Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи. Дидактические игры со счетными палочками Упражнения со счетными палочками для дошкольников


Учителя-дефектолога

Любови Васильевны Бызовой

«Система упражнений со счетными палочками

для детей раннего и младшего дошкольного возраста

как средство развития мышления и речи ».

1. Методологическое обоснование.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша.

Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей .

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка . Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей . В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину и пр. У него развиваются познавательные и практические действия.

Конструирование способствует совершенствованию речи детей , так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений, овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий» , «широкий – узкий» , «длинный – короткий» .

Известно, что развития речи зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук : если она соответствует возрасту , то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие , способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством , повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

В раннем возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях :

Тренировка мышечно-связочного аппарата;

- развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми, упражнениями на координацию движений пальцев руки, конструированию из строительного материала я предлагаю использовать в работе с детьми раннего возраста систему упражнений со счетными палочками .

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление , сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками.

Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления , развивают глазомер , что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.

2. Цель и задачи

Развивать наблюдательность , любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.

Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.

Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.) .

Развитие интереса к конструированию (выкладывают постройки по образцу, по словесной инструкции) .

Формировать интерес к познавательной деятельности, расширять элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.

Обогащать словарный запас.

Развивать восприятие , внимание, память, мышление .

Воспитывать у детей умения прибирать за собой (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки) .

3. Условия, которые необходимо соблюдать при использовании системы упражнений со счетными палочками при работе с детьми раннего возраста .

Детям раннего возраста необходимо предлагать крупные, двух-трехгранные счетные палочки , так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или дорожку. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

4. Система упражнений со счетными палочками для детей раннего возраста .

В работе с детьми раннего дошкольного возраста я предлагаю следующую систему упражнений со счетными палочками . Работа со счетными палочками состоит из трех этапов. На каждом этапе, необходимо применят три формы.

Первый этап. Конструирование из 2 палочками .

См. приложение 7

Форма : 1) работа по подражанию.

См. приложение 1

Педагог предлагает ребенку собрать фигуру, вместе со взрослым. Ребенок должен выкладывать счетные палочки так же как взрослый .

«Дорожка»

Смотри это дорожка!

Положи палочку вот так . Эту палочку положи рядом . Вот так. Получилась дорожка, как у меня!

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

Молодец! Что ты собрал? Правильно дорожку!

Форма : 2) работа по образцу.

См. приложение 4

Педагог заранее готовит на листе бумаги схему 1 :1 фигур и предлагает выкладывать счетные палочки по рисунку , накладывая их.

Педагог за ширмой заранее собирает фигуры, убирая ширму, называет фигуру или спрашивает у ребенка : «Что это?» Предлагает собрать : «Сделай такой же!»

«Домик» , «Крыша»

Смотри, что это нарисовано? Правильно домик. Давай сделаем такой же. Молодец! Очень красиво! Что ты сделал? Правильно дом!

Форма : 3) работа по представлению.

Переходить к сбору рисунка по памяти можно начать только после того, как малыш будет уверенно собирать фигуры, глядя на картинку. Для этого надо попросить ребенка собрать фигуру.

Отгадай загадку?

Сто дощечек – грудь вперед

Окружили огород.

Сто еще таких же - рядом

Встали дружно перед садом.

Правильно, забор! Сделай забор из счетных палочек . Умница, очень красиво. Что ты сделал? Заборчик!

Переход на следующий этап осуществляется, когда ребенок собирает фигуры по памяти.

Работа на 2 и 3 этапе выполняется аналогично с 1 этапом.

Второй этап. Конструирование из 3 палочек .

См. приложение 8

Форма : 1)работа по подражанию.

См. приложение 2

Форма : 2) работа по образцу.

См. приложение 5

Форма : 3) работа по представлению.

Третий этап. Конструирование из 4 палочек .

См. приложение 9

Форма : 1)работа по подражанию.

См. приложение 3

Форма : 2)работа по образцу.

См. приложение 6

Форма : 3)работа по представлению.

Приложение 1

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 2 счетных палочек

1)Постройка «Дорожка»

Стихотворение «Дорожка» .

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

Загадка про дорогу.

От дома начинается,

У дома и кончается.

2)Постройка «Дом» , «Крыша»

Стихотворение «Мой дом» .

Посмотрите : это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

Приглашаете? Войдем!

Стихотворение «Крыша» .

Если есть крыша

И лестница есть,

Можно на крышу

Пол лестнице влезть.

Можно по крыше

Побегать потом,

И можно лечь, развалиться .

Все можно.

Нельзя забывать лишь о том,

Что с крыши можно

Свалиться!

