История рождественской (новогодней) ёлки с XVI века до наших дней. Елка на новый год фото Елка новейшая история
Украшаем, наряжаем, водим хороводы, а знаем ли мы, откуда взялась рождественская красавица и какова история новогодней елки? Едва на улицах, в общественных местах и домах появляются елочки, лица людей светлеют. Словно каждый тут же вспоминает, что в жизни случаются чудеса.
Душа раскрывается навстречу сказке, красоте, переменам. Среди зимы, когда световой день короток, всем очень нужны эти светлые чувства. И пробуждают их в нас запахи хвои и мандаринов, разноцветные ёлочные украшения и игрушки, .
Все ждут этот праздник с верой, что именно в этом Новом году всё будет хорошо. А сколько радости приносит детям и взрослым появление и украшение новогодней ёлки!
Древние обряды и христианское Рождество
В Новогоднюю Ночь множество незнакомых друг с другом людей собираются вместе вокруг наряженных елочек. Берутся за руки и кружатся в хороводе, распевая песни и зажигая разноцветные огни и свечи. Никому и в голову не приходит, что они совершают обряд, пришедший из очень-очень давних времен.
Можно попытаться проследить его корни, и окажется, что даже украшение ёлки – это некий священный ритуал задабривания духов.
У нас на Руси, украшали:
- березку, если просили женского счастья, материнства, любви, красоты и здоровья.
- осинку, если хотели избавится от болезней и напастей.
- дуб, если требовалась мужская сила и житейская мудрость.
Каждое дерево, могло что-то дать людям. И в каждом наши предки видели источник жизненной силы.
В древности деревья символизировали связь между земным и потусторонним миром у многих народов. Корни идут из Земли-Матушки, а ствол и ветки тянутся к Отцу-Солнцу. Трудно придумать что-то более символичное для выражения таинства жизни.
Человек, крепко стоит на земле, но тянется к светлому и чистому, верит в высшие силы и ищет поддержки в небесных высях.
Например, кельты чтили ель. Для них это священное древо, дерево вечной жизни. Ведь она всегда зелена и не сбрасывает листву.
У древних славян ели были неотделимы от мира мёртвых, который неразрывно связан с миром живых. Они считались деревом, забирающим плохую энергетику и возвращающим ослабленному, болящему человеку силу и здоровье.
Культа почитания елей у славян не было. В отличие от березки, которая считалась древом, дарящим жизнь и радость.
Еловые леса были местом таинственным и мрачным, где в изобилии водятся лесные и болотные духи. Зато ведуны и мудрые старцы часто выходили к людям именно из-под еловых лап. Словно появлялись из таинственного потустороннего мира.
В средневековой Европе, как замена пальмовым ветвям, которыми приветствовали Вход Господень в Иерусалим первые христиане, появились священные ветви ели.
У германцев тогда же возникла легенда, будто Святой Бинифатий срубил дерево бога Одина. И предсказал, что на пеньке вырастет ель, как символ победы над смертью.
Причем не говорится, что это было за дерево и не воткнули ли в пенек еловое семечко. Ну, а чем было еще заменить пальму? В каждой стране свои деревья.
Появление Рождественской Елки в России
Вернемся к истории рождественской елки в России. Современный обычай приносить в дом и украшать елочку пришёл в Россию в 17 веке. Тогда Петр Первый издал указ об украшении домов и улиц наряженными елками по примеру европейских городов.
В богатых домах, в дворянских собраниях, дворцах стали ставить рождественские елки. Благо недостатка в них в наших лесных краях не было. Возле украшенных пряниками, сладостями и игрушками елок водили хороводы, видимо позабыв, что это наследие славянских верований. Церковь этому не препятствовала.
Так, две традиции раличных регилий гармонично соединились воедино на радость людям.
Украшением лесной красавицы служили фрукты, сладости, фигурки зверей и сказочных персонажей. Таким образом, изображалось райское дерево из христианства и обычай задабривать духов из язычества .
