Формирование у дошкольников экологической культуры, основ здорового и безопасного образа жизни. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни Воспитание экологической культуры здорового образа жизни


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

″Утверждаю″

Зам. Директора по УР

______/_____________/

__________________

Cеминар классных руководителей

Воспитание экологической культуры обучающихся

Тольятти

«Человека не может не занимать природа.

Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.»

И.С.Тургенев.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания , главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Воспитание экологической культуры обучающихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются во всех учебных заведениях, в которых он учится. Включение основ экологических знаний в обучение подростка, его экологическое образование - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.

Важнейшими факторами решения экологических проблем являются психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательное соблюдение экологических ограничений, а также стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности. Экологическое воспитание как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, т.е. формирование новой экологической культуры человека.

«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г.).

Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. В мировой практике используются две основных взаимодополняющих модели такого образования:

  1. введение в содержание образования на различных уровнях учебного предмета «экология»,
  2. экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать второй подход.

Однако развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования недостаточно эффективно. Основным результатом традиционного экологического образования оказывается определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем.

Педагоги отмечают, что учащиеся хотя и усваивают экологические знания, готовы воспринимать информацию об экологических бедствиях, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения. По данным анкетных опросов 80% подростков не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране здоровья среды. (В ТЭТ – 26% - массовые акции, 13% - субботники, 61% -просто не мусорить. 2007 г.)

Цель региональной экологической политики в сфере образования - создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей, и в первую очередь подрастающего поколения, с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов.

Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
  • освоение экологически безопасных способов природопользования;
  • обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
  • формирование потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.

Просвещение подразумевает, прежде всего, целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в активное участие в природоохранной деятельности. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами.

Экологическое просвещение не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы общего и профессионального экологического образования

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.

Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить тополь от осины. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить.

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей Земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить….

Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов, всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто придет за нами, нашу прекрасную планету. При помощи могучего таланта и знаний человек щедро одарил Землю отходами производства. А «победить природу можно только повинуясь ей» (Ч. Дарвин).

И самое главное. Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой.

Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность проблемы по формированию экологической культуры обучающихся, ведущей целью работы преподавателей является создание условий для формирования экологической культуры личности подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии (экскурсии в экологический музей Института экологии Волжского бассейна);
  • раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности обучающихся (участие в конкурсах и выставках);
  • формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие (использование на занятиях разных приемов обучения – дискуссии, ролевые игры);
  • содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи (участие в конференциях).

Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи. Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой.

Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1992 г.) предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, целью которого является развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.

Экологическое образование предполагает: 1) формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимание, что человек не господин природы, а её часть (когнитивный уровень); 2) формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного, любовного отношения к природе и человеку как части природы (аффективный уровень); 3) формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы и физического и душевного здоровья человека в соответствии с принципом «мыслить глобально, действовать локально» (конативный уровень).



План 1. Понятия « экология », « экологическое образование » и « экологическое воспитание ». 2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников. 3. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека 4. Санитарно - гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении 5. Нравственно - психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе 6. Формы и методы валеологического воспитания школьников.
















O Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней. O Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.


Задачи экологического воспитания O формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека; O развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих; O формирование у учащихся нравственно - эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства; O стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.








Систематические O деятельность экологических клубов (« Родная природа », « Наш край », « Зеленый дом » и т. д.); O разработка экологической тропы; O деятельность туристско - краеведческих кружков и секций; O работа отрядов « Зеленый патруль », осуществляющих санитарную охрану окружающей среды.


Периодические O беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику (« Природа и фантазия », « Читаем Красную книгу », « Зеленая аптека », « Необыкновенные звери », « Человек и природа », « Экологическая газета » и др.); O трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению территории и жилого района; O дискуссии и диспуты (« Будущее планеты в наших руках », « Человек и природа: трагедия или гармония » и др.); O литературно - музыкальные композиции и тематические вечера (« Мир природы – мир красоты », « Тема природы в произведениях художников и поэтов » и др.); O встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т. д.); O экскурсии на природу с выполнением различных; O читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы.


Принципы экологического воспитания O междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; O систематичность и непрерывность изучения экологического материала; O единство интеллектуального и эмоционально - волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; O взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.












Причины, приведшие к нарушению здоровья детей O ухудшение экологического состояния окружающей среды; O завышенные учебные нагрузки школьников, вызывающие повышенную нервозность и быструю утомляемость; O малоподвижный образ жизни и несоответствие физических нагрузок в школе и дома; O нерегулярность и несбалансированность питания детей; O неблагоприятный психологический климат и периодически возникающие стрессы в ходе учебно - воспитательного процесса и др.



Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении O Необходимо планирование учебного процесса в течение каждого дня, каждой недели и учебной четверти с учетом биоритмов развивающейся личности; O Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию школьных помещений, где осуществляется жизнедеятельность учащихся; O Соблюдение гигиенических норм.


Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе O создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование школьников; O рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности; O создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей; O организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т. д.; O устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач.



ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗДЕЛЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»​​​​​​​
​​​​​​​














Формирование здорового образа жизни и экологической культуры

Экологическое воспитание

Экологическая культура; экологические взгляды, убеждения, опыт практического взаимодействия с природой в процессе жизни и профессиональной деятельности.

Экологическая культура и безопасное поведение.

Эстетическое воспитание готовности жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе. Психологические приемы самозащиты. Безопасное применение техники в быту, при организации досуга, в учебной деятельности.

Цели воспитания:

  • формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
  • воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
  • формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций: учет характера грозящей опасности, взаимосвязь с другими участниками событий;
  • формирование умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
  • обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;
  • формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки учащихся к личной безопасности жизни.

Тематика внеурочной работы

Формы проведения мероприятий

1. Здоровье нации: «Кто виноват, и что делать?».

2. Климат и здоровье человека.

3. Экология души.

4. Научно-технический прогресс и техногенно-природные опасности.

5. Земля - это твой дом.

6. Что век грядущий нам готовит? (О здоровье подрастающего поколения в начале XXI века.)

7. Климат и работоспособность человека.

8. Экология экстремальных ситуаций.

Заседание дискуссионного клуба.

Теоретическая конференция.

Круглый стол.

Теоретическая конференция.

Классный час.

Встреча с врачом.

Встреча с врачом.

Физическое воспитание:

  • социально-биологические и гигиенические основы физической культуры;
  • возрастные особенности развития; физиологические и биохимические изменения в организме человека;
  • здоровый образ жизни: дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка, самонаблюдение, установка;
  • личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду;
  • профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний.

Цели воспитания:

  • способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
  • расширить знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
  • воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
  • формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Тематика внеурочной работы

Формы проведения мероприятий

1. Физиологическая и биохимическая природа физических способностей.

2. Наши выпускники - герои спорта.

3. Здоровый образ жизни - залог отличной учебы.

4. Как восстановить силы после умственной или физической работы?

5. Спорт: семья и дети.

6. Вредные привычки и наше здоровье.

7. Внимание - нервы.

8. Красота и здоровье.

9. Здоровье и материнство.

10. Здоровье и отцовство.

Встреча с врачом-физиологом.

Встреча с выпускниками-спортсменами.

Встреча с тренером спортивной команды по мини-футболу

Встреча с врачом.

Беседа с врачом-наркологом.

Беседа с врачом-невропатологом.

Круглый стол.

Круглый стол.

Основные требования к уровню воспитанности учащегося по физическому воспитанию

Учащемуся необходимо:

  • понимать значение физической культуры в жизни;
  • иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
  • уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях по физическому воспитанию в своей личной (семейной) и профессиональной деятельности.

Воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом

Основные направления воспитания в семье:

  • Общесоциальное - нормы и правила поведения в обществе.
  • Этическое - воспитание нравственных качеств личности.
  • Правовое - права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.
  • Психологическое - межличностные отношения в семье.
  • Физиолого-гигиеническое - знание физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросы личной гигиены.
  • Педагогическое - воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах поощрения и наказания.
  • Эстетическое - формирование отношения к семье, ее членам как к самостоятельной эстетической ценности.
  • Хозяйственно-экономическое - знания о бюджете семьи, культуре быта, умение вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда и т. д.

Цели воспитания:

  • формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т. д.;
  • формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности и т. д.;
  • воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования и т. д.


Основные направления пропаганды здорового образа жизни

Задача: формирование идеала жизни и идеала человека.

  1. Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Рефлексия как способ познания себя. Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ.
  2. Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро - все то, что является благом для другого.
  3. Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума.
  4. Красота в жизни человека. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе.
  5. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Стратегия жизни человека. Формирование жизненной и профессиональной цели.

Создавая концепцию школы по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя.

Формы работы:

  • Тематические классные часы.
  • Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании, курения, пьянства и т. д.
  • Пропаганда знаний о рациональном питании и оптимальном двигательном режиме.

Примерные темы классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся:

Сентябрь. Гигиена умственного труда.

Октябрь. Зависимость здоровья от окружающей среды.

Ноябрь. Режим питания.

Декабрь. Оказание первой помощи при отравлении.

Январь . Предупреждение бытового травматизма.

Февраль. Специфическая гигиена.

