Развивающая среда по фгос в детском саду. Предметно-развивающая среда в доу. Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ
Семинар – практикум
Тема - Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации.
Ход:
- сообщение педагога-психолога :
- система мероприятий по созданию, совершенствованию предметно-развивающей среды в дошкольных группах Специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада для детей с нарушением слуха.
Психологические подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ.
- сообщение старшего воспитателя :
Основные принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольных группах по ФГОС.
- обмен мнениями педагогов по данному вопросу :
- «…подумайте, какие зоны, тематические уголки должны быть оформлены в дошкольной группе?» (желающие выступают, остальные дополняют)
- «…представьте свою группу – какие игровые уголки уже есть, а какие необходимо оформить?» (выступает представитель каждой группы)
- презентация (видео) игровых уголков в дошкольных группах.
- обмен мнениями педагогов:
- «…какие идеи Вам понравились, что приемлемо для нашего учреждения, что можете предложить?»
- заключение
- «…этим семинаром-практикумом мы начинаем работу по созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в дошкольных группах нашего образовательного учреждения.»
В марте будет проведён педсовет на тему – «Значение предметно-развивающей среды для развития речи детей с нарушением слуха»
В мае - контроль за оформлением уголка природы и книжного уголка.
Сообщение педагога-психолога
Уважаемые коллеги, сегодняшний семинар-практикум посвящен теме – «Предметно-развивающая среда в группах дошкольного учреждения и основные принципы её организации».
Обустройству, материальному оснащению, оформлению групп в детском саду всегда уделялось большое внимание. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды и на сегодняшний день актуален. В том числе это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором этому вопросу также уделено внимание и конкретно описаны принципы создания и совершенствования предметно-развивающей среды в ДОУ.
Работа по созданию, совершенствованию предметно-развивающей среды в нашем образовательном учреждении будет включать в себя следующую систему мероприятий (рассчитанную пока на 2 года…):
1 этап (февраль – май 2016г.) – изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно-развивающей среды в групповом помещении
Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации»
Педсовет (март 2016г.) на тему – «Значение предметно-развивающей среды в группе детского сада для детей с нарушением слуха»
Контроль за оформлением уголка природы и книжного уголка (май 2016г.)
3 этап (январь – март 2017г.) – выводы о результатах работы, перспективы дальнейшей работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Предметно- развивающая среда - это система материальных объектов, она создаётся с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и развития ребенка до школы. Развивающая среда также служит организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс, обеспечивает зону ближайшего развития.
Психологи связывают воздействия предметно-развивающей среды на личность ребёнка с понятием социальная ситуация развития, то есть соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом; от этого зависит динамика его развития.
В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги.
Направление деятельности и развитие детей во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Поэтому, именно мы, взрослые, должны создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полному развитию детей.
Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог ставит перед собой следующие задачи:
Конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
Обеспечивать продуктивное использование предметно-развивающей среды.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
иметь привлекательный вид;
выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
снимать утомляемость;
положительно влиять на эмоциональное состояние;
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
обеспечивать богатство сенсорных впечатлений;
давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
соответствовать той образовательной программе, по которой работает детский сад;
она должна быть ориентирована на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.
В такой среде ребенок-дошкольник познаёт окружающий мир без принуждения, активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение растерянности, непонимания чем можно заняться, а часто и расторможенности или скуки…
Зонирование групповых помещений
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами, ширмами, шторами.
Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.
Тематические уголки также относятся к развивающей среде, организованной в детском саду и представляют собой небольшое место в группе, оформленное по теме. Например, в уголке ряжения находятся костюмы для сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности.
Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет другими художественными техниками, можно попросить их сделать панно, изготовить оригами и т.п.
Элементы каждой зоны также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность детей. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.
Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку, способствуют развитию у детей свободы, инициативности, творческого воображения.
Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями.
Заключение.
Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
В последнее время появились два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию:
Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы группы - образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства группы.
Образовательная среда - это весь комплекс условий, в том числе, РПС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей.
Система мероприятий
по созданию, совершенствованию предметно-развивающей среды в дошкольных группах
1 этап (февраль – май 2016г.) – изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно-развивающей среды в групповом помещении:
Семинар-практикум на тему – « Предметно-развивающая среда в ДОУ и основные принципы её организации» (февраль 2016г.)
Педсовет на тему – «Значение предметно-развивающей среды для развития речи детей с нарушением слуха» (март 2016г.)
Контроль за оформлением уголка природы, книжного уголка (май 2016г.)
