Закономерности запоминания в психологии. Память, основные виды, свойства и закономерности. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные
Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.
Непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.
Непроизвольное смысловое запоминание не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то явление.
Произвольное механическое запоминание – компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.
Произвольное смысловое запоминание – основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных. На продуктивность влияет:
Умение легко ставить любые мнемические задачи , которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует работу своей памяти.
Мнемические приемы , которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов:
· первая группа –простыемнемические приемы , точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся:
- Наглядность . Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);
- Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);
- Повторение – классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них – активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;
- Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферéнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.
· вторая группа –сложныемнемические приемы . В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:
- Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 7±2 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;
- Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;
- Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.
Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов связано с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.
Если следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.
3.36. Охарактеризуйте предложенный в ситуации конфликт по следующим аспектам: вид конфликта; структура конфликта; динамика конфликта. Предложите тактику и способы разрешения, правила и приемы поведения в данной конфликтной ситуации в образовательном учреждении.
Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
Межличностный, конфликт. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Вид: межличностный, педагогический (по сфере деят-ти), вертикальный (по направлению), когнетивный(от затронутой потребности)
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица (учитель, ученик).
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту (компетентность учителя).
Причины конфликтов: информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (неполная информация, неточная информация и др.); причины делового характера, обусловленные непосредственно учебной деятельностью.
Предмет конфликта -- это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство (плохое поведение, грубость).
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.
Позиция: реальный и виртуальный (образ конфликта)
В динамике развития конфликта существует ряд стадий:
1. Предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов.
2. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей.
3. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния
4. Данный конфликт находится в стадии осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов.
Как решать: Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.
Для разрешения конфликта учителю биологии нужно поговорить с учеником о том, кто прав, после извиниться и сказать, что он молодец, и что бывают ситуации в жизни когда не всё сразу получается.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Накопление материала в памяти осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память входит в структуру интеллекта и является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находим у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции, однако первые попытки объективного исследования памяти были предприняты лишь в конце XIX в.
В отечественной психологии исследованиями памяти занимались: Блонский П.П., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Зинченко П.И., Лурия А.Р., Смирнов А.А., Житникова Л.М., Истомина З.М., Самохвалова В.И., Петров Я.И., Мальцева К.П., Гнедова Н.М., Шлычкова А.Н. и многие другие.
В зарубежной психологии значительный вклад в изучение проблем памяти внесли Эббингауз, Робинсон, Фуко, Лешли, Ховлэнд, Андервуд, Ричардсон, Постман, Рау, Мейман, Лайон, Хенмон, фон Ресторф, Пиллсбери, Зигель, Занфорд, Дженкинс, Харровер, Розенцвейг, Хайер, Гликсман, Жане П., Зейгарник.
Существует много оснований для классификации видов человеческой памяти, например по времени сохранения материала; по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору; по участию волевых процессов.
По времени сохранения информации выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Основанием для такой классификации является различное место этих форм во временной последовательности преобразования информации: от поступления ее на чувствительные входы до возникновения неповреждаемого и всю жизнь сохраняющегося следа.
Мгновенная , или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это – память-образ. Система иконической памяти идеально отвечает своему назначению – удерживает в течении короткого времени весь материал, обеспечивая процессам распознавания образов возможность извлечения и выбора.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти, которая, в отличии от мгновенной, позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней следов.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. В оперативной памяти присутствует смесь из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Основные характеристики оперативной памяти: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность и помехоустойчивость. Объем оперативной памяти - показатель количества запоминаемого и сохраняемого в ней материала. Этот термин был введен Н.И.Жинкиным, обозначает, что мнемические процессы, обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Долговременная память способна хранить информацию в течении практически неограниченного срока. Эта информация может воспроизводится человеком сколько угодно раз без её утраты. Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, месяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующиенанескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном.
