Средства развития социальных эмоций у дошкольников. Социальные эмоции Развитие социальных эмоций
Природа эмоций
- Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
- Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
- Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.
Виды социальных эмоций
Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.
- Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
- Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.
Развитие социальных эмоций
Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).
Рисунок 1. « »
Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.
Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.
Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.
Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.
Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.
Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.
Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.
Белобородова Ирина Александровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт:
город Курган, Курганская область
Наименование материала:
доклад
Тема:
Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Дата публикации:
09.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
Игра как средство социально – эмоционального развития
дошкольников
Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально
благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.
социальных
экономических
условиях
жизненной
необходимостью
становится
развитие
эмоционального
интеллекта,
признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека
и его счастью.
Выготского,
является
источником
развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность
перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он
сумеет сделать в сотрудничестве.
проблему
исследовали
Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,
Л.А. Абрамян и других.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и
самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»
и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с
тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает
«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное
воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это
социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В
игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в
игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде
содержит
увеличительного
тенденции
развития.
дошкольном
возрасте
деятельность,
эмоционально
насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В
игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и
привычки
эмоционального
реагирования,
формируются
качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный
деятельность
использована
выявления
некоторых
особенностей
эмоционального
неблагополучия
дошкольника.
эффективным
средством
выявления
объективных
отношений,
реальные
отношения
партнерами,
проявляет
личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время
внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от
общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует
нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит
к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых
побуждений и потребностей.
Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы
дошкольников
является
сюжетно-ролевые,
дидактические,
подвижные
театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые
являются
источником
формирования
социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной
сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая
жизненная
ситуация,
стремится
реализовать
формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется
распределять
интересов
участников.
Педагог использует различные игровые приемы для формирования у
детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –
всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством
воздействия
появляются
агрессивность,
замкнутость.
процессе
развития
переходит
элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,
охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не
рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных
игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,
какими бы сложными они ни были.
Педагогическая
руководству
отражается
перспективных планах в некоторых аспектах:
приемы педагогического влияния на содержание игр;
помощь детям при реализации сюжета игры;
развитие сюжета;
формирование взаимоотношений между участниками игры;
создание предметно-игровой среды.
знакомством
проводим
предварительную
чтение с обсуждением;
экскурсии;
показ наглядного материала;
изготовление атрибутов к игре.
значение
планировании
постоянному
анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.
В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой
собственной
инициативе
возможность
взаимоотношения
значительной
самостоятельно,
сталкиваясь
деятельности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая
комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы
практикуем
взаимопосещения
педагогов
просмотра
сюжетно-ролевой
формировании
развитии
социальной
чрезвычайно
организации
проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем
индивидуальному
зависимости
интересов
способностей.
необходимым
условием
является
поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
успешной
получает
удовольствие,
самоутверждается
испытывает
неподдельную
гордость.
Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление
замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,
требование
повторение
обрастающей
подробностями.
Эмоциональный
помогает
дошкольнику
преодолевать
негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.
Театрализованная
является
эффективным
средством
развития
партнерства
освоения
способов
позитивного
взаимодействия.
дошкольных
учреждениях
развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего
«зрелища» на праздниках.
развитием
развивается
усложняется
ясельной
группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,
импровизации,
инсценировки,
драматизации
режиссерская
удовольствием
показывают
театрализованные представления своим младшим друзьям.
Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную
дошкольников
Зрелищность
вызывает
радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они
определенную
направлена
получение
конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;
воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы
отношения
привить детям.
Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,
которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую
Взрослый
организует
направляет
помогает
преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры
являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно
включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным
достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна
давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и
побуждать к усвоению нового.
Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,
улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их
биологической
потребности
движениях.
социально-эмоциональная
направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя
допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные
двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных
образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не
совместной
деятельности,
выстраиваем
ситуаций,
побуждающих
сближению
педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры
предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для
доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется
культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к
сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного
отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные
позволяющие
расслабиться.
сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими
чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –
радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение
выражать
потребности
вербальных
невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо
научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –
игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные
проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы
получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и
дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся
появляется
устанавливаются
взаимоотношения, взаимопонимание.
Игра не только развивает мотивационную сферу, мышление и произвольность, но имеет большое значение для эмоционального развития детей.
После визита к врачу, где 5-летней Наде сделали прививку (при этом она сильно плакала), девочка стала проявлять активный интерес к игровому набору «Доктор», а точнее к шприцу, входившему в набор. Рассадив всех кукол перед собой, Надя серьезно обратилась к ним: «Это укол, вам нужна прививка, это совсем не больно». Затем Надя последовательно сделала всем «пациентам» укол, оплакивая каждую куклу. Эта игра продолжалась несколько дней, пока Надя уверенно не заявила:
«Я больше не боюсь уколов». Больше к игре в доктора девочка не возвращалась.