Еще одно доказательства живучести древних верований. В том или ином виде они попадают в новые религии и срастаются с обрядами самым естественным образом.
Современный вариант фруктов – разноцветные шары. Вместо нынешних игрушек на елке развешивали фигурки божеств, чтобы просить их о милости. Обязательно присутствовали фигурки – сурового славянского бога, повелевающего Зимой. Правда, выглядел он не таким симпатичным и добрым, как сейчас. Это было грозное божество, которое следовало умасливать и бояться.
- По поверьям появление духа предка сопровождалось мерцающими огоньками . Именно поэтому, ещё одним символом Нового года стали гирлянды мерцающих огней. Считалось, что Новый Год – время обновления и возрождения и только в это время души умерших могут общаться со своими потомками.
- Ни одна ёлочка не обходится без блестящей мишуры , словно текущей с ветвей. Это символ ткущей воды и бренности жизни. Таким образом, на прадеды просили дождя и богатогоурожая.
- Звезда на вершине – это вершина оси мира, где живет путеводная Полярная Звезда. Именно по ней находили дорогу древние мореплаватели и путешественники.
- Когда ребятня в образе заек, мишек, лисичек, снежинок , кружится вокруг ёлки, мы не задумываемся, что это отголоски древнего ритуального хоровода. Древние славяне одевали шкуры животных и плясали вкруг костра в зимнее равноденствие. У каждого народа свои обряды, и они во многом похожи.
Обычай наряжать елку (или другое дерево), заложено у в подсознании. И досталось нам от наших далеких предков, которые ежегодно проводили священный обряд Сотворение Мира .
Уважительное отношение к деревьям проявлялось в их украшении различными предметами. Их использовали для священных костров, для зажигания очагов. Одни народы наделяли силой к кипарисы, другие — сосны, ясени, третьи — эвкалипты, четвертые — березки.
С древности люди не сомневались, что растущие в лесу деревья проживают ту же жизнь, что и человек: любят, дружат или враждуют. Считалось, что в них скрыта целительная и животворящая мощь.
Непостижим образом, легенда о появлении на свет Бога Солнца (когда начинает уменьшаться ночь и прибывает день) и решение о праздновании Рождества Христова соединились воедино, почти в одни и те же дни зимнего солнцестояния.
Интересный факт
Таким образом, мы отмечаем Рождество и зарождение, дарящего жизнь всему сущему, божества, одновременно.
В России — чуть позже, так как рождество в России перенесено на 7 января вместо 25 декабря, как в Европе.
Про Йольскую Елку
Йоль — праздник древних германцев, когда зарождается Солнечный Король, дарующий тепло Земле и людям.
Раньше других подобное перевоплощение случилось в средневековой Германии, где древний праздник солнцестояния назывался Йоль, а рождественская елка до сих пор называется йольской.
В эту ночь происходило рождение Короля Дуба (Солнечного Короля), а на замерзшую землю приходило желанное тепло. Они радовались, жгли костры, просили о благоденствии и богатом урожае.
Дети ходили по домам,вручали соседям и друзьям дары. Корзинки из еловых веточек и пшеничных колосьев, наполненных яблоками в муке.
- Пшеничные колосья ассоциировалась с будущим урожаем.
- Яблоки — с Солнцем.
- Мука — с достатком.
- Вечнозеленые ветки — с бессмертием.
Все это сопровождалось песнями, танцами, сожжением йольского полена, а также одеванием праздничного наряда на йольское дерево.
Йольским древом, служила конечно же, сохраняющая зеленый цвет в течение всего года елочка, ель, елка. Во время обряда она украшалась прямо в лесу. Потом ее срубали и приносили в дом. Ставили на стол, увешивая сластями, яблоками и свечами.
Когда же население Германии приняло христианство, то в рождественских празднованиях нашлось место для лесной красавицы, йольского дерева.
