых когнитивных упражнений:

  1. Целлюлярный токинг. Назовите предметы, находящиеся напротив Вас в комнате (ноутбук, музыкальный центр, лампа, ключи и т.д.) Через некоторое время Вы почувствуете, что затрудняетесь быстро вспомнить, как называется та или иная вещь и охарактеризовать ее. Однако регулярное повторение упражнения повышает скорость мышления и заставляет нейроны работать с полной отдачей.
  2. Дом памяти. Назовите конкретные предметы или имена людей, объединённых в какую-либо категорию. Например, вспомните пару десятков поэтов или знаменитых спортсменов. Подходят для упражнения названия компьютерных игр и фильмов, перечисление животных, растений, продуктов питания и предметов интерьера.
  3. Слова-перевертыши. Отличным упражнением для тренировки зрительной и словесной памяти является проговаривание слов задом наперёд (коса-асок, трава-аварт и тому подобное). Здесь принципиально важно не читать слова по бумаге, а представлять их в своём сознании. От коротких слов постепенно переходите к длинным (поначалу, возможно, придется дробить их на отдельные слоги).

Старайтесь в повседневной жизни обходиться без записей, например, при составлении списка покупок перед походом в супермаркет или при поздравлении родных и друзей с именинами.

Для более эффективного запоминания применяйте методы мнемотехники, пользуйтесь ассоциациями и разбивайте большие блоки информации на части. Не витайте в облаках, а в каждый конкретный момент концентрируйтесь на выполнении стоящей перед вами задачи.

Есть и продукты, которые наоборот улучшают память

Улучшают память эфирные масла мяты, розмарина и лимона, а также некоторые продукты:

  • черника;
  • рыба жирных сортов;
  • яйца;
  • куркума;
  • грецкие орехи;
  • брокколи;
  • апельсины;
  • горький шоколад.

Выполнение простых упражнений, здоровое питание и физическая активность сохранят память надолго и позволят вам оставаться в здравом уме до глубокой старости.

Хорошая память – не только условие эффективного функционирования дома, в школе, институте и на работе. Она позволяет получать полноценное удовольствие от каждого прожитого дня, ведь воспоминания о радостных событиях и драгоценных мгновениях – сокровище, которое всегда остается с вами.

В этом видео вы узнаете много интересного о мозге и памяти:

Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия. В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.
Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается. Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2. Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8). Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются. Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы). Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной. Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач. Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться. Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается. Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

https://www.facebook.com/marina.korobkova.1

whatsapp +84 93 558 40 15

Или на e-mail через кнопку Контакты