Методическое пособие «Воспитание творчеством. Творческое воспитание — творчество во всем О книге «Творческое воспитание»


О книге








Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка....

Читать полностью

О книге
Автор этой книги Джин Ван"т Хал, мама двух дочек и автор популярного блога Artful Parent, который за годы своего существования собрал вокруг себя целое сообщество вдохновленных родителей и учителей.
На страницах своей книги Джин Ван"т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи. Эта книга поможет вам:
Найти время для творчества в течение дня
Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку
Обустроить место для занятий и хранения детских работ
Выбрать художественные материалы и инструменты
Поощрять и развивать творческое мышление
Правильно говорить с ребенком о его рисунках

Почему мы решили издать эту книгу
Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка. Они учат его мыслить, сравнивать, исследовать, изобретать, принимать решения и действовать самостоятельно.

Фишка книги
Большинство мастер-классов в этой книге не похожи на традиционные задания, когда ребенок должен сделать что-то по инструкции и получить заранее известный результат. Джин Ван"т Хал предлагает занятия, в процессе которых ваш ребенок будет исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, пробуя каждый раз что-то новое. В творческом воспитании процесс гораздо важнее результата.

Для кого эта книга
Для родителей детей от 1 года до 8 лет.
Для воспитателей детских садов и учителей.
Для всех, кто ведет творческие занятия в группах.

Об авторе
Джин Ван"т Хал - автор популярного блога ArtfulParent.com, в котором делится своим опытом и идеями творческих занятий с родителями всего мира. Вся ее жизнь наполнена творчеством. Она изучала историю искусств в Wellesley College, работала в музее и арт-журнале, некоммерческих культурных организациях.
2-е издание.

Скрыть ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий

Белоусова Е.Ю.

Методическое пособие

«Воспитание творчеством»

(обобщение и ретрансляция опыта работы

Культурно-досугового центра)

Рецензенты: Омшина Л.Н., заместитель директора по УВР ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий»,

Омск-2011 г.

Введение.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.
1.1 Творческое развитие и навыки.

  1. Психологические особенности творческой личности.

  1. Воспитание творчеством посредством занятий в студиях культурно-досугового центра.

    1. Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

    2. Структура и деятельность Культурно-досугового центра

    3. Компетенции педагога дополнительного образования

    4. Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

    5. Обзор основных подходов работы со студентами в КДЦ

    6. Мониторинг деятельности КДЦ

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - проблема механизмов: при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?

Существует попытка противопоставить педагогические задачи профессиональным, воспитательные функции – творчеству. Такая постановка вопроса говорит о непонимании главного в творческой деятельности, раскрывающей необычайные возможности воспитания человека средствами искусства.

Это воспитание отличается от любых иных форм воспитания тем, что идейное, нравственное обогащение человека происходит одновременно с обогащение одновременно с обогащением его эстетического кругозора, с раскрытием его творческого потенциала, с формированием в нем художника. Конечно, в какой-то степени функцию эстетического воспитания выполняет профессиональное искусство. И на этом пути ознакомления с искусством огромное значение приобретают музеи, театры, лектории. Но есть и другой, более действенный путь эстетического воспитания – путь приобщения к творчеству.

На этом пути познание, овладение культурой, формирование личности находятся в тесной связи с раскрытием этой личности. Но это может произойти только в тех случаях, когда человек вовлечен в процесс подлинного творчества. Он не созерцатель, а творец.

Человек воспитывается, творя искусство. И если результаты его творчества низки по своим художественным качествам, делу эстетического воспитания нанесен эстетический урон. Для того, чтобы достичь определенного эстетического уровня, нужно из человека, непричастного к искусству, сформировать художника, раскрыв его способность быть художником.

Уровень творческого процесса, уровень художественности являются важным фактором эстетического воспитания и, наоборот, активность воспитательного процесса, его направленность должны обеспечивать художественный уровень результата.

Воспитать творческую личность можно лишь в процессе подлинного творчества и активного общественного действия, которое не терпит компромиссов.

Современная социология и педагогика ставит во главу угла влияние коллектива на личность, уважение и понимание каждой индивидуальности. Не пропустить в своей работе ни одного человека и если он пришел в творческий коллектив, обязательно найти ему дело, в котором бы он почувствовал себя необходимым. И еще один важнейший фактор – проблема занятости. В обычной жизни человек не пользуется всеми возможностями своего организма. Часто физическое и духовное развитие у подростков находится в состоянии сна, когда привычные обязанности выполняются с минимальной затратой энергии, что в свою очередь порождает духовную лень, ограниченность интересов.

Наша задача - поменять ритм жизни. Заставить человека понять, что можно жить иначе, можно в каждую единицу времени прожить жизнь ярче во много раз, больше успеть, больше узнать.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.

Творчество - процесс создания нового, антипод шаблонной стереотипной деятельности.