Где появилась первая Рождественская елка
До сих пор ученые не располагают точными сведениями о том, где произошла первая официальная установка рождественского дерева. Документально подтверждённым фактом является церемония, проводившаяся в Риге в 1510 году, но подробностей об этом событии нет.
Есть и другие претенденты, желающие получить статус первого города Рождественской Елки. В 2010 году за этот статус активно боролись несколько городов, включая и Вильнюс. Официальное признание обеспечило бы приток в казну денег от туризма, поэтому война разгорелась нешуточная.
И хотя споры о ёлочном приоритете по-прежнему продолжаются, в 20 веке на Ратушной площади Риги была установлена памятная плита, с надписью, что именно в этом месте стояла первая Рождественская Елка.
В 2011 году эстонцы приводили доказательства, что это Таллин был местом, где впервые установили такую ёлку. Правда, случилось это, якобы, в 1154 году, когда еще и упоминания о самом городе не было.
Все это стало основанием для развязывания «ёлочной войны», не получившей дальнейшего развития в прибалтийский странах. В Ригу по-прежнему прибывают туристы, считая ее городом Первой Рождественской Ёлки. Ну, а Таллину приходится только завидовать, как соседи собирают туристические денежки в городскую кубышку.
Российская новогодняя елка — особенности
В нашей стране Елку ставят накануне Нового Года, а не на Рождество. И она стоит в домах до самого Старого Нового года. Такие уж у нас особенные традиции. Мы удивляем европейцев, что у нас есть не только Новый Год, но и Старый Новый Год. Все эта череда праздников, возникла сама собой, в связи с изменениями календарей в 20 веке.
Даты перенесли, мы стали жить в едином временном интервале с Европой. И праздников у нас стало больше. сложились:
- из 1 января (Наступления Нового года),
- 7 Января (православное Рождество),
- 14 января (Новый Год по старому стилю) и
- прихватили еще и Крещенье (19 января).
У нас в России нет привязки к Рождеству. Исторически сложилось, что елку мы наряжаем и украшаем, чтобы встретить Новый Год и проводить Старый. Благодарим прошедший и надеемся на исполнение желаний в наступающем.
В самом деле, почему бы не устраивать праздничные гулянья, если гостья всех январских праздников украшает наши улицы и дома целый месяц.
Примечание
А сейчас и дольше, поскольку используются искусственные не осыпающиеся елки и ели. С городских улиц и площадей праздничную иллюминацию уберут только в феврале.
Пусть сбудутся Мечты и Надежды в Новом 2019 году у каждого, кто верит в чудеса и обязательно у тех, кто не верит в них вовсе. Обойдитесь без излишеств, отдохните с детьми, устройте выезды в зимний лес, чтобы длительные праздники подарили вам энергию и силы. А уж елочка позаботиться о том, чтобы даровать удачу, не зря же вы ее украшали и наряжали, задабривая древних духов.
Тихо в лесу. Снег укрыл опушки, перелески и просеки, забрался в лесную чащу, расположился под стволами. Каждое дерево, каждая веточка отмечена снежными росчерками. Днем снежинки искрятся под тусклым зимним солнышком, ночью перемигиваются со звездами в лунном свете. Больше всего снега задержалось на еловых лапах. Среди всех молоденьких ёлочек, выбежавших на просеку, выделяется одна – стройная двухметровая красавица, статная и пушистая. На одной из веток – красная ленточка, а это значит, ёлочка кому-то приглянулась, и скоро ее заберут в избу.
От недальней деревеньки слышится песенка «В лесу родилась ёлочка…». Потрескивает морозец, ветер слегка покачивает еловые лапы, а ёлочка ждет мужичка с топориком…
Песенка о новогодней ёлочке известна каждому с детства. Ель прочно ассоциируется у нас с лучшим из праздников – Новым годом. Но вот задумывались ли вы о том, почему именно ёлка стала новогодним деревом, откуда пошла эта традиция?