Март . Вредные привычки и здоровье человека.

Апрель. Режим дня старшеклассника.

Май. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.

Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека, содержание и технологии формирования экологической культуры. Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития. Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни

Экологическая культура учащихся. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во вне учебной деятельности. В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

Проблема здоровья подростков сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответственного воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие Подготовка подростков к жизни и труду - одна из главных целей физического воспитания. Подросток, который ведет здоровый образ жизни и сам получает огромное моральное удовлетворение.

Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Первые помогают педагогу решать нравственные задачи воспитания подростков. К ним относятся все виды труда, учеба, общественная работа, а также игра, чтение книг, посещение кино и театров, художественная самодеятельность и техническое творчество, физическая культура и спорт.

Наиболее ценное средство воспитания подростков - подвижная игра, где не такие жесткие правила, как в спортивных играх, и в которой можно участвовать, не имея предварительной подготовки. Она помогает формировать личность и характер молодого человека.

Чтение, коллекционирование, занятия спортом, просмотры кинофильмов и спектаклей и т.п. формируют духовный мир подростка. Эта сторона нравственного воспитания ни в коем случае не должна быть пущена на самотек и проходить стихийно. на учащихся.

Организация нравственного опыта путем планомерного и регулярного выполнения определенных действии, совершения тех или иных поступков, позволяющая закалять волю, формировать положительные привычки и навыки, является эффективным способом воспитания и приобщения подростка к здоровому образу жизни.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VII вида г. Азова

Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Составитель : воспитатель I категории

МАЛЕЙКО Елена Петровна

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта - комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездорового» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).

Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста, опираться на зону актуального развития. Необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы школы по охране здоровья обучающихся.

Цели и задачи программы

Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Основная цель настоящей программы - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать свое здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

сформировать навыки позитивного общения;

научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Этапы организации работы по реализации программы

Работа по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть реализована в два этапа.

Первый этап - анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по:

организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

организации проводимой и необходимой для реализации программы просветительской работы с обучающимися и родителями (законными представителями);

выделению приоритетов, с учетом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап - организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы образовательного учреждения по данному направлению.

Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:

внедрение в систему работы дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни, и могут реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;

проведение дней здоровья, конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни;

создание общественного совета по реализации Программы, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов, специалистов по охране окружающей среды.

Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;

приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Основные направления, формы и методы реализации программы

На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу - нельзя» и его эмоционального переживания.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно-исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно-полезная.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:

создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры;

организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

организация физкультурно-оздоровительной работы;

реализация дополнительных образовательных курсов;

организация работы с родителями (законными представителями).

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура включает:

соответствие состояния и содержания здания и помещений школы экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

наличие помещений для медицинского персонала;

наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, при чередовании обучения и отдыха включает:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

индивидуализацию обучения, учет индивидуальных особенностей развития обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным траекториям;

ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого педагога.

Наиболее эффективный путь формирования экологической культуры, ценности здоровья, здорового образа жизни - самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами. Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации младшего школьника, развивает способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно-полезная практика.

Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.

Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

организацию занятий по лечебной физкультуре;

организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных курсов, направленных на повышение уровня знаний и практических умений обучающихся в области экологической культуры и охраны здоровья, предусматривает:

внедрение в систему работы дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс;

организацию кружков, секций, факультативов по избранной тематике;

проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, праздников и т. п.

В качестве одного из дополнительных образовательных курсов используется курс «Моя экологическая грамотность», направленный на экологическое просвещение младших школьников, выработку у них правил общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.

Курс включает разделы: «Как обнаружить экологическую опасность», «Экологические уроки прошлого», «Безопасность в школе и дома», «Экологическая безопасность в природной среде».

Кроме того, для реализации дополнительного образовательного курса по проблемам охраны здоровья обучающихся используется учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного». Комплект включает тетради для обучающихся «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», пособия для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников».

Преподавание дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, факультативные занятия, занятия в кружках, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, организацию тематических дней здоровья.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление деятельности

Задачи

Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями - здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни.

Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояния здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма.

Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1. Укрепление здоровья детей средствами лечебной физической культуры.

Увеличение объема и повышение качества оздоровительной и массовой работы в школе.

Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и массовой работе с детьми работников детских спортивных школ.

Структура системной деятельности:

Здоровьесберегающая инфраструктура.

Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

Реализация дополнительных программ.

Просветительская работа с родителями.

Мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся.

Мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся:

Степень невротизации, распространенности астенических состояний и вегетативных нарушений (анкетный опрос).

Физическое развитие учащихся.

Заболеваемость учащихся.

Физическая подготовленность учащихся.

Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья).

Здоровый образ жизни учащихся.

