Распечатать задания с днями недели. Изучение дней недели. Занятие в игровой форме. в компоте и в манной каше…
Для ребенка младшего дошкольного возраста такие понятия как дни недли даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет). Но пользоваться, уметь оперировать такими простыми (для взрослых) понятиями весьма удобно.
В понедельник мы идем к врачу, в пятницу ты отправишься к бабушке в гости, а в воскресенье к нам придут гости... согласитесь, если не знать, что это такое, очень сложно ориентироваться и понять маму.
Для того, чтобы обучение стало легким и интересным процессом предлагаем Вам несколько вариантов изучения дней недели с ребенком младшего школьного возраста:
1. Выучите несколько стихов: вы не только в очередной раз укрепите формирующуюся память, но и зафиксируете последовательность дней недели в игровой форме.
Мишка утром в понедельник Заглянул в душистый ельник Муравьишке этим днем он помог построить дом А во вторник дождик лил Мишка к волку заходил С ним не виделись давно и сыграли в домино В среду Мишка к рыжей белке Заглянул на посиделки Вместе книжку почитали и орехи пощелкали А в четверг проснулся мишка и к бобру пошел на стрижку сделал модную прическу и купил себе расческу В пятницу с прической новой мишка в бор пошел сосновый вместе с зайцем был он рад там собрать ведро маслят А в погожую субботу Мишка наш пошел к болоту повстречался с лягушонком угостил его масленком в день последний - воскресенье мишка наварил варенья всех друзей позвал на пир даже птичек не забыл Друг за другом пролетели семь веселых дней недели мишка все успел всем друзьям помочь сумел.
стихи будут представлены ниже
2. Составьте рукописный вариант календаря только на неделю, добавляйте каждый день по листочку (или отмечайте галочкой, если лист цельный), так ребенок сможет "потрогать" дни недели. Он поймет деление - новый день - новое название. Листайте такой календарь в тчение нескольких недель, чтобы малыш понял последовательность. Можно записывать или приклеивать фотографии пройденного дня, или запоминающихся событий.
возможный вариант календаря на неделю.
Подскажите-ка нам звери
Как запомнить дни недели
Первый-понедельник
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник
Соловей-задорник.
За вторником-среда
Лисичкина еда.
За средой четверг
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницой - суббота
Баня у енота.
За субботой воскресенье
Целый день у нас веселье.
Неделя
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все береться смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.
ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побытрей закончить закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
С. Михалков
Каков Емеля, такова и неделя
Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля Называть.
- Дядька крикнул мне "бездельник" -
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
На забор я лез, и дворник
Гнал меня метлой во ВТОРНИК.
В СРЕДУ я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
И застрял под воротами.
В ПЯТНИЦУ дразнил собаку -
Изорвал себе рубаху.
А в СУББОТУ - вот потеха! -
На свинье верхом поехал.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал -
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везёт же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.
Куда девался понедельник
-Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает Вторник.
-Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Притащил бадью воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе
Привет.
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда...
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.
День седьмой?
Его мы знаем:
Воскресенье, - отдыхаем!
Весело и легко учим дни недели
В Х веке с принятием Христианства в Древнюю Русь пришла неделя. Неделя - семидневный период времени. На Руси неделю называли седьмицей (семь дней). Воскресенье получило своё название в честь воскресения Иисуса. Хотя во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей», т.е. день, когда ничего «не делают». Понедельник - день после недели (ничего не делания), вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый, пятница - пятый, суббота - от еврейского слова «сабат» (шабаш) - отдых, конец дел.
Чтобы ребенку было нагляднее и интереснее изучать названия дней недели, в домашних условиях можно изготовить различные пособия.
Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей. Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 - 7точек), подписываем, можно нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делаете в этот день (понедельник - ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник - посещаем бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы можно было передвигать её по дням недели.
Поезд с окошками. Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели - те ставни и открыты.
Плакат с липучками и кармашками. Семь (по цветам радуги) разноцветных кусков ткани или флиса сшить друг за другом, сделав кармашки из плотного полиэтилена или липучки. Каждый день в кармашки или на липучки прикрепляется солнышко или тучка и в зависимости от дня - карточка с одной точкой, двумя, тремя и т.д.
Цветик - семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.
Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем, подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь сказочный герой или сам ребенок (вырезанный из фотографии и наклеенный на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие, например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.
Отрывной календарь.
Подготовить пачку листочков разного цвета и одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда наберется 7 листиков, объясните, что это неделя. Такой отрывной календарь можно сделать из тетрадки на пружинках.