По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной и других видов памяти. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстановится преимущественно зрительный образ; у другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего – двигательные: текст закрепляется лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Ей нередко обладают люди с высоким эйдетическим восприятием, способные в течении достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Впервые эйдетические образы описал в 1907 г. венгерский врач Урбанович, используя при этом для их обозначения выражение «субъективные наглядные образы». Содержание зрительной памяти быстро стирается, длительность ее варьирует от доли секунды до нескольких секунд в зависимости от интенсивности стимула, контраста с фоном, длительности стимуляции.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Человек с яркой двигательной памятью, сомневаясь, как пишется слово, должен написать его, так как образ слова у него «в пальцах», в движении руки. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.
Наряду с сенсорными выделяются и другие функциональные виды памяти . К ним относятся эмоциональная, образная, логическая, вербальная, механическая память.
Эмоциональную память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоциональная память предполагает воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное состояние возникло впервые. Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления хранятся дольше всего [9 ].
При механической памяти запоминание и воспроизведение совершается на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе усвоения тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени. Для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого. Особенности логической памяти проявляются прежде всего в запоминании только смысла текста. Запоминаемое может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом. В процессе вычленения смысла происходит раскрытие сути подлинника, то есть переработка текста в более обобщенных понятиях.
Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную.
Непроизвольное запоминание составляет большую часть памяти, во всяком случае его удельный вес в формировании нашего индивидуального опыта достаточно велик. При непроизвольном запоминании материал фиксируется в памяти непреднамеренно. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
сильные и значимые физические раздражители (звуки выстрела, яркий свет прожектора)
то, что вызывает повышенную ориентировочною деятельность (прекращение или возобновление действия, необычность явления)
раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы)
раздражители имеющие особую эмоциональную окраску
то, что более всего связано с потребностями человека
то, что является объектом активной деятельности
Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Важное условие успешности произвольного запоминания - установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на результативности запоминания будет весьма и весьма заметным. Испытуемые, которые собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Условиями успешного произвольного запоминания являются:
Осознание значимости и смысла запоминаемого материала.
Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала.
Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа.
Эмоционально-эстетическая насыщенность материала.
Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта
Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.
Еще одним самостоятельным, не зависимым от других способом функциональной организации памяти является ее разделение на декларативную и процедурную.
Декларативная память предназначена для поддержки мыслительных процедур, основанных на процессах оперирования с понятиями. В результате декларирования происходит определение одних объектов через другие, в частности через объекты, представляющие собой части данных объектов.
Процессуальная память во много противоположна декларативной. Можно сказать что ее предназначение – ответ на вопрос «как?»: как пользоваться объектом, как вести себя в определенных условиях или при решении той или иной задачи.
Кроме видов памяти, выделяют еще ее процесс. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и детальности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, узнавание, а также сохранение и забывание материала.
Запоминание – процессы организации (кодирования, удержания) вновь поступающей информации.
Сохранение - процессы активного или пассивного преобразования запомненной информации.
Забывание - процесс обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал. Физиологическая основа забывания – торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям (проактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее). Может быть полное, частичное, длительное, временное.
Реминисценция – отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное.
Воспроизведение – процесс восстановления ранее запомненного материала. Внутри процесса воспроизведения выделяют процессы припоминания и процессы воспоминания.
Припоминание позволяет произвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого, а воспоминание – непроизвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого.
Узнавание – это процесс идентификации объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними. Выделяют также запечатлевание - это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. У человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста.
Непроизво́льная па́мять – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.
Непроизвольное запоминание и квазипотребность
Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании ᴇᴦο деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, в случае если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник (незавершенное действие) и Г. В. Биренбаум (матем. Задание на отдельных листочках, их надо подписывать) в рамках теоретического направления школы К. Левина.
Непроизвольное запоминание и деятельность
Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты. Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность.
Закономерности непроизвольного запоминания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности непроизвольного запоминания." 2015, 2017-2018.
Тема 5. Воображение. Память. (2 ч.)
1. Понятие о воображении. Виды, функции воображения.
2. Память. Процессы, виды, закономерности памяти.