Деятельность по реализации программы

Творческие конкурсы:

рисунков «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем»;

поделок «Золотые руки не знают скуки»;

фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!»;

сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».

Работа клуба «Здоровье»

1-й год. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

Глаза - главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.

В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.

Надежная защита организма. Забота о коже.

Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).

«Рабочие инструменты» человека (уход за руками и ногами).

Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).

Если хочешь быть здоров - закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.

2-й год. Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

Сон - лучшее лекарство.

Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.

Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина.

Движение и здоровье.

Подвижные игры.

Народные игры.

Доктора природы.

3-й год. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.

Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?

Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.

Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.

Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!

Красота души и тела.

Учение с увлечением.

Лучший отдых - любимое занятие.

Умей организовывать свой отдых.

Что зависит от моего решения?

Почему некоторые привычки называют вредными.

Зло - табак.

Зло - алкоголь.

Зло - наркотик.

Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.

Телевизор и компьютер - друзья или враги?

Будем делать хорошо и не будем плохо.

Праздники здоровья:

1-й класс - «Друзья Мойдодыра» (утренник).

2-й класс - «С режимом дня друзья!» (устный журнал).

3-й класс - «Парад увлечений» (форум).

4-й класс - «Нет вредным привычкам!» (марафон).

Работа «Клуба интересных встреч» (в организации и проведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий).

1-й год:

О чем поведал микроскоп. (Врач-гигиенист).

Береги свои зубы. (Врач-стоматолог).

Первая помощь при обморожении. (Школьная медсестра).

Внимание, клещ! (Медсестра).

2-й год:

Профилактика детского травматизма. Операция «Внимание: дети!». (Инспектор ГИБДД).

Если дружишь с ЛФК.

Профилактика простудных заболеваний. (Медсестра).

Витамины вокруг нас. (Врач-педиатр).

3-й год:

Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность). (Психолог).

В мире прекрасного. (Преподаватель музыки).

Профессия - журналист. (Встреча с корреспондентом местной газеты).

4-й год:

Береги здоровье смолоду! (Детский врач).

Профилактика алкоголизма и табакокурения. (Социальный педагог).

Профилактика наркомании. (ИДН).

Как быть другом. (Психолог).

Экскурсии:

1-й год - «По безопасному маршруту в детскую библиотеку, в кинозал;

2-й год - в аптеку, в пожарную часть;

3-й год - в краеведческий музей;

4-й год - в церковь».

Работа с родителями. Главная задача - сформировать здоровый досуг семьи.

Тематика родительских собраний

1-й год. Здоровье ребенка - основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).

2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).

3-й год. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.

4-й год. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек привычек).

Ежегодно: Итоговое собрание «Неразлучные друзья - родители и дети». Парад достижений учащихся. (Ежегодная церемония вручения премии «Ученик года» по номинациям).

Тематика консультативных встреч:

Гигиенические требования к организации домашней работы.

Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.

От чего зависит работоспособность младших школьников.

Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.

Профилактика близорукости.

Профилактика нарушения осанки.

Упражнения на развитие внимания.

Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

Упражнения на развитие логического мышления.

Предупреждение неврозов.

Циклограмма работы класса

Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки.

Еженедельно

Выпуск «Страничек здоровья», работа в кружках, спортивных секциях, занятия в «Школе здоровья», проведение уроков на свежем воздухе.

Ежемесячно

Заседание клуба «Здоровье», консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.

Один раз в четверть

Занятие «Клуба интересных встреч», классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания.

Один раз

в полугодие

Дни открытых дверей (для родителей), посещение кабинета стоматологии.

Один раз в год

Медицинский осмотр, операция «Витаминный чай», заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья.

Планируемые результаты Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

улучшение здоровья участников образовательного процесса;

стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

формирование потребности к ведению здорового образа жизни;

формирование установки на использование здорового питания;

изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности (воли) противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

активизация интереса детей к занятиям лечебно-физической культурой;

увеличение оптимальных двигательных режимов школьников с учетом их возрастных, психических возможностей;

включение в план работы школы регулярного проведения недель здоровья (1 раз в четверть);

способность выпускника начальной школы соблюдать правила здорового образа жизни.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.

Внешние: детская библиотека, СДЮСШОР.

Критерии результативности:

  • автоматизм навыков личной гигиены;
  • эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).

Критерии и показатели эффективности деятельности

В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости ее коррекции, целесообразно проводить систематический мониторинг в образовательном учреждении.

Мониторинг реализации Программы включает:

  • аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своем здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе в транспорте;
  • отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • отслеживание динамики травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;
  • отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни.

Критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;
  • снижение уровня социальной напряженности в детской подростковой среде;
  • результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;
  • положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).