3 этап (январь – март 2017г.) – выводы о результатах работы, перспективы дальнейшей работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Список тематических уголков
Игровой уголок
Уголок строительных игр
Природный уголок
Огород на окне
Уголок дежурств
Книжный уголок
Уголок патриотизма
Уголок ИЗО
Уголок дидакт. игр
Уголок театр. деят-ти
Уголок с/ролевых игр (2 игры стационарно)
Уголок «тишины»
Уголок ряжения
Физкультурный уголок
Уголок безопасности движения
Дополнительное оформление в группе (улучшение эстетического вида группы, улучшения настроения детей)
Уголок настроения
Панно
Уголок тишины (тюль, ленты, шторы, ширмы)
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей - это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) - это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Трансформируемой;
Вариативной;
Полифункциональной;
Доступной;
Безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
Соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации;
От меняющихся интересов детей;
От возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
Периодическую сменяемость игрового материала;
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
Доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
Соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
- Социально – коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно – эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
Центр ПДД;
Центр пожарной безопасности;
Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
Центр «Уголок Природы»;
Центр сенсорного развития;
Центр конструктивной деятельности;
Центр математического развития;
Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
Центр Книги;
Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие:
Центр ИЗО или уголок творчества;
Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое развитие:
Центр физического развития;
Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно - эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
- Развивают артикуляционную моторику;
- Расширяют словарный запас;
- Развивают монологическую и диалогическую речь;
- Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .
- Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
- Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
- Определить дополнительное оборудование.
- Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Социально-коммуникативное развитие –направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д. ОО социализация (познание, чтение худ.лит-ры, труд, коммуникация, безопасность) ОО труд (познание, чтение худ.лит-ры, социализация, физ.культура, худ. творчество) Примерные центры активности: центр сюжетно- ролевых игр Центр труда, уголок дежурств ОО безопасность Центр ПДДЦентр пожарной безоп.
Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.). (включает ОО «Познание»: чтение худ лит-ры, коммуникация, социализация, безопасность, музыка) Примерные центры: Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения, центр сенсорного развития, центр конструктивной деят-ти, центр математического развития Центр экспериментирования.
Развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. РЕЧЕВОЕ развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. (включает ОО «Коммуникация», « Чтение художественной литературы» Интеграция: социализация, безопасность, чтение худ. лит-ры, познание, труд, физич. культура, здоровье Примерные центры: центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр «Будем говорить правильно» центр «Здравствуй, книжка» логопедический уголок
Художественно-эстетическое развитие включает в себя - музыкальное, изобразительное, словесное искусство (включает ОО «Художественное творчество», «Музыка»; Интеграция: познание, чтение художественной лит-ры, коммуникация, труд, социализация, физкультура) Примерные центры: Центр изобразительной деятельности или уголок творчества»Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие Включает ОО области «Физическая культура», «Здоровье»; Интеграция: коммуникация, познание, музыка, здоровье, социализация, безопасность. Примерные центры: Центр физического развития Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!»
Развивающая предметно-пространственная среда должна ОБЕСПЕЧИВАТЬ: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах); возможность двигательной активности детей; возможности для уединения.
Пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации от меняющихся интересов детей от возможностей детей
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает: Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д. Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Периодическую сменяемость игрового материала Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования
Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности
Создавая развивающую среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.
Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).
Мини-маркет.
Медицинский кабинет.
Квартира.
Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.
На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.
Метеостанция.
Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.
Заповедный уголок.
Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.
Тематическая веранда.
Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.
Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.
«На лесной опушке».
«Поляна насекомых».
Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.
Автогородок.
Пост ГИБДД.
Уголок экологической полиции.
Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».
Домик творчества.
«Сельское подворье».
«Пляжная фотостудия».
Шахматный уголок.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.
То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.
- Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
- Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.
НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru
Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ »
Введение
Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » (С. Л. Новоселова) . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .
Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть Организуя предметную среду развития развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами. При создании развивающего Предметно- развивающая среда
Важно, что предметная среда развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир определенного возраста .
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду среды среда .
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :
1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды , что предполагает :
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации , где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя :
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя :
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально - театрализованной деятельности
Спокойный сектор :
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор : (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним :
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка . Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .
Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ .
В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры :
1. Раздевалка.
2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.
7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.
8. Театральная зона– важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".
10. Математическая зона.
11. Центр дидактической игры (грамматический уголок) .
12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников . В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
13. Центр краеведения.
14. Уголок уединения.
15. Туалетная комната.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников .
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ , а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.