История новогодней ёлки довольно занимательна…
В Древней Руси под Новый год украшали любые деревья. Почему? В древности очень сильна была вера людей во все сверхъестественное и, в частности, в магию растений.
Существовало поверье, что во всех деревьях живут добрые духи, помогающие людям. И никто не хотел этих духов обижать, поэтому возле дома украшали все имеющиеся деревья, не делая меж ними различий.
Справедливости ради надо отметить, что встречали Новый Год (а точнее, праздник Новолетия) наши предки, древние славяне, не зимой, а весной, 1-го марта. Даже поговорка такая была: "Как над землёй поработаешь, так и год проведёшь».
Указом Великого князя Московского Ивана III от 1492 года празднование Новолетия было перенесено с весны на осень, на 1-е сентября, дабы совместить его со сбором податей и окончанием страды.
И вот когда праздник из весеннего и осеннего стал зимним, задумались об украшении не всех деревьев, а какого-то одного. Но и тогда этим деревом не стала ель.
На Руси ель вообще считалась недобрым символом, да и деревом не очень полезным.
И то правда – еловый лес темный и сырой, древесина ели особой ценности не представляет, шишки ее не съедобны.
У древних славян ель символизировала смерть, отсюда и традиция отмечать дорогу из дома умершего еловыми ветками.
В Библии ель называют жилищем аиста, а у христиан аист считается птицей нечистой, поэтому и прибежище нечистой птицы посчитали тоже нечистым.
Среди православных ель считалась прибежищем нечистой силы. О тех, кто водил свадебный хоровод вокруг ёлки, говаривали – «Венчались вкруг ели, а черти им пели».
Над входом в кабак ставили ёлку (причем она стояла там весь год, даже с осыпавшейся хвоей), и в русский язык вошло выражение «Идти под ёлку», то есть идти в кабак, а известное словосочетание «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханьем. Так что никакого почтения на Руси к ёлке не было, поэтому и в голову никому придти не могло делать ее праздничным деревом. А отсюда напрашивается вывод, что новогодняя ёлка – традиция не русская, а заграничная (если уж совсем точно, то немецкая).
И тому есть историческое подтверждение.
Вернулся Петр I из очередной поездки по Европе и привез оттуда, помимо знаний полученных, некоторые традиции новомодные, как то - бороды боярам брить, трубки курить, одеваться в европейский сюртук и праздновать начало года по-европейски - в январе. А был тогда царь Петр в Германии, там и увидел, что улицы да площади ёлками украшают, а на домах да воротах ветки еловые развешаны. Но то была совсем даже не ель, а пихта. Она похожа на ель, но хвоя у нее несколько иная, отчего дерево и без украшений выглядит пышно и нарядно. В Европе она встречается чаще ели, и изначально именно пихту выбрали там в качестве новогоднего, а точнее, «рождественского» дерева.
В Германии есть легенда о том, как английский миссионер 8 века Бонифаций обратил в христианскую веру одно из языческих племен на севере Гессена, близ Гайсмара. Неподалёку от пограничного укрепления франков росло священное для германцев-язычников дерево - Дуб Донара (Дуб Тора), и Бонифаций, чтобы показать бессилие языческих богов, решил срубить его. Перед этим он сказал: «И узрите - пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Язычники, присутствовавшие при этом святотатстве, ожидали гнева своего бога, но ожидания оказались напрасными. Дуб был срублен. Они были поражены тем, как легко пала их святыня, и приняли христианство.
Из срубленного священного дуба Бонифаций распорядился возвести капеллу Святого Петра, а на его месте посадил пихту, символизирующую торжество Христианства над мракобесием Язычества.
Да где ж в России на всех пихт набрать? Из положения вышли, применив вместо пихты ее близких родственников – сосну, ель да можжевельник. Почему их? Да просто потому, что на фоне снега и голых веток берез да осин сочная зеленая хвоя смотрелась очень нарядно. Да и указ Петра I гласил: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... а людям скудным, каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь, а стоять тому украшению января в первый день".