В философских учениях творчество предстает как условие и механизм продуктивного развития. В творчестве находят диалектическое взаимопроникновение материальные и духовные процессы, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное. Творчество охватывает познавательную и практически преобразующую деятельность как целостный процесс и его отдельные моменты - творческий поиск, открытие и его материальное воплощение.

Творчество в аспекте психологии - это продукт мыслительной деятельности. В психологической литературе на этот счет существуют две точки зрения. Согласно первой, необходимо развивать репродуктивное и творческое мышление. Процессуальный подход определяет творческую деятельность как деятельность по решению творческих задач.

Личностный подход в трактовке творчества большое внимание уделяет исследованию роли мотивационных и эмоциональных моментов в мышлении их продуктивной функции, творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности. Рубинштейн С.Л. определил проявление творческой деятельности как выражение активности субъекта.

Возникает вопрос: можно ли научить творчеству?

"Творческость" (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, это одна из глубинных характеристик личности.

Личность же нельзя сформировать, ее можно воспитать.

Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

Уникальность и неповторимость личности, ведущая роль бессознательного в творческих актах не могут быть раскрыты с помощью только понятий, выведенных из деятельности.

Но толкование творческого акта только как деятельности оставляет за бортом самое существенное - источники творчества, лежащие в области бессознательного.

Но само определение творчества как создание чего-то принципиально нового как индивидуального вклада в культуру предполагает преимущественную детерминацию этого процесса со стороны субъекта.

Это показатель личной зрелости человека, который характеризуется следующими чертами: активным деланием себя, соответствием жизненных выборов (в том числе, профессии) индивидуальным особенностям, согласованием избранной профессии и способностей, стремлением познать себя, умением ценить и использовать эффективно и результативно время, выделить приоритеты в деятельности.

Деятельность, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него определенной ценностью.

Художник не может не реализовать заложенный в себе потенциал и, переводя его из внутреннего плана во внешний, он становится тем, чем задумала его природа.

И здесь надо сделать оговорку, касающуюся социальных условий. Талант расцветает в обществе на определенном витке его исторического развития. И то, в каком состоянии находится общество, его культурные традиции и отношение к мировой культуре, будет влиять на творчество данного человека.

Шуман был глубоко прав, когда обронил мысль о том, что если бы в его время родился талант, подобный Моцарту, то, скорее всего он стал бы писать музыку в духе Шопена.

В своем творчестве человек выражает не только свои собственные настроения и мысли в тех нормах художественного языка, который он застал. Хочет он того или нет, но он выражает и мироощущение людей той эпохи, в которой живет и творит.

Вероятно, главной отличительной чертой творческой личности является неудержимое стремление свои переживания и впечатления перелить в музыку, пение, танцы…, выразить свое существо на языке искусства.

Но все эти способности не смогут проявиться в полной мере, если личности не будут присущи такие качества как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Мотивация творчества лежит не во внешних условиях благополучия, но во внутренних побуждениях к творчеству. Часто именно творчество оказывалось для многих той силой, которая помогала им жить в самых неблагоприятных условиях.

Природа, к сожалению, отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развития своих будущих способностей. Поэтому способный ребенок вынужден начинать свое обучение в раннем возрасте, в тот период развития, когда формируется организм и мировоззрение подростка.

Итак, творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а так же производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь, как объективный, так и субъективный характер.

Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрывается дотоле неизвестные закономерности, устанавливаются и объявляются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского и подросткового творчества.

Следует учитывать важность подросткового субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат.

Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов подросткового творчества.

В художественном творчестве (искусстве) открытие есть создание ярких образов, которые поражают зрителя глубиной обобщения и постижения изображаемого.

Творческое развитие и навыки.

Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения можно наблюдать рост результатов, наглядно это проявляется в спорте, музыке, танцах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что проявление способностей человека выполнять какую-либо деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его педагогов методов, которые ведут к высоким результатам.

Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей.

Приоритет творческих заданий - необходимое условие проявления и развития художественной одаренности подростков в процессе обучения. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, фактически как самоцель, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то суммы специальных умений и навыков, которыми он потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему не достает.

Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает ученика приемами и способами достижения привлекательной цели.

Известно множество случаев (особенно в музыкальной практике), когда ребенок упорно отторгал все попытки обучения даже простейшим навыкам. И тот же самый ребенок стремительно, самостоятельно и незаметно для самого себя овладевал настоящим мастерством, когда приобщался к музыкальному творчеству.

Итак, художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает "технологию" искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Но, конечно, провозгласить приоритет творческой задачи над технической гораздо легче, чем реализовать этот подход в повседневной педагогической практике. Тем не менее, задача эта разрешима. Ее решает сознательно или интуитивно, каждый успешно работающий педагог.


  1. Психологические особенности творческой личности.

"Подростковый возраст (отрочество) период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и т.д.). определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный характер."