Игра является чрезвычайно эмоциональной деятельностью. «Игры в их внутреннем течении, - пишет В. В. Зеньков- ский, - служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач» . Большинство авторов, изучавших игру, выделяют ее эмоциональную насыщенность и выраженное влияние на эмоциональную сферу личности. Характеризуя игру, Л. С. Выготский использовал следующий эпитет: «Идея, ставшая аффектом, понятие, превратившееся в страсть».
Но эмоциональная погруженность отнюдь не означает, что ребенок находится во власти аффекта. Наоборот, игра углубляет эмоциональную жизнь ребенка, непосредственно влияя на формирование эмоциональных стереотипов поведения и развитие высших социальных эмоций. В игре легко диагностировать преобладающий эмоциональный фон ребенка, особенности тонуса и эмоционального комфорта, наличие аффективных реакций.
Очевидно, что поведение дошкольника во многом зависит от возникающих чувств, а эмоциональная откликаемость на конкретную ситуацию является одним из механизмов развития личности. В детстве развитие эмоциональной сферы связано с процессами осознания ребенком собственных чувств, пониманием причин как личных переживаний, так и эмоциональных состояний окружающих людей. Широкая ориентация в области человеческих отношений в игре открывает возможности и для понимания чувств, моделирования ситуаций, вызывающих различные переживания и установления логических отношений между событиями окружающего мира и отношением к ним людей.
В работах А. В. Запорожца, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. П. Усовой и других авторов выделены механизмы влияния сюжетно-ролевой игры на эмоциональное самочувствие дошкольника. Среди важнейших называется подражание значимым, эмоционально привлекательным образцам поведения взрослых и эмоциональное заражение интересами партнера по игре. Удовлетворенность ребенка складывающимися ролевыми взаимоотношениями с детьми влияет на общее эмоциональное благополучие. Эмоции, сопровождающие сюжетно-ролевую игру, влияют на успешность взаимодействия дошкольника с окружающими людьми.
Анализируя роль эмоций в деятельности, в том числе и игровой, Запорожец подчеркивал значение эмоционального предвосхищения результата деятельности как механизма регуляции поведения. Контроль над деятельностью осуществляется мотивами, но не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву деятельности изменяют общую направленность деятельности личности. Эмоции предшествуют деятельности по удовлетворению потребностей, побуждая и направляя ее, так как эмоции являются своего рода субъективной формой потребностей.
Характер и динамика возникновения ситуативных эмоций в ролевой игре определяются как содержанием игры, так и чувствами, которые вызывает у ребенка сюжет (например, из игры в дочки-матери и присвоения материнской позиции сопереживания может родиться нежность и забота в отношении младшего братика). Главным свойством эмоций является отражение отношения к воспринимаемым явлениям. Следовательно, игровая ориентировка в отношениях между людьми создает основу формирования собственного многогранного отношения ребенка к миру.
Под руководством А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович были проведены исследования социальных эмоций, которые играют позитивную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений как начал личности. Полученные данные позволяют выделить эмоциональное предвосхищение как главный регулятор сложных форм деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и направлены не только на удовлетворение узколичных потребностей самого ребенка, но и учитывают желания окружающих людей.
А. В. Запорожец описал появление у детей своеобразных аффективно-гностических комплексов через предчувствие отдаленных результатов своих действий. Это эмоциональные образы, при посредстве которых и осуществляется мотивационно-смысловая регуляция детского поведения. Исследования показали, что изменения в эмоциональной сфере дошкольника возникают на основе развития у ребенка в процессе коллективной деятельности способности сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали как свои собственные, эмоционально становиться на точку зрения другого.
Вначале эмоции формируются и видоизменяются, как показал А. В. Запорожец, в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с окружающими людьми и предметным миром. В дальнейшем «на основе внешней практической деятельности начинает складываться своеобразная внутренняя деятельность - эмоциональное воображение, представляющее собою своеобразный сплав аффективных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств» .
В процессе игры, по данным исследования Л. А. Абрамян, дошкольникам легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а порой сформировать у ребенка новые положительные эмоции . Кроме того, спокойные интересные игры могут снимать эмоциональное возбуждение и успокаивающе действовать на ребенка, нейтрализуя негативные эмоциональные переживания, а игры с правилами способствуют развитию эмоциональной устойчивости, умения выигрывать и проигрывать.
Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется целым рядом достижений: стабилизируется и иерархизируется аффективная жизнь ребенка, совершенствуются механизмы, эмоциональной регуляции поведения: возникают такие механизмы, как эмоциональное предвосхищение событий и последствий различных действий, произвольная регуляция эмоциональных процессов. Развитие эмоций в онтогенезе связано с дифференциацией качеств эмоций, усложнением объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитием способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.