Причем украшали так, преимущественно ветками, не жилище, а именно церкви, ворота домов, двор возле дома да улицы. Таким образом, ёлочка в дом на праздник еще не пришла. Однако после смерти Петра I украшать ёлками улицы перестали, и остались ёлочки только как обозначение питейных заведений.
А почему же в последствии все-таки именно ёлка стала новогодним деревом?
Поскольку в России пихты не являются повсеместно растущими деревьями, сосны очень высоки, можжевельники низки и порою не очень опрятны, а вот ёлок полным-полно – так, методом исключения, и стала ёлка новогодним деревом вместо пихты. Если в Европе и есть замена пихте, то это отнюдь не ель, а сосна, потому что ее хвоя длиннее еловой, что и придает сосне сходство с пушистой пихтой.
Именно еловыми деревьями, а уже не только ветками, стали украшать улицы, вытесняя с них сосну и можжевельник. Ёлочки ставили по краям ледяных горок, на катках. В Петербурге ёлками стало принято
обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву. Однако все это не имеет никакого отношения к нарядной новогодне-рождественской ёлке, установленной в доме и украшенной яблоками, орехами, бумажными розами, игрушками и свечами. Так как же пришла мысль забрать ёлку с улицы в дом и подобным образом украсить под праздники. И кто это впервые сделал?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Вернее, можно, но только на первую часть вопроса. Подобным образом на Рождество ёлки устанавливали в доме и украшали немцы, живущие в Петербурге. Да это и не удивительно - ведь подобная традиция родилась именно в Германии приблизительно в XVI-м веке, но только к середине XVIII века рождественская ёлка получила в Германии повсеместное распространение.
Упоминаний о рождественской ёлке нет ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни в повестях Сомова, Погодина и Полевого периода 1820-1830 годов. Что же получается? Уважаемые авторы, подробно описывая уклад жизни и устройство празднования, упустили столь важную деталь? Отнюдь нет! Вывод прост - в те времена рождественской ёлки, в привычном нам сейчас виде, просто не существовало! И только накануне1840 года на страницах газеты "Северная пчела" начинает упоминаться сама ёлка в качестве рождественского дерева и обсуждаться коммерческая сторона вопроса о покупке-продаже уже украшенных ёлочек.
Вот что было написано в одном из выпусков: "Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками и книгами составляет отраду детей... получить в праздник за хорошее поведение внезапное награждение..."
Точно определить, кто же первым поставил в доме ёлочку, практически невозможно. В повести С. Ауслендера "Святки в старом Петербурге" (1912 г.) можно прочесть, что первая рождественская ёлка была установлена в конце 1830-х годов государем Николаем I, после чего по примеру царской семьи ёлку стали устанавливать в знатных домах Петербурга.
К концу 1840 года рождественское дерево становится привычным предметом праздничного интерьера, распространяясь из Петербурга по всей России.
Но где бы ни родилась эта традиция, какое бы дерево ни было первым символом Нового года, мы ни на что не променяем ставшую такой родной ёлочку.
Наш сказочный Новый год напоен ароматами оттаивающей с мороза смолы и хвои, украшен увешанными игрушками еловыми ветками. И пусть он приходит поскорее, чтобы мы могли поздравить друг друга, подарить подарки и сказать
Живая елка – главный символ Нового года и Рождества. Множество производителей во всем мире культивируют новогодние деревья, чтобы в декабре Вы смогли купить елку на Новый год . Это Елка Датская, ель Русская, ель Норвежская (их иногда называют удмуртскими елями), ель Сербская, ель голубая колючая (Американская), сосна Русская, сосна Канадская, сосна Сибирская, сосна Австрийская, сосна Крымская, пихта Сибирская, пихта одноцветная, пихта Нордмана, пихта Фразера, пихта Конколор, пихта Белая, пихта Нобилис, пихта Ласиокарпа.