(Психология: Словарь. М., 1990.- с. 279)

" Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности…"

(Психологический словарь. М., 1983.- с. 262)

С психолого-педагогической точки зрения подростковый возраст определяется как возраст общения. Иногда это положение рассматривают упрощенно, считая, что общение со сверстниками, ориентация на их мнение и оценку, блокирование в группы и группки заслоняют от подростков другие стороны учебной и внеучебной жизни.

Такая трактовка является односторонней. Тенденция к общению со сверстниками у учащихся этого возраста действительно ярко выражена. Но при разумно построенной воспитательной работе она выступает как форма, в которой (или наряду с ней) естественно появляются другие тенденции жизни подростков.

"При определении ведущей деятельности в подростковом возрасте у психологов возник ряд разногласий. Так, Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, проанализировав большой фактический материал, относящийся к жизни подростков, пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью подростков на этом возрастном этапе является личное общение сверстников. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, как считают эти авторы, выступают возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми…

Однако эти авторы процесс общения подростков рассматривали в отрыве от всего многообразия коллективных видов деятельности, которые осуществляются ими на протяжении нескольких лет, - в отрыве от их учебной, производственно-трудовой, общественно-организационной, художественной, спортивной деятельности. На самом деле именно эти виды деятельности приобретают наибольшее значение в развитии общения у подростков. У них возникает повышенное внимание к своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которые получают ту или иную общественную оценку. Осознавая общественную значимость собственного участия в выполнении этих видов деятельности, подростки вступают в новые взаимоотношения между собой, поскольку каждая такая деятельность выполняется коллективно, а ее результаты подлинную оценку получают опять-таки в коллективе (будь то в учебном, трудовом, спортивном, музыкальном или каком-либо другом).

Благодаря этому и личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении им разных видов общественно полезной деятельности, которая на наш взгляд, и является ведущей деятельностью в подростковом возрасте".

Сталкиваясь с многообразием функций и ролей участников коллектива, подросток открывает для себя мир социальных отношений детей, а через них - своеобразие норм, регулирующих и психическую жизнь детей.

Их психологических качеств личности подростка выделим следующие:


  • тенденцию к установлению психологической общности в целях, установках, чувствах, оценках со сверстниками;

  • стремление к дифференциации психической жизни членов коллектива, к выявлению общественно значимых черт личности его участников (формирование субъективных представлений о "престижности", "компетентности", "поведения в коллективе");

  • особый интерес к представленным в коллективе внешним формам выражения духовной жизни (значимые в данной среде интонации, слова, формы выражения эмоций, мимика и пантомима);

  • стремление к самоутверждению в формах жизни данного коллектива (не только во внешнем поведении, но и в психологических проявлениях - "актеры" на социальной сцене жизни коллектива. Эффект "публичности", "демонстрируемости" является очень значимым для них).
Новизна для подростка выступает как форма, за которой скрыта проблемность фактов, событий социальной жизни или же новые оценки, ценности той жизни.

Оценка и самооценка - доминирующее звено, своеобразный стержень психической жизни подростка. Завышенность оценки и самооценки объясняет причины противоречивости в характере, в оценках учащихся этого возраста.

Педагогу нужно быть предельно чутким к этим противоречиям подростка, с тем, чтобы "завышенность" строя его психической жизни была бы естественно переплавлена в "завышенную" учебную и творческую деятельность, стала бы активностью обучения.

Никакими способностями невозможно заменить мастерство, которое является главным орудием в создании и исполнении (показе) художественного произведения (конечного результата).

Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не определяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы.

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они не работали, имеют много общих черт, по совокупности которых они существенно отличаются от людей менее творческих. Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тейлору, являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; отсюда стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения.

Другие исследователи отличают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения. Они хорошо чувствуют потребность общественного развития и хорошо понимают чувства других людей.

Подобные черты творческой личности делают ее не очень уживчивой с другими людьми. Своей независимостью, самостоятельностью, оригинальностью творческие люди приносят много хлопот коллективам, в которых им приходится работать, и тем, кто вынужден с ними общаться.

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А. Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Здесь достижения в одной области могут не совпадать с достижениями в другой. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежными показателями проявления творческой личности.

Что помогает творчеству?

Вдохновение - прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находится "в ударе". Что этому может способствовать?

Сильные эмоциональные переживания. При этом не важно, положительное оно или отрицательное.

Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке или другим видам искусства оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека.

Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Суть творчества не в формальном накоплении знаний, умений, навыков, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.


  1. Воспитание творчеством посредством занятий дополнительного образования в студиях культурно-досугового центра.

Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

В данной экономической ситуации к человеку, предла­гающему свои способности на рынке труда, предъявля­ются высокие требования: быть знающим, уметь ис­пользовать эти знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, ее анализу, систематизации, рациональному использова­нию, уметь быстро и каче­ственно восполнять пробелы в своих знаниях. Современ­ный человек должен обла­дать навыками самообразова­ния, причем на протяжении всего созидательного этапа жизни. В таких социальных усло­виях серьезные требования предъявляются и к организа­ции образовательно-воспита­тельного процесса в системе дополнительного образова­ния подростков, необходимости изучения, разработки и вне­дрения в практику педагоги­ческой деятельности новых форм, методов, технологий. Исходя из практического анализа, можно констатиро­вать, что в обычных образовательных условиях полноценное внедрение новаций, активно пропагандируемых в настоя­щее время, несколько затруд­нено из-за наличия объектив­ных причин. Это, прежде всего:


  • жесткие образователь­ные стандарты;

  • ограниченное программами время;

  • статус учителя-лидера;

  • большая наполняемость классов (от 25 человек).
Дополнительное образова­ние способно гибко обойти объективные сложности образовательного процесса на основании специфики деятельности:

  • преобладание профиль­ного обучения;

  • вариативность программ;

  • основа педагогической деятельности – педагогика сотрудничества;

  • малые группы обучаю­щихся (до 15 человек);

  • добровольность выбора ребенком сферы деятельности;

  • принцип детоцентризма.
Поэтому можно утверж­дать, что система дополни­тельного образования обла­дает более благоприятными возможностями для развива­ющего обучения подростков, ведь в колледже неизбежна достаточ­но жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельнос­ти. В учреждениях дополни­тельного образования нет ти­повых образовательных стан­дартов, что дает возможность педагогу следовать природе познавательного развития подростка. Программы дополни­тельного образования содей­ствуют самореализации ре­бенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельнос­ти, а также положительно сказываются на результатах общего образования. Вместе с тем, здесь существует воз­можность предусмотреть ва­риативность программ, т.е их доработку и незначитель­ные изменения в ходе педагогической деятельности, исхо­дя из возникающих ситуа­ций. В условиях дополни­тельного образования подростки могут удовлетворять свои ин­дивидуальные потребности, развивать творческий потен­циал, адаптироваться в совре­менном обществе; они имеют возможность полноценной организации свободного вре­мени: если, как отмечает кан­дидат педагогических наук Л.Н. Буйлова, «подросток жи­вет полноценно, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем». Вместе с тем и количество обучае­мых в системе дополнитель­ного образования (наполняе­мость групп 12-15 человек) играет значительную роль при рассмотрении возможно­сти использования инноваци­онных обучающих техноло­гий.

Приведенные выводы ни в коей мере не показывают преимущества дополнитель­ного образования перед обычным. Тради­ционная школа за долгий пе­риод своего развития показа­ла не только состоятельность, но и большие преимущества своей обучающей системы - дать подросткам базовые знания, умения и навыки. Система дополнительного образова­ния рассматривается как вспомогательная, дающая возможность обеспечить раз­витие личности подростка не в разрез, а в помощь основному образованию.

Структура и деятельность Культурно-досугового центра

Для этого в 1999 году на базе нашего колледжа был создан культурно - досуговый центр.

Работа в центре построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый студент имеет свободу выбора объединения, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия. Так же предусмотрен индивидуальный подход, что позволяет обучать детей с различными возможностями.

Цели и задачи КДЦ отвечают требованиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развития студента, нравственности, духовного здоровья, творчества, открытости, свободы выбора для каждого студента, а так же формирует взгляды, интересы и увлечения на дальнюю перспективу.

Координирует деятельность КДЦ педагог-организатор в области дополнительного образования. В его подчинении находятся педагоги дополнительного образования в различных видах искусств.

Каждый из них возглавляет студию по своему направлению деятельности:

Вокальная студия «Музыкальное созвездие»

СТЭМ «Вот те на!»

Ансамбль народной песни «Перезвон»

Хореографическая студия «Движение»

Студия народного танца «Берегиня»

Команда КВН «Аэропупырышки»

Гимнастическая студия «Грация»

Театральная судия «Зеркало»

Театр акробатики

Студия телерадио «Око»

Каждая студия работает по своей образовательной программе, которая представляет собой выстроенную систему подготовки участников студий, в соответствии с подпрограммой КДЦ и выбранным направлением искусства.

Занятия в студиях Культурно-досугового центра развивают у студентов следующие профильные умения:

Способность к организации и планированию;


  • способность решать проблемы и принимать решения;

  • способность работать в команде;

  • способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность к самообучению;

  • способность адаптации к новым ситуациям;

  • способность к лидерству и воля к успеху.
Студенты колледжа приходят в КДЦ добро­вольно, без отбора, нет и оплаты за предоставляемые обучающие услуги. А это значит, что в студиях КДЦ могут заниматься все желающие, независимо от их способностей. Этим и отличается дополнительное образование от специальных школ различного вида искуств. Соответственно, и методика преподавания строится с учетом специфики обучаемого контингента и, прежде всего, его неоднородности. В связи с этим задача выдвижения универсальных требований к ученикам представляется не только трудно выполнимой, но и методически неверной. «Подгонять» малоспособного ученика, натаскивая его, чтобы приравнять уровень его подвинутости к уровню ученика успевающего, - задача внешне заманчивая, но внутренне порочная. В результате могут быть не только загублены ростки интереса к выбранному виду искусства, но и деформирована личность. Ориентирами в работе педагога должны служить потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критериями – дидактические принципы доступности, наглядности, последовательности.