В. Данько

Загадка про дом.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый.

3) Постройка забор

Загадки про забор.

Отгородит от дома бор

Дощатый новенький… (забор)

Стихотворение «Забор»

Палочки поставим вряд

И спрячем от лисы цыплят.

Приложение 2

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 3 счетных палочек

1) Постройка «Стрелочка»

Без глаз, без крыл, летит, свисти, больно бьёт. (Стрела)

2) Постройка «Треугольник»

Стихотворение «Треугольник»

У треугольника три стороны,

Они могут быть разной длины.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольник - три угла,

Посмотрите детвора :

Три вершины очень острых -

Треугольник – «остроносый» .

Стороны в нем тоже три :

Раз, два, три – ты посмотри.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольный треугольник

Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,

И на ушки рыжей белки.

Угловатый очень с виду

Он похож на пирамиду!

3) Постройка «Молоток»

Стихотворение «Молоток»

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук, тук,

И в подметку,

И в каблук.

Загадка о молотке

Туки-туки -

Перестуки,

Если взял

Меня ты в руки,

Так не бей же

Как попало ,

Чтоб по пальцу

Не попало .

Приложение 3

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 4 счетных палочек

1) Постройка «Стул»

Стихотворение «Стул»

Это стул. На нем сидят.

Загадки про стул.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Отдохни-ка ты на.

Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит.

2) Постройка «Стол»

Стихотворение «Стол»

Это стол. За ним едят!

Загадки про стол.

Под крышей - ножки,

На крыше - ложки,

А рядом с ними -

С похлёбкой плошки.

Под одной крышей четыре брата живут.

3) Постройка «Флажок»

Горит на солнышке

Как будто я

Огонь зажег.

4) Постройка «Квадрат» , «Окошко» .

Стихотворение «Квадрат»

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Стихотворение «Квадрат»

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире.

Стихотворение «Квадрат»

Словно стол стоит квадрат.

Он гостям обычно рад.

Он квадратное печенье

Положил для угощенья.

Он - квадратная корзина

И квадратная картина.

Все четыре стороны

У квадратика равны.

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг - (квадрат)

Стихотворение «Окно» .

День за днем идет кино

На экране этом.

Солнца, зелени полно

На экране летом.

А зимой – синеет лед,

Снег летит, играя.








Обучающая задача: закреплять у детей дошкольного возраста навыки счета, обогащать словарный запас.

Развивающая задача: развивать внимание, память, речь, представление и восприятие, логическое мышление, воображение, волю, навыки действия в группе.

Воспитательная задача: воспитывать усидчивость, вежливость.

Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка), образцы пиктограмм.

1. «Мы - счетные палочки»

Воспитатель собирает детей возле себя и показывает коробку счетных палочек. Предлагает с ними поиграть, но начать игру с превращения: «Мы с вами - счетные палочки. Будем ровненько стоять, прижав руки, как палочки в коробке. Когда я вас рассыплю, нужно разбегаться (но руки держать прижатыми). Затем я буду давать команду, по сколько палочек вместе складываться».

Игра начинается, воспитатель «собирает» палочки по 1, 2, 3, 4, 5.

2. «Выложим пиктограмму»

Цель: развивать логическое мышление, представление и восприятие, логическую память, внимание.

Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка) .

Воспитатель предлагает посмотреть, что такое пиктограмма и какие они бывают, обращая внимание детей на образцы пиктограмм.

Педагог объясняет, что пиктограмму можно выложить из счетных палочек, показывает образцы пиктограмм и предлагает сложить такие же. После этого можно дать другие задания: выложить без образца машину, флаг, чемодан и т. д.

Можно предложить детям подумать и выложить свою пиктограмму, объясняя, что за фигуру они сделали.

3. «Описание»

Цель: обогащать словарный запас; развивать волю, внимание; воспитывать усидчивость.

Воспитатель предлагает всем сесть в круг и, передавая друг другу палочку, сказать про нее какое-нибудь слово.

I вариант - какая она (прилагательные): белая, пластмассовая, гладкая, ребристая и т. д.

II вариант - что с ней можно делать (глаголы): складывать узоры, стучать, ковырять и т. д.

4. «Дворники»

Цель: развивать движения, воспитывать вежливость, развивать навыки действия в группе, внимание.

Материал: счетные палочки (желательно разных цветов) по одному набору всем детям.

Воспитатель рассыпает все счетные палочки по группе. Дети становятся вокруг и по сигналу взрослого начинают собирать счетные палочки в коробку. Если все они разного цвета, то дается задание наполнить коробку побыстрее. Если палочки одинаковые, то сначала предлагается собрать по 5 палочек, затем - по 10 палочек. При этом главное - не толкаться и не обижать друг друга.