Некоторые из них не произрастают в нашей стране, но с развитием технического прогресса, транспорта и информационной осведомленности нам стала доступна возможность заказать их из зарубежных питомников и украсить свое жилище или офис к Новому году и Рождеству. Теперь это не только ель и сосна, но и другие, не совсем обычные деревья. В последние годы мы можем увидеть их в свободной продаже на нашем рынке или купить ель в .
Мы расскажем про основные виды новогодних деревьев , их сходства и различия. Какое выбрать именно для Вашего семейного празднества? Если Вы - гурман, то рекомендуем - попробуйте все. Каждое дерево Вас удивит и не оставит равнодушным. У каждого из них свой характер и свои особенности. Ну, а если Вы не испытываете ботаническую любовь к Рождественским деревьям , то мы попробуем помочь определиться, чтобы, придя на елочный базар или при поисках новогодней елки в интернет-магазинах, Вы смогли бы выбрать ту, которая подойдет именно Вам.
На что стоит обратить внимание при выборе новогоднего дерева
Перед тем как думать, где купить новогоднюю елку , сначала постараемся понять, что же нам важно от праздничного дерева, какие его характеристики и особенности имеют для нас наибольшее значение.
- Наверное, важно знать - есть ли запах у рождественской елки или сильные запахи Вам не нравятся? Представили? Если Вы предпочитаете пластиковый запах, тогда Вы не на том сайте, и лучше нас покинуть или прочесть статью
- Каков цвет хвои - ярко-зеленый, или серовато-зеленый, или, возможно, благородно голубой?
- Для кого-то важно, насколько живая ель пушистая или достаточно ли у нее густая хвоя . Если густая, то появляется возможность сэкономить на игрушках. Кому-то нравится более рыхлое строение , чтобы игрушки можно было повесить не только снаружи, но и внутри кроны.
- А для кого-то наибольшее значение имеет форма кроны , она может быть ширококонической , чтобы эффектно занять большое пространство жилища или узкоконической , чтобы у Вас была возможность аккуратно поставить елку в угол, и оставить место для подарков и домочадцев.
- Не менее важно учесть и интересы самых маленьких и любимых членов семьи , поэтому стоит поинтересоваться, колются ли иголки у новогоднего дерева… у некоторых видов, например, у Датской елки, они на удивление мягкие.
- Знать бы еще - как долго не опадает хвоя живой елки или сосны?
- Насколько доступна для Вас новогодняя красавица, а то, может, она не водится в наших краях, или цена может быть не по карману.
Самая знакомая для нас живая елка: елка русская (обыкновенная)
Обычная русская ель – самое доступное и популярное новогоднее дерево в нашей стране. Ее свежий лесной аромат и зеленовато-темный цвет хвои ни с чем не спутать и, кажется, ничем не заменить. Она встречает нас во всех старых фильмах и знакома каждому с самого раннего детства. Главное ее преимущество – это доступность и, конечно же, запах хвои, достаточно сильный по сравнению с пихтами. Но она быстро осыпается, как и все елки, не стоит в теплом помещении более 10 дней, а хвоя достаточно колкая.
Вы спросите: «А как же елка Датская ?» - но, как таковой, она не является елью – на самом деле, это пихта кавказская или пихта Нордманна, которую в России стали называть елью Датской по названию основной страны экспортера.
Важно! Новогодние елки не стоит устанавливать в теплом помещении заранее
Приобретенную елку можно сохранить в прохладном месте, например, на балконе, до двух месяцев, достоверно можем Вас уверить. У некоторых наших сотрудников был опыт установки живой новогодней елки в качестве сюрприза на Восьмое марта (не подумайте, что он забыл установить ее на Новый год)!
Хранение
в прохладном месте срезанной елки почти в течение
трех месяцев
никак не сказалось на ее качестве. Таким образом, устанавливать и наряжать новогоднюю елочку – ель русскую, обыкновенную - рекомендуем за 2-4 дня до праздников.