В связи с этим в программы введены дифференцированные требования.

Педагогически целесообразно для каждого уровня выработать свою систему требований. Однако неизменной остается стратегия: при обучении учеников всех уровней целевой установкой является развитие их личностного потенциала.

Следует особенно внимательно отнестись на третьем уровне к его техническому развитию, а так же увеличить требования к исполнительским качествам, артистизму, воспитать любовь к эстраде, к концертным выступлениям.

Ученики второго уровня требуют усиленного внимания к той из способностей, которая развита в наименьшей степени. В связи с этим могут быть внесены некоторые коррективы в типовую программу. Так же учеников второго уровня следует приобщать к концертной деятельности. Просветительская направленность выступлений не только приносит пользу их творчесому развитию, но имеет и воспитательное воздействие, формируя такие качества, как воля, коммуникабельность, бескорыстие и душевная открытость.

Воспитать чувство красоты, ввести в мир прекрасного и пробудить потребность ребенка к общению с произведениями искусства всех жанров – на этом должен сосредоточить свое внимание педагог дополнительного образования.

Занятия с учениками первого уровня ставят перед преподавателем особенно сложные задачи. Основная трудность заключается в том, чтобы, работая на посильном для ученика материале, добиться максимально развивающего эффекта. Разучиваемая программа должна носить адаптированный характер.

Внедрение в педагогическую практику названного дифференцированного подхода к учащимся в студиях связанно со сложностями этического порядка. Целесообразно поэтому было определить некоторые требования.

Поскольку способности развиваются только в деятельности, было бы ошибкой ранжировать ученика в начале обучения. Определить его уровень можно только к концу первого года обучения. Отнесение ученика к определенному уровню – не приговор, а лишь создание более комфортных условий для реализации его сегодняшних возможностей. Правильно ориентированный педагогический процесс усилит развитие его способностей, и он переместится на уровень выше. Однако это должно быть не целью, а желаемым следствием хорошо поставленного обучения.

Разделение по уровням – внутренне дело педагога. Нельзя забывать, что дети болезненно относятся к разного рода адаптированным группам и программам. Стремление же «догнать» учеников следующего уровня может создать атмосферу, не способствующую истинно художественной работе, нацеленной на развитие творческих качеств личности.

Поэтому при разработке программ дополнительного образования педагоги стара­ются учитывать современные интересы студента, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образова­тельного процесса. В про­граммах просматривается не традиционный упор на получение студентом зна­ний, умений и навыков по выбранному виду деятель­ности, а интегрированный подход к организации заня­тий, способствующий раз­витию и знаниевых, и лич­ностных качеств студента.

Основополагающими видами деятельности определены, прежде всего, свободный выбор студентом видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента, возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией, практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Компетенции педагога дополнительного образования

Творческая самореализация, осуществляемая педагогом в системе дополнительного образования, делает актуальной его педагогическую направленность на достижение целей творческого воспитания учеников. Для этого необходима реализация системы факторов, активизирующих внутренние процессы творческой самореализации педагогов: профессиональная интеграция и высокая мотивированность педагогической деятельности, учет индивидуально-типологических и половозрастных особенностей педагогов и референтность их как профессионалов, обладающих способностью к собственному саморазвитию, владеющих технологией и методикой самовоспитания. Для этого педагоги принимают активное участие в различных мероприятиях колледжа наравне со своими учениками. Слушая и видя выступление педагога, ученик видит, к какому результату ему нужно стремиться в своей тврческой деятельности. Каждый ученик испытывает чувство гордости и уважения к педагогу, видя его на концертной эстраде.

Поскольку педагогический процесс – явление двустороннее, творческий компонент входит в деятельность не только ученика, но прежде всего педагога. Урок, всегда ставящий перед собой определенные педагогическим задачи, спланированный заранее, должен быть актом творчества. Педагог должен владеть искусством импровизации; он призван создать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую ученику познать радость открытия.

Базовой ценностью ста­новится на занятиях многих наших педагогов личност­ный подход, т.е. совокуп­ность взаимосвязанных со­циальных установок на от­ношение педагога к воспи­таннику, к самому себе и к организации педагогическо­го взаимодействия, что соот­ветствует технологии лично-стно-ориентированного об­разования (Г.К. Селевко). Это выражается в учете и признании своеобразия, не­повторимости, уникальнос­ти личности каждого ребен­ка, в принятии его мнения и позиции; в готовности к бе­зоценочному отношению к нему как к личности; в обще­нии, основанном на равно­правии и равноценности личностных позиций педаго­гов и школьников; в сотруд­ничестве, соуправлении всех участников педагогического процесса.

