Как помочь ребенку стать самостоятельным. Отвечает Павлова Виктория


Вопрос от Виктории:

Здравствуйте. У меня сын 6-ти лет. Очень активный, подвижный, но в тоже время, если занимается сборкой очередного Lego (у него более 200 комплектов), то довольно усидчивый. Говорит на двух языках с рождения. Очень жалостлив и к людям, и к животным и очень привязан ко мне. Если мы дома одни, минуты не проходит, чтоб не поцеловал ни разу, не сказал «мамуль люблю». В школе первые дни очень плакал, а в сад в свое время вообще с трудом начали ходить. Как мне приучить его без концертов садиться за уроки, самому кушать дома (в школе ест сам), самому одеваться, в общем быть более самостоятельным. Спит до сих пор со мной. «Мамуль, я тебя ОЧЕНЬ люблю и отдельно ложиться не собираюсь»))

Отвечает Павлова Виктория:

Очень важно понять особенности своего ребенка. По всему видно, что он обладает тем типом психики, который по природе очень сильно привязан к маме, и грамотное воспитание здесь во многом определит развитие его (огромного!) потенциала и всю дальнейшую судьбу. (Один из негативных вариантов - сценарий «маменькиного сыночка или хорошего мальчика», в позитиве такой ребенок может стать врачом, ученым, первоклассным профессионалом во многих областях). Четко понимая задатки ребенка, Вы справитесь с любой задачей, которая возникнет перед Вами в процессе воспитания. Знания системно-векторной психологии дадут Вам здесь все необходимые инструменты и абсолютные преимущества.

Как Вы пишете, это чуткий и впечатлительный ребенок, Вы создаете с ним эмоциональную связь и это здорово, он в ней нуждается, но эта связь не должна становиться самоцелью, не должна душить рост ребенка, который неизменно будет связан с определенным отрывом от Вас.

Чтобы ощутить разницу между любовью, которая поможет его становлению как личности, и сверхзаботой, нужно лучше понять саму себя, свои желания (которые мы порой склонны реализовывать на своих детях, конечно, желая самого лучшего).

Возможно, что испытывая яркие позитивные переживания от сильной привязанности сына, Вы сами бессознательно потакаете его несамостоятельности (это подтверждается тем, что в школе он ест сам). Т.е. Вам нравится чувствовать, что он так сильно в Вас нуждается, и Вы сами не замечаете, как делаете все, чтобы привязать его еще больше, вместо поощрения его самостоятельности.

По мере взросления ему все больше придется сталкиваться с новыми трудностями, оказываться в новых условиях и уметь приспосабливаться к ним без вашей помощи. Для этого можно (и нужно!) использовать наличие у мальчика кожного вектора. Именно кожный вектор отличается способностью адаптировать любые условия, нужно только грамотно создавать эти условия, чтобы способствовать его развитию.

Поэтому будьте смелее с введением правил дисциплины, четких «домашних правил». Приучайте сына к ощущению времени с помощью адекватных ограничений (например, при одевании или выполнении какого-либо задания), а также домашнего расписания. Поощряйте его результаты, особенно когда они выполнены в срок.

Присоединяйтесь к циклу бесплатных онлайн лекций , который стартует уже сегодня , и Вы узнаете много интересных подробностей об особенностях Вашего ребенка.

Как помочь ребенку стать самостоятельным?

(для родителей)

Многих родителей, которые задумываются о том, как воспитать самостоятельность у своих детей, в первую очередь волнует так называемая «бытовая» самостоятельность - это умение есть и одеваться, убирать свои игрушки и застилать кровать, выполнять посильную работу по дому и заданные уроки. Однако, самым основным и сложным является умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои действия.