В продаже имеется много готовых . Можно приобрести их для своего ребенка и заниматься по ним.
Обыгрывание наглядного материала
С помощью изготовленных пособий мы не только констатируем название наступившего дня, но и обыгрываем и обговариваем следующие моменты:
- Расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели.
- Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого?
- Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника.
- Назови и покажи рабочие и выходные дни.
- Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.
- Назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника.
- Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет завтра (послезавтра).
- Какой день справа от синей карточки? Справа от голубой?
- Этот день выходной? Этот день идет после вторника?
Быстро запомнить названия дней недели помогает физминутка «Дни недели» .
В среду мы не хлопаем
Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!
Будь внимательным
Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.
Выходные - будни
Если вы называете будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в игрушки, пишет, рисует. Если выходной - хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.
Кидаем мяч
Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.
Матрешки - дни недели
Выстройте вместе с ребенком 7 по росту и попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семь - это неделя.
Игрушки и дни недели
Муха - чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,
Во ВТОРНИК - в томатной подливке,
В СРЕДУ - в лимонном желе,
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.
В ПЯТНИЦУ - в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ , помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
(Ян Бжехва)
Семь дней недели
Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК -
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА - тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ -
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
(А. Усачёв)
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК .
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ , четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый - ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ , день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(Дни недели)
Народные про дни недели
В понедельник чихнешь - подарок на неделю.
В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы.
Вторники и субботы - легки.
В дорогу отъезжай во вторник, либо в субботу.
Что Бог не даст, а в среду не прясть.
Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
В понедельник, среду и пятницу никакого дела не начинай.
От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.
Середа да пятница четвергу не указчица.
Материал к занятию.
Объясните ребенку, что в неделе 7 дней ( пoнeдельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Первые пять дней - это рабочие дни, в эти дни взрослые работают, дети ходят в детский сад или учатся в школе. Последние два дня (суббота и воскресенье) - это выходные дни, в эти дни все люди отдыхают.
Далее переходите к понятиям «сегодня», «завтра», «вчера». Объясните ребенку на конкретном примере эти слова, например, что он делает сегодня, расскажите ему, что вы будете делать завтра, вспомните с ним, что вы делали вчера.
. Почему нужно учить дни недели?
Как только дети идут в школу, каждый день становится для них более организованным. Это заметно не только в школе, но и дома. Для детей очень важно знать какой сегодня день и что будет происходить в этот день. Возможно, у них есть книга, которую нужно отдать в библиотеку, или у друга День рождения. С самого первого раза, когда ребенок поинтересовался, какой сегодня день, родители должны поощрять это интерес. Дети должны учиться быть независимыми в управлении своим временем. Зная, какой сегодня день ребенок сделает первые шаги к планированию своего времени и расписания, что в сою очередь воспитывает собранность и организованность.
. Когда следует учить дни недели?
Названия дней недели могут использоваться уже с самого раннего возраста. Дети будут слышать названия дней недели и хотя еще они их не поймут, однако начнут усваивать эту информацию и привыкать к ней.
Чаще обращайте внимание на дни, которые являются важными для вашей семьи: Дни рождения, торжества, приезд бабушки и дедушки, выходные дни и т.д. Как и многое другое, это обучение может быть легко интегрировано в повседневные разговоры семьи.
. Способы обучения дням недели
Есть много способов, которые помогут выучить дни недели. Вот лишь несколько советов:
Можно сделать простой календарь с днями недели и повесить на видное и легко доступное место. При любом случае можно будет обращаться к данному календарю, чтобы выяснить какой сегодня день, какой день был вчера и что будет завтра. Что разнообразить и оживить этот календарь, можно возле каждого дня написать важные события, которые ежедневно происходят в этот день.
Есть стишки, которые помогут выучить дни недели. Регулярное повторение этих рифм в конечном итоге установят порядок дней в детских умах. Не беспокойтесь, если дети путают дни недели. Понятие времени - абстрактное понятие для маленьких детей, и требует времени, чтобы это запомнить и выучить.
Разговоры о семейных планах и создание простых графиков, которые будут отражать будущие события, внесут порядок и больший смысл в понятие «дни недели».
. Регулярное повторение.
Не ожидайте, что изучение дней недели будет быстрым процессом. Сначала ребенок будет путать порядок дней. Но при регулярной практике и повторении, в конечном итоге все станет на свои места.
. Знакомство ребенка с днями недели
Познакомьте ребенка с днями недели. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь подходящий мотив. Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, обнимая ребенка утром с постели, показывайте ему, какой сегодня день. Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда малыш сможет сам переводить стрелку на нужный день.