Профессиональная культура педагога дополнительного образования детей понимается нами как сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой реализуемую им динамическую систему ценностных ориентаций (личностные и профессиональные характеристики), систему профессиональных знаний и умений (психолого-педагогических, предметных, профессиональных умений и навыков), профессиональную деятельность и профессиональное поведение.

Изучение и распростране­ние опыта работы наших пе­дагогов дополнительного об­разования - это попытка до­казать возможность примене­ния новых обучающих техно­логий, использование кото­рых в школе затруднено по объективным причинам. Это наш путь к решению основ­ной задачи, поставленной го­сударством, - непрерывное образование, т.е. взаимодей­ствие учреждений общего и дополнительного образова­ния.

Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

В своей работе КДЦ опирается на следующие нормативные документы:


  1. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010г.

  2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

  3. Положение о работе КДЦ

  4. Подпрограмма развития КДЦ

  5. Программы студий дополнительного образования

  6. Должностные инструкции ПДО
Для оптимальной организации воспитательного процесса разработана учебно-программная документация с учетом национально-регионального компонента, которая рецензирована специалистами учреждений культуры и образования.

Работа КДЦ строится на основе подпрограммы «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра». Срок реализации подпрограммы развития культурно-досугового центра рассчитан на срок обучения студента в колледже. В течение 4 лет каждый участник программы может попробовать себя в разных социальных ролях – исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что способствует социализации студента.

Подпрограмма развития творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра разработана в соответствии с концепцией и программой развития воспитания в Омгкпт, межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование активно развивается в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что позволяет объективно сочетать в едином процессе воспитание, обучение и творческое развитие личности.

Дополнительное образование в колледже представляет возможность студентам заниматься в студиях культурно-досугового центра в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными способностями.

Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию сегодня уже трудно отрицать. Часть советских психологов считает креативность (способность к творчеству) одной из неотъемлемых особенностей личности. Так В.В. Давыдов пишет: «Для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих мотивов». Другими словами, именно творческое начало отличает и выделяет личность, дает ей возможность выработать свое независимое представление об окружающей действительности и преобразовывать эту действительность на основе этих представлений.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врожденное, она или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем, исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Но у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку.

Для формирования креативности необходимо:


  1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

  2. Наличие позитивного образца творческого поведения;

  3. Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

  4. Социальное подкрепление творческого поведения.
Учитывая, что с одной стороны, одаренность неразрывно связана со всеми психическими проявлениями человека, сенсорными, когнитивными принципами, и эмоциональной сферой, а с другой стороны, если основной функцией одаренности считать максимальную адаптацию к миру, окружению, то в подпрограмму «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра» положены два основополагающих фактора: социализация и развитие творческой одаренности детей.

Сегодня хочу рассказать вам о новой чудесной книге издательства МИФ, книге Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание» .

Книга — потрясающий путеводитель по миру творчества, способный открыть много нового и интересного родителям деток абсолютно всех возрастов, так как творчество присутствует и должно присутствовать во всем и в любом возрасте, не так ли?

О книге «Творческое воспитание»

Прочтение данной книги для меня закончилось заказом красок и материалов для творчества на неприличную сумму денег, а также бессонной ночью, поскольку оторваться от книги я просто-напросто не могла 🙂

Мы с Глебом всегда много времени уделяли творчеству: и я в принципе не помню дня, чтоб мой сын не рисовал, .

Я также очень люблю блог Джин Ван’т Хал, так что о жизни этой потрясающей женщины я знала, но тем не менее, книга все равно стала для меня откровением.

Наверное, потому, что книга сама по себе очень притягательна, полна доброты и света, детских рисунков, радости и улыбок. Как же детское творчество может не впечатлить?

Первая часть книги — дверь в мир творчества

Первая часть книги намного меньше второй, но она вместила в себя столько полезностей! Она состоит из 7 частей и повествует о :

  • исследовательском подходе
  • планировании занятий
  • подготовке места для занятий
  • художественных материалах
  • том, как поддержать начинающего художника
  • как сохранить вдохновение
  • как хранить и демонстрировать детские рисунки и поделки

а также рассказывает:

  • где брать время на творчество
  • как заинтересовать ребенка творчеством
  • как создать рабочее пространство
  • как хранить рисунки
  • какие материалы нужны для творчества
  • каково участие родителей в творческом процессе



Вторая часть книги — неиссякаемый кладезь творческих идей. Мне понравились все без исключения мастер-классы, но больше всего: мастер-класс по рисования силуэта (осталось только купить большой рулон бумаги и можно будет приступить к творчеству:-)), а также рекомендации о том, как сделать халат для художника и мольберт своими руками.

Купить книгу можно на ОЗОНЕ:

    • Книга «Творческое воспитание»

Что понравилось больше всего?