Что нужно делать родителям, для того, чтобы помочь своему ребенку в этом нелегком деле и научить его быть самостоятельным?
Для начала, старайтесь как можно чаще акцентировать внимание ребенка на те ситуации, которые дают ему право самому выбрать, как поступить. Обязательно расскажите о последствиях, которые последуют за его действием: «Ты хочешь разломать машинку и посмотреть, что у нее внутри? Конечно, ты можешь это сделать. Только помни, что собрать машинку уже не получится, и ты останешься без машинки. Решай сам!»
Важно следить и поддерживать режим дня малыша. Именно привычка к режиму определяет дальнейшую структуру жизни ребенка, что позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать свое время.


Вместе с ребенком определите ту область жизни, в которой решения будут приниматься исключительно им самим и ответственность за последствия он тоже будет нести сам. Младший школьник уже может решить, когда ему сесть за уроки, или заняться уборкой - вы должны лишь скорректировать время, то есть оговорить не позже которого часа он должен это сделать. Пусть ребенок сам определится, в какой одежде ему ходить дома или куда пойти гулять.
Конечно, поначалу выбор ребенка не всегда окажется лучшим. Будьте готовы и к тому, что временами он будет совершать ошибки. Не ругайте его, ребенка нельзя лишать права на ошибку, иначе он не научится принимать осмысленные решения. В таких ситуациях необходимо объяснить ребенку, что стало причиной нежелаемого результата, и как стоит поступить в будущем, чтобы не допустить подобного.
Особая роль при обучении самостоятельности отводится играм. Игра служит хорошим пространством для свободы действий, где можно реализовать модели различных ситуаций. Прежде всего, это касается сюжетно-ролевых игр, и игр, в которых надо придерживаться определенных правил - это могут быть настольные игры (с фишками,-1-

Лото, шашки и др.) или подвижные. Чем больше ребенок играет в подобные игры, тем богаче становится его опыт самостоятельных действий, что поможет ему и в реальной жизни.
Как же быть, если вы видите, что ребенок не склонен к самостоятельной деятельности? Прежде всего - найти причину. Причин может быть много - от обычного нежелания, до боязни сделать что-то не так. В такой ситуации следует помнить - в любом деле важен положительный настрой и правильное выбранное время. Согласитесь, что утро, когда вы спешите на работу, далеко не лучшее время для приучения к самостоятельности. Обычно попытки научить ребенка чему-то «на ходу» заканчиваются криком и руганью, что совершенно не допустимо.
Еще одно золотое правило: никогда не высмеивайте и не унижайте своего ребенка, особенно если вы заметили его несамостоятельность в незнакомой обстановке перед чужими людьми. Каждый ребенок индивидуален: некоторым детям может

потребоваться достаточно много времени, чтобы достичь желаемого результата. Будьте уверены - рано или поздно ребенок всему научится! Вам только нужно запастись терпением и соблюдать определенную тактику поведения.

Ваш ребенок становится самостоятельным

Когда малыша постоянно оставляют одного надолго в течение дня (даже если кормят и меняют подгузник), он становится инертным и пассивным. Ребенок не может развиваться без любви и физического контакта. В заботе нуждаются дети как в три года, так и в семь, и в двенадцать лет. Конечно, это уже не такая забота, как в грудничковом возрасте: ребенка надо кормить, но не с ложечки; следить за его вещами, но не одевать его; присматривать за ним, но не следить за каждым его шагом; любить его и демонстрировать свою любовь, но не зацеловывать с ног до головы, даже если очень этого хочется.
Помочь ребенку стать независимым нелегко. Вряд ли кто-либо из родителей хочет вырастить из ребенка человека, который в 40 лет будет не в состоянии самостоятельно постирать свои вещи или приготовить обед. И даже очень заботливые родители не хотят, чтобы их ребенок, повзрослев, продолжал зависеть от них эмоционально. Дети должны расти, развиваться и становиться самостоятельными под нашей защитой. Ребенок, чью независимость ограничивают родители, словно цветок, находящийся в тени других растений и пытающийся уловить хоть лучик света.