Игру можно повторить несколько раз.

5. «Составим рассказ»

Цель: развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.

Дети садятся в круг и, передавая друг другу палочку, составляют про нее рассказ, причем каждый говорит одно предложение. Начинает рассказ воспитатель: «Жила-была одна счетная палочка, и лежала она в коробке с остальными…».

Воспитатель может записать рассказ и потом прочитать его детям.

6. «Расслабление»

Цель: учить детей расслабляться, снимать лишнее напряжение.

Воспитатель говорит: «Вы сегодня играли со счетными палочками и сами ими были, давайте снова в них превратимся». Затем воспитатель берет каждую «палочку» - ребенка - и укладывает ровно друг за другом на пол. После этого воспитатель говорит: «Вот все счетные палочки наигрались, я их в коробку сложил(а). Теперь все палочки лежат спокойно, им тепло, уютно. Спою им колыбельную».

Воспитатель может спеть сам или включить какую-либо спокойную музыку.

Занятия со счетными палочками подготовила О. Ксёнда

Любовь Николаевна Рослякова

Цель : развитие логического мышления.

Задачи :

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

Воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Условно можно разделить на несколько групп :

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур

- по образцу :

По указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек , сравнить по величине полученные квадраты :


из 10 палочек выложить 3 квадрата :


По указанию величины фигуры,

например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки , или большой квадрат со стороной длиной две палочки ;

2. с выкладыванием изображений предметов

- по образцу :



картинки из библиотеки МААМ :

По устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек , сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу , построить квадратное окно из 4 палочек , на чердаке – треугольное окно из 3 палочек :


аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика :



затем изменить форму крыши у последнего домика, сделать ее в форме трапеции :


- по замыслу :




3. с преобразованием геометрических фигур : добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур) :

1) из 8 палочек выложить квадрат , добавить еще 4 палочки так , чтобы разделить его на 4 равных квадрата :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата :


или переложить 3 палочки – получить 3 равных квадрата :


или переложить 4 палочки – получить 3 равных квадрата :


2) у левой фигуры убрать 3 палочки – получить 3 квадрата :


3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки – получить 3 равных квадрата :


4) у левой фигуры переложить 2 палочки – получить 3 треугольника :


5) из 15 палочек сложены 5 квадратов , убрать 3 палочки , чтобы осталось 3 таких же квадрата :


6) выложить из 6 палочек треугольник , добавить еще 3 палочки так , чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника :



убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных треугольника :


7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата, есть 2 правильные решения :



4. с преобразованием изображений предметов :

1) переставить 3 палочки , чтобы рыбка плыла в другую сторону :


2) переставить 3 палочки так , чтобы стрела была направлена в другую сторону :


3) переложить 2 палочки , чтобы теленок смотрел в другую сторону, но хвостик должен быть направлен вверх :


5. , в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания) :

1) из 9 палочек выложить 6 квадратов :


2) переложить 2 палочки – получить 7 квадратов :


переложить еще 4 палочки – получить 10 квадратов :


Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.

Публикации по теме:

Развивающая игра «Смешные названия» (Детям от 6 лет) Цель игры. Развивать умение правильно образовывать разные формы существительных, согласовывать.

«Перемешанные картинки" Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие.

Дидактическая игра «Божья коровка». 1-й вариант: Цель: закрепить соотнесение цифры и количества предметов (средняя – старшая группы). Ход.

Дидактическая игра «Маски настроения» Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях людей, распознавать характерные.

Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек, элементарно видоизменяет их. Даются задания с постепенным усложнением. Ребенок составляет из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, мебель, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем опять предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Упражнение «Делай как я»

Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:

а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? {На квадрат.),

в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?

г) сложите такую лодку:

д) сложите такую вазу:

е) сложите такую конфету:

ж) сложите телевизор:

з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.

Задания на конструирование и трансформацию

Упражнение 1

Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Упражнение 3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Упражнение 4

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

Упражнение 5

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Упражнение 6

В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

Упражнение 7

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

Упражнение 8

В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

Упражнение 9

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

Упражнение 10

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

Упражнение 11

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

Возраст от двух до трех лет называют «годом большого скачка». И действительно, между двумя и тремя годами у ребенка блестящие достижения: интенсивно развивается речь, появляется целенаправленность, осознание самого себя, социальное взаимодействие со сверстниками. Дети овладевают творческими видами деятельности: рисованием, простейшими формами конструирования, у детей появляется способность к фантазированию, закладываются основы интеллекта.