      • Книга разноплановая, так как состоит из двух частей: первой — теоретической (о творчестве, роли родителей в организации развивающей среды для ребенка, о совместном творчестве и многом-многом другом), а вторая — практическая (состоит из 60 мастер-классов для деток самого разного возраста: от года и до восьми лет).
      • Яркие, волшебные иллюстрации . Все иллюстрации в книге — фотографии деток, занятых творчеством — в основном, это дочери Джин. Фото очень позитивные и притягательные — смотришь на них и хочется, чтобы и твой малыш так радовался 🙂

      • Вклад МИФа Мне очень понравился вклад издательства МИФ , который они привнесли в эту книгу. Дело в том, что Джин Ван’т Хал дает очень много ссылок на всевозможные ресурсы и материалы для творчества, но все они англоязычные и не все для нас доступны.

Издательство МИФ решило исправить эту несправедливость — они добавили в книгу русскоязычные аналоги ресурсов и полезных ссылок, доступных в нашей части света 🙂 за что им огромная благодарность!

      • Качественная бумага . Бумага очень приятная, мелованная, гладенькая — приятно читать 🙂
      • Договор с собой. Очень оригинальная идея представлена в самом начале книги — составить договор с самой собой, в котором мы обещаем себе творить каждый день 🙂 Замечательная мотивация! Пообещаем себе творить?

В заключение

Мне книга «Творческое воспитание» оказалась очень близкой и невероятно приятной .

Думаю,она должна быть настольной для всех родителей, которые стремятся к творчеству и воспитанию чувства прекрасного у своих деток, так что очень Вам ее рекомендую 😉

С любовью,

Марина Кручинская

Вот думается мне, что ни один, даже самый маленький ребенок, если ему предложить краску, кисточку и лист бумаги, ни секунду не помедлит, а с радостью и большим интересом возьмется за дело и будет творить! Моя дочка не исключение! Ей еще нет трех лет, но она с энтузиазмом пробует любой вид краски и кисточки разных калибров! И это здорово!

За новыми художественными идеями и расширением наших творческих горизонтов я отправилась в Интернет! На просторах Интернета, конечно есть множество мастер-классов, блогов мам и прочего! Можно подчерпнуть массу всего интересного и полезного!

Но я любитель именно книжных вариантов. Нравиться держать книжку в руках, а не смотреть лишний раз в монитор компьютера!

В поисках подходящего для нас варианта мне приглянулась книга о творческом воспитании. Решила начать с глобального

Итак, о книге:



Место покупки: Интернет-магазин [ссылка] .

Цена: 824 рубля (без скидки)

Рейтинг на сайте у книги достаточно высокий, но цена конечно не маленькая. Я заказывала эту книгу с максимальной 30-ти процентной скидкой, и вышла она мне чуть больше пятисот рублей! На сайте Лабиринта частенько бывают скидки!

Оформление

Книга, к сожалению, в мягком переплете за такую цену могли бы сделать твердый, но конечно это не сказывается на ее отличном содержании! Красочные иллюстрации, практически на каждой странице!Книга достаточно тяжелая, вес составляет 700 грамм, 320 странниц, размер чуть больше А5 (218x170x20 мм). Издательство «Манн, Иванов и Фербер».


Описание


Книга состоит из двух частей. Включает в себя 60 мастер классов для детей от 1 года до 8 лет!

Первая часть – это Подготовка .

В этой части автор затрагивает очень много тем, опираясь на свой опыт и практику, начиная с того как подобрать занятие для ребенка и лучшие материалы (с их полным описанием) в зависимости от возраста, заканчивая тем, что творчество, это не только искусство, но и все, «что наполнено красотой и вдохновением».








А за вдохновением стоит обращаться и к детской литературе, и к музыке, и к картинам художников и т.д. Путешествуя, находясь на природе, в музее, или на собственной кухне, всегда можно найти почву для экспериментов и исследований!



Очень много ценных советов по хранению и демонстрации детских рисунков и поделок! Помимо того, что автор советует сохранять все даже самые непонятные бессюжетные каракули малыша, до периода когда он подрастет и сам сможет решить их дальнейшую судьбу, так еще можно организовать выставку работ ребенка, прикрепив этикетку с названием, именем художника и использованными материалами - прям как в музее! Эта идея меня прям растрогала


Понравились советы о том, как говорить с ребенком о его рисунках, приведена даже краткая справка! Для меня это стало откровением, так как я говорила с ребенком ровно так, как этого делать не следует


Также хотелось бы отметить, что у Джин Ван`т Хал есть соавторы этой книги. Их работа оформлена в книге в виде отдельный статей! В одной из них поэт и писатель Сьюзан Мари Суонсон предлагает заниматься стихосложением с детьми (она это практикует, работая еще и преподавателем)! Просто записывать слова, которые приходят в голову в блокнот, а потом наслаждаться результатом Также она рекомендует ряд детских книг, которые будут интересны детям и видимо будут способствовать этому самому стихосложению! Было очень приятно и неожиданно увидеть в этом списке книгу, которая уже есть в нашей детской библиотеке!!! Это "Вежливый слон" - книга действительно классная! Вот мой отзыв о ней!