Обратите внимание ребенка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцем, приход бабушки и т.д. Когда он хорошо выучит дни недели, познакомьте его с названиями месяцев.
Повесьте в детской комнате календарь и каждый вечер зачеркивайте вместе с малышом истекший день. Напоминайте ему, какой сегодня месяц и день, и показывайте их место на календаре. Пусть ребенок сам зачеркивает дату, даже если он еще не знает цифры (кстати, это хорошая прелюдия к знакомству с обозначенным цифрами).
СТИХИ ПРО ДНИ НЕДЕЛИ
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда…
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.
День седьмой?
Его мы знаем:
Воскресенье, — отдыхаем!
Друг за другом пролетели
Семь веселых дней недели мишка все успел
Всем друзьям помочь сумел!
...............................................................
Абстрактное мышление у дошкольников только начинает формироваться, им сложно понять и запомнить то, что нельзя взять в руки, потрогать или увидеть. Научить ребенка месяцам, дням недели и временам года сложно, но при правильном подходе, можно это сделать задолго до школы. Все, что связано с понятием времени, малыши в силах освоить и запомнить.
neposed.net
Первое, с чем стоит разобраться, это времена года. Начинать изучение можно с 3-х лет и даже раньше. В 4 года ребенок уже неоднократно наблюдал за свою жизнь смену сезонов и вполне можно опереться на его жизненный опыт. Дальше помогут пособия, картинки, тематические мультфильмы и наблюдения за природой и деятельностью людей. О том, мы уже писали, озвучим некоторые общие правила:
- Не нагружайте ребенка длинными предложениями и большим объемом новой информации.
Достаточно 2-3 предложения, которые ярко описывают то или иное время года.
- Не рассказывайте обо всех 4-х временах года одновременно.
Один день — одна пора года. Лучше несколько раз в день вернуться к этой теме, чем полчаса «вдалбливать» всю информацию маленькому любознательному Почемучке.
- Ребенку должно быть интересно.
Если вы видите, что малыш вертится, смотрит по сторонам и отвлекается — не настаивайте, отложите картинки и разговоры для более удобного случая. Толку все равно не будет, вы только будете нервничать и раздражаться.
- На момент занятия у ребенка не должно быть никаких физиологических потребностей.
Ребенок должен быть сыт, не должен хотеть в туалет или спать и п.т.
Как научить ребенка месяцам года?
У каждого свой темп усвоения информации, но в среднем, пятилетний ребенок уже вполне готов к изучению месяцев, правильному произношению названий и запоминанию последовательности.
- Подберите обучающие мультфильмы про времена года — это поможет с пользой провести время у экрана.
Очень удачная, на наш взгляд, серия «Времена года с тетушкой Совой». Уроки тетушки Совы в простой и доступной форме легко и быстро научат ребенка различать времена года. Про каждый месяц в мультфильмах есть стихотворение, информация о погоде, о том, какой образ жизни ведут разные животные в это время и какие изменения происходят с растениями. Тетушка Сова рассказывает о разных видах отдыха и развлечений, которые популярны в том или ином месяце, и знакомит с полезными приметами, которые помогают предсказывать погоду.
Посмотрев уроки, ваш малыш легко запомнит последовательность месяцев в году, получит представление о различных природных явлениях и их причинах.
- Развивающие пособия по временам года и месяцам.
Сейчас можно найти много интересных книг и готовых пособий для обучения детей, они помогут вашему малышу запомнить последовательность времен года и месяцев.
blogspot.com
Обучающие пособия и игры можно сделать своими руками.
www.maam.ru
detsad-kitty.ru
- Раскраски.
Тематические раскраски помогут выучить правильную последовательность месяцев года и запомнить, какие месяцы к какому сезону относятся и в каком порядке сменяют друг друга. Рисуя, малыш будет тренировать моторику и зрительно-моторную координацию. Цвета, выбранные для того или иного сезона, помогут создать зрительный образ и облегчат запоминание месяцев.
Бесплатно скачать раскраски по месяцам можно
- Календарь.
Еще один очень эффективный способ легко запомнить названия месяцев, это сделать собственный календарь. На листе бумаги расчертите сетку, соответствующую количеству дней в текущем месяце. Вместе с ребенком отметьте, какие события на какие даты этого месяца у вас запланированы. Например, у кого-то день рождения, в какой-то день вы всей семьей идете в кино или на детское мероприятие и т.п. Если малыш уже умеет писать самостоятельно, пусть сам пронумерует дни, если нет — помогите ему сделать это. Предложите нарисовать тематическую картинку, отражающую то, что происходит в природе в этот месяц.