Действуйте постепенно

Рано или поздно, но детей придется отпустить от себя. Делайте это постепенно. Если это произойдет слишком рано и быстро, ребенок -2-

Может испугаться. Это сделает его замкнутым или он непременно захочет вернуться под ваше «крыло».

Научите ребенка высказывать свое мнение

Покажите ребенку, что у вас есть свое мнение: комментируйте новости, услышанные по телевизору; пусть ребенок прислушивается ко взрослым разговорам.

Разговаривайте с ребенком. Старайтесь каждый день находить время, чтобы сесть и поговорить с ним, обсудить, как прошел день. Интересуйтесь его мнением, задавайте вопросы и слушайте ответы.

Отвечайте на все его «почему». Объясняйте сложные вещи простыми словами.

По возможности садитесь за стол всей семьей. Будьте всегда готовы дать ребенку возможность поучаствовать в беседе. Никогда не критикуйте его мнение, лучше скажите так: «Это хорошая идея, но...»

Учите ребенка обходиться без вас

Годовалого ребенка можно оставить на некоторое время поиграть одного при условии, что его безопасности ничто не угрожает. Узнайте больше о том, как сделать дом безопасным для ребенка .

К двум годам малыш может порисовать за столом на кухне, пока вы будете готовить обед, или поиграть возле вас, когда вы разговариваете по телефону.

В три года берите ребенка с собой на пешую прогулку. Сходите с ним на почту или в ближайший магазин. Ходить пешком полезно для здоровья. Кроме того, во время прогулки у вас будет прекрасная возможность объяснить ребенку правила дорожного движения. Если малыш будет видеть, что вы смотрите налево и направо, когда переходите дорогу, он будет делать так же.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т. е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. -3-

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?.

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить.

При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинкуЛадно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий.

Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком.

Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно -4-

Опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие. -5-


Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.
Г. Гегель


Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: "мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным - сам одевался, сам ел, сам себя занимал". Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать - неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу - мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.

Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:
1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.
Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.

2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс.
Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.

3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.
Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель - вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.
Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается - это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно - это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.

Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:

  • организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды низкие полки или шкафчики, низкие вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды, а уже это повлечет за собой стремление одеваться самостоятельно;
  • подбирайте одежду и обувь с простыми застежками кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке - все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи;
  • храните в гардеробе ребенка одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом;
  • организуйте в ванной или гардеробной корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;
  • повесьте в доступном ребенку месте безопасное зеркало, довольно большое, чтобы можно было видеть себя в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будет лежать расческа, ну а если у вас девочка, то еще и различные аксессуары.
Независимость в гигиенических процедурах:
  • в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце;
  • горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны.
Независимость в еде:
  • организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки;
  • откажитесь от использования пластиковой посуды, используйте стекло и керамику. Так ребенок быстро научится понимать, что тарелки и стаканы - это хрупкие вещи и обращаться с ними следует осторожно. Просто покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол;
  • готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений - не спагетти, а макароны, не пюре, а кусочки овощей и картофеля. Если ваш малыш уже орудует ложкой, то тогда готовьте вязкие каши, пюре, густые супы;
  • дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам - чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.
Независимость во время сна:
  • низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну - ведь детская кроватка - это не клетка, куда сажают ребенка родители, решив, что ему пора спать. Открытую постель ребенок может покидать самостоятельно, также он сможет и укладываться в нее по собственному желанию;
  • придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна - вечерний чай, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пришло время ложиться спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.
Независимость в игре и занятиях:
  • в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет - тогда малышу будет легче наводить порядок;
  • подберите детскую мебель - низкие стол, стул, кресло;
  • книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом;
  • если ваш ребенок любит слушать аудиосказки или музыку, то поставьте в детской простой в использовании CD-проигрыватель, а на полочку положите несколько дисков. Ребенок быстро освоит процесс и сам сможет прослушивать любимые диски;
  • пусть в доступе всегда будут щетка и совок, чтобы ребенок мог самостоятельно убрать мусор со стола или пола.
Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок - это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.