Вторая часть - это непосредственно Творческие занятия . Они там самые разнообразнейшие, с указанием возраста ребенка, для которого оно подойдет! Эти занятия распределены по главам, например:

Первые шаги:


Быстро и просто:


Развиваем фантазию:




Живопись действия:


Тихие занятия для отдыха:



Мои впечатления

Книга мне очень понравилась, я прониклась атмосферой творчества и искусства этой семьи, узнала много нового и интересного! А также поняла насколько важно и необходимо включить творчество в повседневную жизнь ребенка!

Некоторые занятия мы уже попробовали и дочке очень нравится и безумно интересно! И мы вместе получаем удовольствие от творческого ПРОЦЕССА!!!

Пуантилизм ватными палочками:


Вначале я контролировала процесс рисования палочкой, т.е. подавала палочку с новой краской (мне хотелось, чтобы были задействованы все цвета), потом дочка поняв принцип стала делать это сама! Брала одну палочку, делала один взмах на бумаге и брала следующий цвет, и так по кругу все цвета! И получилась в итоге прям картина !!!

Правда пуантилизм предполагает рисование точками, но маленькие дети, как пишет автор, предпочитают проводить беспорядочные линии!

Рисование на молоке:


Это стоит попробовать, узоры получаются очень интересные! В книге предлагается сделать молочный фейерверк, добавив жидкость для мыться посуды, ну мы пока ограничились просто рисованием

*********************************************************************************************************************

Спасибо за внимание!

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 320

Год издания: 2016

Язык: Русский

О чем эта книга Автор этой книги - Джин Ван"т Хал, мама двух дочек и автор популярного блога Artful Parent, который за годы своего существования собрал вокруг себя целое сообщество вдохновленных родителей и учителей. На страницах своей книги Джин Ван"т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи. Эта книга поможет вам: Найти время для творчества в течение дня Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку Обустроить место для занятий и хранения детских работ Выбрать художественные материалы и инструменты Поощрять и развивать творческое мышление Правильно говорить с ребенком о его рисунках Почему мы решили издать эту книгу Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка. Они учат его мыслить, сравнивать, исследовать, изобретать, принимать решения и действовать самостоятельно. Фишка книги Большинство мастер-классов в этой книге не похожи на традиционные задания, когда ребенок должен сделать что-то по инструкции и получить заранее известный результат. Джин Ван"т Хал предлагает занятия, в процессе которых ваш ребенок будет исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, пробуя каждый раз что-то новое. В творческом воспитании процесс гораздо важнее результата. Для кого эта книга Для родителей детей от 1 года до 8 лет. Для воспитателей детских садов и учителей. Для всех, кто ведет творческие занятия в группах. Цитаты из книги Красота и созидание Творческое упражнение - это любое занятие, наполненное красотой и созиданием. Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них - рисование и лепка, однако найдется немало иных занятий, которые также можно назвать творческими. Творчество Когда речь идет о творчестве, наша задача - помочь ребенку как можно выше подняться на свою собственную гору. Это все, что мы можем сделать. Каракули Все малыши начинают с каракулей. Они беспорядочно водят карандашом по бумаге, однако со временем учатся управлять движениями рук. Постепенно каракули сменяются самыми разными линиями и фигурами, а это в свою очередь поможет ребенку научиться писать. Самовыражение Дети впитывают невероятное количество информации, поэтому им необходимо научиться обрабатывать полученные знания. Движение, изображение, цвет, линия, фантазия - с помощью всего этого дети самовыражаются. Взаимопонимание Творчество помогает детям находить взаимопонимание, даже если они не знакомы друг с другом и у них нет общих интересов. Оно помогает заниматься общим делом людям любого возраста, пола, расы и профессии, говорящим на любом языке. Рисование Если бы мне нужно было выбрать один-единственный материал для рисования, это была бы гуашь. Краски любят все без исключения. Гуашь - оптимальный вариант для детей. Это густая, кроющая краска с богатым непрозрачным цветом. Ее легко найти, и выбор огромный.

Отзывы

Артём, Хабаровск , 29.09.2017
Искал один роман, давно друг посоветовал. А тут больничный. Чего делать библиоману? Читать канеш! Но чтоб везде и всюду не носить за собой книгу, я ее у вас скачал - называется Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье. Понравилось, что без заморочек. Ввел код перед скачиванием и все. Вас в закладки.

Алина, Ростов-на-Дону , 20.09.2017
Я тут набегом) случайно. Не умею отзывы писать, но как не сказать мерси за бесплатное скачивание книги Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье (ввести код с тлф не считается). Мне эта книжка для учебы ой как нужна! А нигде нет или есть, но платно. Вот спасибочки от студентов. Всем сокурсникам про вас рассказала. Ждите наплыва посетителей.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:




Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - EPUB.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com