Эмоциональный опыт ребенка изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими детьми. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что эмоциональное самочувствие дошкольника во многом определяется характером складывающихся взаимоотношений с партнерами по игре. Система эталонов восприятия экспрессивного поведения, по мнению исследователей, формируется в процессе коммуникативного взаимодействия, где немаловажное значение приобретает игровое взаимодействие. Игра расширяет возможности дошкольников в вербальном обозначении различных эмоциональных состояний, назывании эмоций. Возрастающие вербальные способности ребенка содействуют расширению словаря эмоциональных состояний, все большему осмыслению эмоциональных переживаний и активному использованию языка эмоций в игре.
Являясь ведущей формой взаимодействия в дошкольном возрасте, игра задает основную траекторию эмоционального развития в контексте общей структуры отношений ребенка с окружающим миром. Эмоциональная жизнь дошкольника насыщается разнообразными чувствами через присвоение роли и переживаний того персонажа, который изображает ребенок. По мнению Е. И. Изотовой, «мы можем рассматривать способность к осознанию своих эмоций как высшую психическую функцию, условиями формирования которой выступают игра и общение, а средством - речь» .
Важно отметить, что игровая деятельность является не только психологическим механизмом развития эмоциональной сферы, но структура игры такова, что она становится одновременно и условием эмоционального благополучия ребенка, а следовательно, и условием общего поступательного развития личности. Игра дает возможность не только развиваться, но и снимать эмоциональное напряжение, стабилизировать негативные эмоциональные переживания и повышать общий уровень эмоционального благополучия.
Эмоции ребенка в дошкольном детстве все больше освобождаются от импульсивности и сиюминутности. Развитие индивидуальности проявляется в обособлении от других и одновременном отождествлении себя со значимыми другими. Развиваются чувства справедливости, ответственности, привязанности, закладываются социальные эмоции и способность эмоционально предвосхищать результаты своих и чужих поступков.
Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане .
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности .
Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др. .
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.
Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи .
Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх - шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам . Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний .
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру .
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - писала она .
Искусство воспитания - это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых - наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда - педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра - это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила .
«Воспоминания детства - это всегда
воспоминания чувства
и воспоминания - образов».
П. П. Блонский
Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психи-ческая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой ле-жит в преимущественном развитии эмоциональной сферы»
Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно-значимыми, устойчивы-ми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им уда-стся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения.
Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удиви-тельно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям, детство остается неза-бываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое про-шлое, человек невольно связывает детство с определенными, эмоционально-окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.
Мир для ребенка начинается с чувств и отражается в его переживаниях: чем богаче, ярче переживание, тем самобытнее личность ребенка.
Педагогическая работа ДОУ выстраивается на единстве постижения, действования, переживания и других компонентов-познавательного, и деятельностно-практического. Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мысли-тельных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, от-ношении к окружающему миру. Все три компонента, находясь во взаимосвя-зи, - своего рода векторы, к которым сводится многообразие педагогического воздействия.
Под эмоциональной сферой личности ребенка мы понимаем сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина); чувств (нравственных, эсте-тических, познавательных) и состояний (тревожность, неуверенность).
Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно в первые семь лет жизни ребенка.
Цель моей педагогической деятельности : научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмо-циями.
Для осуществления поставленной цели я определила для себя следующие за-дачи:
- создать условия для развития эмоциональной сферы дошкольников;
- развивать эмоциональную сферу детей во всех видах деятельности;
- расширять словарь детей эмоциональной лексики, овладевать поня-тиями, соответствующими тому или иному состоянию;
- понимать внешние признаки выражения эмоций, как положительных, так и отрицательных, границ их адекватного проявления;
- открывать ребенку моральный смысл представлений об эмоциях, побуждать к самостоятельным этическим размышлениям.
Все указанные задачи взаимосвязаны, я решаю в комплексе. Особое внимание уделяю работе с родителями, так как только в тесном контакте с семьей можно перестроить эмоциональную сферу ребенка, раз-вить у него уверенность в себе, умение получать огромную радость от обще-ния с окружающим миром. В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества.
Для создания эмоционального комфорта провожу родительские собрания в форме игр и викторин. В нашем детском саду созданы все условия для развития эмоциональной сферы ребенка. Благодаря систематической работе заметно повысился уровень разви-тия эмоциональной сферы у детей. Учитывая индивидуальность и оригинальность каждого ребенка, я про-должаю создавать условия для развития эмоциональной сферы.
Кем бы ни были наши дети в будущем, мы надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь.
Приложение 1: .
Приложение 2: Сказки гуляют по свету .
Список литературы.
- Гаврина Ч.Е. Учимся понимать друг друга.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций.
- Воспитатель в детском саду. № 5, 6. 2008-08.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор.
- Минаева В.М Развитие эмоций дошкольников.
- Жукова Р.А. Социально-эмоциональное развитие детей.
- Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника, игры, упражнения.
- Семинака С.И. Уроки добра.
- Эмоциональное развитие дошкольников. (Под ред. А.Д. Кошелевой.).
- Формирование нравственного здоровья дошкольников (Под ред. Л.В Кузнецовой).
- Ребенок в детском саду. № 5, 2004