Многих родителей, которые задумываются о том, как воспитать самостоятельность у своих детей, в первую очередь волнует так называемая «бытовая» самостоятельность - это умение есть и одеваться, убирать свои игрушки и застилать кровать, выполнять посильную работу по дому и заданные уроки. Однако, самым основным и сложным является умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои действия.

Что нужно делать родителям, для того, чтобы помочь своему ребенку в этом нелегком деле и научить его быть самостоятельным?

Для начала, старайтесь как можно чаще акцентировать внимание ребенка на те ситуации, которые дают ему право самому выбрать, как поступить. Обязательно расскажите о последствиях, которые последуют за его действием: «Ты хочешь разломать машинку и посмотреть, что у нее внутри? Конечно, ты можешь это сделать. Только помни, что собрать машинку уже не получится, и ты останешься без машинки. Решай сам!»

Важно следить и поддерживать режим дня малыша. Именно привычка к режиму определяет дальнейшую структуру жизни ребенка, что позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать свое время.

Вместе с ребенком определите ту область жизни, в которой решения будут приниматься исключительно им самим и ответственность за последствия он тоже будет нести сам. Младший школьник уже может решить, когда ему сесть за уроки, или заняться уборкой - вы должны лишь скорректировать время, то есть оговорить не позже которого часа он должен это сделать. Пусть ребенок сам определится, в какой одежде ему ходить дома или куда пойти гулять.

Конечно, поначалу выбор ребенка не всегда окажется лучшим. Будьте готовы и к тому, что временами он будет совершать ошибки. Не ругайте его, ребенка нельзя лишать права на ошибку, иначе он не научится принимать осмысленные решения. В таких ситуациях необходимо объяснить ребенку, что стало причиной нежелаемого результата, и как стоит поступить в будущем, чтобы не допустить подобного.

Особая роль при обучении самостоятельности отводится играм. Игра служит хорошим пространством для свободы действий, где можно реализовать модели различных ситуаций. Прежде всего, это касается сюжетно-ролевых игр, и игр, в которых надо придерживаться определенных правил - это могут быть настольные игры (с фишками, лото, шашки и др.) или подвижные. Чем больше ребенок играет в подобные игры, тем богаче становится его опыт самостоятельных действий, что поможет ему и в реальной жизни.

Как же быть, если вы видите, что ребенок не склонен к самостоятельной деятельности? Прежде всего - найти причину. Причин может быть много - от обычного нежелания, до боязни сделать что-то не так. В такой ситуации следует помнить - в любом деле важен положительный настрой и правильное выбранное время. Согласитесь, что утро, когда вы спешите на работу, далеко не лучшее время для приучения к самостоятельности. Обычно попытки научить ребенка чему-то «на ходу» заканчиваются криком и руганью, что совершенно не допустимо.

Еще одно золотое правило: никогда не высмеивайте и не унижайте своего ребенка, особенно если вы заметили его несамостоятельность в незнакомой обстановке перед чужими людьми. Каждый ребенок индивидуален: некоторым детям может потребоваться достаточно много времени, чтобы достичь желаемого результата. Будьте уверены - рано или поздно ребенок всему научится! Вам только нужно запастись терпением и соблюдать определенную тактику поведения.

Как помочь подростку стать самостоятельным

Подростковый возраст очень противоречивый и непростой период, как для родителей, так и для детей, который может вызвать бурю разных сильных чувств.

Психологи определяют возрастной период подросткового возраста с 10 до15 лет. Во время этого периода меняется поведение подростка, его эмоциональные реакции и мировоззрение в целом. Иногда доходит до того, что взрослые/родители перестают понимать подростка, часто говоря: «как будто его подменили». Так, ещё вчера понятный, «свой» ребёнок, становится вдруг незнакомцем и практически чужим.

В связи с этими бурными, стремительными изменениями подростковый возраст часто называют кризисным. Кризис – это решающий поворотный момент в жизни любого человека.