Понятие о воображении. Виды, функции воображения.
Если главная задача ощущения и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем мире, то задача воображения – преобразование полученного. Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение из ничего творить не может. Образы воображения опираются на представления памяти. Воображение всегда строится на преобразованном материале прошлых восприятий.
Воображение – психический процесс создания образов предметов и явлений на основе нового сочетания имеющихся знаний.
Воображение позволяет представить результат труда до его начала, причем представить не только конечный продукт труда (н-р, костюм), но и его промежуточные продукты (отдельные детали).
Воображение – результат деятельности мозга. Где в мозгу локализовано воображение? Механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, с воображением связана гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус располагается в передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).
Виды воображения.
Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) Образы возникают без усилий с нашей стороны, под воздействием неосознанных или малоосознанных потребностей. | Произвольное (преднамеренное, активное) Это процесс специального построения образов в связи с определенной целью | ||
Сны – продукт здоровой психики | Галлюцинации – При психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний | Репродуктивное (воссоздающее) – построение образов по схеме, описанию | Продуктивное (творческое) – самостоятельное создание новых образов |
Грезы – мечты, не связанные с волей Это пассивное, но преднамеренное воображение. | Особый вид – мечта – создание образа желаемого будущего. Дает толчок к деятельности. | ||
Приемы воображения
1) аналогия – создание образов, похожих на реальные предметы (локатор = летучая мышь);
2) агглютинация (”склеивание”) – соединение частей нескольких предметов (русалка);
3) акцентирование и преувеличение (преуменьшение);
4) типизация – в одном образе обобщаются различные предметы.
Функции воображения
1) представление действительности в образах. Эта функция связана с мышлением. Проявляется, н-р, при решении задачи;
2) регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек может отчасти удовлетворить многие потребности;
3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний (память, эмоции, речь), т.е. человек обращает внимание на нужные события;
4) формирование внутреннего плана действий – выполнение действий в уме;
5) планирование и программирование деятельности.
Память. Виды, процессы, закономерности памяти.
Память – один из важнейших психических процессов. Древние греки считали Мнемозину – богиню памяти – матерью девяти муз, покровительствующих наукам и искусствам. Процессы, связанные с памятью, называют мнемическими.
Образы предметов и явлений, возникающие в мозгу, не исчезают после прекращения действия раздражителей. Их образы сохраняются и в отсутствие этих предметов в виде представлений памяти.
Память – отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Память связывает наше прошлое с настоящим и будущим. Человек, лишенный памяти, находится в состоянии новорожденного.
Виды памяти :
1. В зависимости от того, что запоминается, выделяют:
Ø двигательную (моторную) память – навыки, движения. Рассказать об опыте А.Р.Лурии с Засецким
Ø эмоциональную (чувства, эмоции);
Ø образную (память на представления – слуховые, зрительные, обонятельные и др.);
Ø словесно-логическую или смысловую (запоминание и воспроизведение мыслей, словесных формулировок, запоминание смысла, т.е. общего, существенного. При этом человек может воспроизвести смысл своими словами).
2. В зависимости от того, как запоминается, т.е. по участию воли, выделяют:
Ø непроизвольную;
Ø произвольную.
3. В зависимости от того, на какой срок запоминается (как долго), выделяют:
Ø мгновенную (иконическую) – удержание точной и полной картины только что произошедшего. Это непосредственное отражение информации органами чувств. Длительность этой памяти – от 0,1 до 0,5 сек.
Ø кратковременную – сохранение наиболее существенных элементов. Ее длительность – несколько секунд или минут (помним, пока печатаем фразу, переводим ее и т.д.).
Ø оперативную – запоминание сведений для определенных операций. Длительность – от нескольких секунд до нескольких дней, т.е. до тех пор, пока не решим данную задачу.
Ø долговременную – запоминание информации на долгий срок. Это наша ”кладовая”. Характеризуется длительностью и прочностью.