Постепенно вы сделаете календарь на все 12 месяцев. Малыш будет горд и счастлив! Благодаря выполнению такого задания ребенок расширит кругозор, разовьет навыки счета и мелкой моторики, быстрее запомнит месяца.
Как научить ребенка дням недели?
«Среда», «понедельник» и т.д. — для ребенка это совершенно абстрактные понятия, пока вы не придумаете для них собственные ассоциации и не соотнесете с важными и значимыми для жизни конкретного малыша событиями. Так, ребенку будет гораздо легче запомнить названия дней недели и их последовательность.
- Повесьте в комнате малыша календарь с «окошком».
Пусть ребенок самостоятельно передвигает ползунок, а вы называйте, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой наступит завтра. Понятия «сегодня», «вчера», «завтра» очень важны для установления и понимания временных связей, последовательности событий и явлений.
- Сделать вместе с малышом перекидной календарь.
Перелистывая каждый день календарь, нужно озвучивать название дня недели, обсуждать планы на день. Вечером можно вернуться к календарю и вспомнить, какой день был вчера и какой день наступит завтра.
- Сделайте календарь в форме часов.
Пусть ребенок каждый день переставляет стрелку и проговаривает название дня недели.
docplayer.ru
- Поиграйте в поезд.
Сделайте из картона или сшейте из фетра паровозик, в котором каждый вагон будет определенным днем недели. Объясните ребенку, что нельзя вагончик-вторник поставить за вагончиком-пятницей. Лучше всего придумать разные крепления для вагончиков, тогда малыш просто физически не сможет «пристегнуть» вагоны неправильно. Например, понедельник пристегивается ко вторнику пуговицей, вторник к среде — кнопкой, среда к четвергу – шнурком и так далее.
i.mycdn.me
- Привяжите каждый день недели к каким-то конкретным событиям.
Например, в понедельник мы идем в садик. И все остальные дни включая пятницу мы тоже туда ходим. Затем, наступает суббота — выходной. Мы будем печь печенье и поедем в гости к бабушке. После субботы наступит воскресенье. Наш второй выходной. Мы пойдем всей семьей в театр. Придумайте события и мероприятия, которые вы будете повторять еженедельно в определенные дни недели.
- Расскажите ребенку, что в названиях дней недели спрятались подсказки.
Среда так называется, потому, что находится в самой середине недели, четверг – четвертый по счету день недели, пятница идет пятой и т. д. Усвоив это, ребенок быстрее запомнит очередность дней недели.
- Для закрепления используйте стихи и загадки, считалочки и пр.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка — СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста золотая верста. (Неделя)
- Придумайте игру или сказку, где должно быть 7 разных героев или ситуаций.
Сюжет нужно продумать таким образом, чтобы все происходило последовательно, чтобы невозможно было поменять местами события без ущерба для судьбы героев.
www.maam.ru
Превратите скучный процесс обучения в увлекательную игру — и ребенок запомнит месяцы и дни недели на раз-два-три! Вы будете гордиться тем, какой умный у вас малыш, а сам ребенок получит от процесса обучения удовольствие и так необходимую в дальнейшем мотивацию на получение новых знаний.
Уважаемые читатели! Обязательно расскажите в комментариях, как вы учите детей запоминать месяцы и дни недели, поделитесь фотографиями ваших развивающих пособий.
Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.
Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.
Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.
Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.
У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.
Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.
После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).
Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва» .
Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла
Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.
Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт , Ozon , My-shop ). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.
2. Стихи про дни недели для детей
В стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник- это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, — воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Бежит, спешит неделя
Мелькают быстро дни
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?
— Да разными делами!
Ответил мне сынок. –
Ходил я в понедельник
С друзьями на каток
Во вторник с братом Ване
В лошадки я играл,
А в среду взял я сани
И с гор его катал.
В четверг вдвоем с братишкой
Рассматривали книжки.
А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.
В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.
А в воскресенье ели
С клубникою пирог.
3. Игры
Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:
- Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
- Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
- Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.
Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?
4. Мультфильмы про дни недели для детей
Среди мультфильмов, рассказывающих ребенку про дни недели, мне не удалось найти такие, которые действительно можно было бы от души порекомендовать. В основном попадаются мультики с весьма примитивными сюжетами и незапоминающимися героями. Но если уж выбирать из того, что есть, то самыми достойными мне показались мультики про паровозик Чух-чух «Учим дни недели с ребенком». Если вам попалось что-то поинтереснее, буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими находками.
Напоследок как обычно упомяну одну полезную книжечку по теме, к моему удивлению, она оказалась очень хорошим подспорьем.