Все родители хотят, чтобы дети стали самостоятельными, активными, целеустремлёнными, успешными. И у всех этих качеств есть шанс развиться и укрепиться именно в подростковом возрасте, но через этапы борьбы и отстаивания себя.

Чем трудна для родителей самостоятельность ребёнка?

  • Страх потерять контроль;
  • Ребёнок наделает ошибок (попадёт в передрягу, а родителю «расхлёбывать»);
  • Ощущение собственно ненужности: (раньше ребёнок советовался, спрашивал разрешения, а теперь нет);
  • Потеря собственного авторитета в глазах подростка (раньше сказал «нельзя» и всё, а теперь нужно объяснять почему).

Подросток, отстаивая свою самостоятельность – это его уникальная подготовка к взрослой жизни, где он сможет проявлять себя активным, целеустремлённым, успешным человеком, тем, кем родители хотят его видеть. И тогда задача родителя на этом этапе – подготовить своего ребёнка к взрослой жизни, поддерживая его в его самостоятельности и развивая её.

по развитию самостоятельности у подростков:

1. Не бойтесь. Пусть они лучше растут бунтарями, колючими ёжиками, чем безропотными тихонями, тихими омутами и трусами. Не мешайте им хотеть, пробовать, ошибаться. Чем скорее вы научитесь переживать за них, а не за себя, тем лучше для всех. А если вам приятно подавать деткам забытые тетрадки, сменную обувь, рефераты – подавайте себе на здоровье. Только знайте: за такое не благодарят. Когда-нибудь, в нужный решающий момент его жизни, вас может не быть рядом. Что тогда?

2. Кто-то из известных педагогов сказал, что с годами «родители изживают себя». И нет в этом ничего обидного. Это значит всего лишь, что повзрослевшим детям уже не нужны няньки и подсказчики – им нужны мы как добрые, надёжные друзья.

Преодолеть этот путь всегда нелегко. Поэтому-то и нужно двигаться постепенно, понемногу отказывая себе в удовольствии нянчиться с ними. Сначала пусть сами решают, что им надеть, потом усложняйте задания. Только так потихонечку их можно научить самостоятельности.

3. Позволяйте им испытывать последствия их собственных действий, когда это не слишком опасно. Если подростку нужно написать реферат, не ходите за ним по пятам два дня. Мало того что испортите себе выходной, но и его отвлечёте: будет обижаться на вас и думать забудет про реферат. Предоставьте ему возможность потянуть время, а потом провести бессонную ночь – зато какая это будет ночь: сразу всё поймёт!

4. Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам всё-таки нужно ему о чём-то напомнить, говорите только одно слово, например: «Стирка!» Это подростку услышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимости общественного полезного труда и о том, что вы в его годы... Запомните: одно слово эффективнее нотации.

5. Доверяйте им небольшие серьёзные дела. Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же человеку всегда есть на кого понадеяться, то и всю ответственность тут же переложит – так мы все устроены.

6. У детей должны быть регулярные обязанности по дому. Расскажите им, что домашнее хозяйство осилить можно только командой. Помогите ребёнку ощутить себя игроком сплочённой команды. И тогда уборка квартиры, проблема мусора станет для него гораздо более значимой и насущной, чем прежде.

7. Учитесь настаивать на своём. Дети хитрее, чем мы думаем, умеют заставить нас жалеть себя и сделать наконец за них всё то, о чём их просили. Не сдавайтесь и ждите исполнения просьбы – даже если на то уйдёт шесть недель. А если сделают плохо – заставьте переделать. Зато они поймут, что лучше сделать всё сразу и хорошо, чем потом десять раз переделывать.

8. Дети должны знать, что мы любим их. И не только потому, что они послушны и исполнительны. А потому, что мы чувствуем это всегда, как бы хорошо или плохо ни шли дела, несмотря на наши слабости, недостатки или достоинства.