Структурными компонентами памяти являются следующие процессы :
1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий сохранение материала в памяти для его дальнейшего воспроизведения. Запоминание бывает непроизвольным (когда не ставится специальная цель) и произвольным (ставится цель – запомнить материал); механическим (основывается на повторении отдельных связей, отдельного материала – просмотр фильма несколько раз) и осмысленным (смысловым) – связано с процессами мышления.
Специально организованное запоминание с применением определенный приемов называется заучиванием . Совокупность таких приемов – мнемоника (или мнемотехника).
2. Воспроизведение – процесс восстановления прошлого опыта, построение соответствующих ему представлений. Выделяют три уровня:
Ø узнавание – опознание воспринимаемого объекта, часто сопровождается чувством знакомости (что часто подводит школьников);
Ø само воспроизведение – произвольное и непроизвольное (на основе ассоциаций);
Ø припоминание – наиболее активное воспроизведение, требует определенных усилий.
3. Сохранение – удержание в памяти прошлого опыта. Это процесс избирательный. Лучше всего сохраняется то, что имело непосредственное влияние на человека, его деятельность, затронуло его чувства и эмоции.
4. Забывание – процесс, обратный сохранению, процесс исчезновения, выпадения из памяти заученного. Это также избирательный процесс, не всегда отрицательный. Забывается то, что не имеет для человека существенного значения, не вызывает его интереса. Однако человек может забыть и то, что ему нужно. Забывание начинается вскоре после заучивания. Особенно быстро оно идет в первое время. Поэтому необходимо повторение заученного. Но иногда встречается и лучшее воспроизведение через несколько дней после заучивания. Забывание может являться и следствием расстройств памяти: 1) старческого; 2)сотрясения мозга; 3) раздвоения личности.
Рассказать об опытах А.Р.Лурии с Ш.
Закономерности памяти.
1) зависимость от цели, ее значимости;
2) зависимость от того, каким образом был предъявлен материал;
3) зависимость от логической структуры материала, определенной его последовательности;
4) зависимость от организации заучивания (так, не следует учить историю поле литературы);
5) зависимость от того, какие виды памяти задействованы;
6) зависимость от значимости информации для человека.
Качества памяти
1) быстрота запоминания;
2) прочность сохранения;
3) точность;
4) готовность – умение быстро извлечь из памяти нужную информацию.
Па́мять - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909) был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.
Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края").
Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Теодюль Рибо (1839-1916), анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии).
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.
При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.
Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.
Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным Анри Пьероном (1881-1964), распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2-3-й день после выучивания материала. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой - бессмысленного материала.
Закон памяти | Практические приемы реализации |
Закон интереса | Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления | Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки | Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия | Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста | При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения | При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда | Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края | Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения | Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершенности | Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά - искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Также употребляется термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.
Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания - приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).
Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.
При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.
В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.
Основные приёмы:
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
Рифмизация
Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод Цицерона на пространственное воображение
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
Психодиагностика, псих. семьи, псих. консульт- ие, общая и возрастная псих.
84. Представление об индивидуально-типологических особенностях личности.
Индивидуально-типологические особенности личности.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Биологическое и социальное в структуре личности.
Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.
Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.
Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.
Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.
Понятие о характере.
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.
Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.
Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.
Характер человека проявляется:
1. В том, как он относится к другим людям;
2. Показательно для характера отношение человека к себе;
3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;
4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.
Акцентуация черт характера.
Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.
Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера - преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.
Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензетивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми.
Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь ошибкой вызвать смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности делает особенно выраженной реакцию геперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация - усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.
Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязанности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.
Характер и темперамент.
От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.
К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.
Типы темперамента:
холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.
Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.
К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками - медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.
Характер - во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.
Понятие о способностях.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся.
Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.
В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.
Самый верный способ определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Способности представляет собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые - вспомогательное.
Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей, занятей. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.
Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные психологические проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из двух доминирующих типов людей.
Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное - представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какой широкий круг конкретных занятий (математика, философии и т.д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок для успешного овладения деятельностью.
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.
Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.
Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью.
Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.
Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.
В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.