Более детально познакомиться с этой русской красавицей можно в нашем каталоге:
Ель норвежская (европейская)
Норвежская ель (или Европейская елка ) по происхождению – та же обыкновенная, со всеми теми же характеристиками, но значительно более правильная с густой и "набитой" кроной . Такой вид достигается регулярной стрижкой и особым питанием. При выращивании в питомниках эти елочки часто стригут, в результате чего они обрастают множеством боковых ветвей , становятся пышными и выглядят гораздо более эффектно .
Если Вы увидите эту елку, то сразу поймете, почему она стоит значительно дороже обыкновенной. В остальном они схожи с русскими елочками – так же великолепно пахнут, но в тепле долго не стоят.
Более подробно о ели обыкновенной Европейской, а также норвежской, или удмуртской елке:
Сербская ель
Ель сербская по своим характеристикам схожа с елью русской, но имеет более узкую форму кроны. Самое интересное, что отличает ее от русской елки - это цвет хвои, который кажется зеленовато-серым благодаря тому, что зелёные иголочки снизу имеют белые полоски вдоль иголок. Выглядит эта рождественская ель благороднее, чем русская елочка. Хвоя у этого типа срезанного дерева в тепле держится недолго. Запах слабее, чем у русской елки.
Ель американская или колючая (голубая)
Необычно-обычное дерево родом из Северной Америки, которое можно использовать в качестве новогоднего – это Ель колючая (голубая). Образцы этих деревьев вы наверняка видели растущими у Кремлевской стены. У этой елки более толстый и крепкий ствол , крепкие ветки , в отличие от европейских елок, иголочки более крупные и могут иметь разные оттенки – от сизого до ярко-голубого.
В отличие от вышеупомянутых европейских елок, хвоя у этого дерева дольше не осыпается, но она самая колючая. Американская елка обладает сильным хвойным ароматом , поэтому ее лучше приобретать тем, кто любит сильные запахи или терпимо к ним относится. На нашем российском рынке ель колючая в качестве новогоднего дерева не так широко представлена, цена в 2-4 раза выше, чем у русской елки.
Ель Датская (Пихта Нордмана, Пихта Кавказская)
(она же пихта Нордмана, пихта Кавказская) заслуженно пользуется популярностью как самое любимое новогоднее дерево во всем мире. Это настоящий символ Рождественских праздников , семейного тепла и уюта. В отличие от елей ее иголки очень мягкие и пушистые , за что Датскую пихту обожают маленькие дети. Как все пихты, она практически не сбрасывает хвою, а только постепенно засыхает. Но при хорошем уходе и достаточном количестве воды в подставке не теряет своих декоративных свойств около 2-3 недель.
К особенностям этого дерева можно отнести то, что она почти не пахнет . По стоимости пихта Нордмана, из-за того, что выращивается в Европе, дороже русской или Норвежской ели. Следует обратить внимание, что цена этого дерева сильно зависит от качества формы кроны. В нашей компании можно купить пихты только высочайшего качества – Premium .
Живая датская ель настолько пушистая, аккуратная и красивая, иголочка к иголочке, что не раз мы на елочных базарах слышали от некоторых клиентов, что они пришли купить Датскую елку, а "искусственные нам не нужны", приходилось убеждать, что это живые. Конечно, при более близком знакомстве их уже невозможно спутать, живая елка создает в доме особенную атмосферу, которую невозможно заменить пластиковой имитацией. Более подробно о том, как пихта Кавказская стала елью Датской, читайте в нашем каталоге:
Пихта Фразера
Еще одно дерево, которое мы считаем эксклюзивным выбором самых требовательных покупателей – это пихта Фразера . Она сочетает в себе несколько достоинств и почти не имеет недостатков. Эта пихта очень красива – ее короткие, заостренные ветки идеальной формы, усыпанные темно-зеленой хвоей, растут так густо, что иногда их приходится раздвигать, чтобы найти место для украшений. Так же, как все пихты, она долго стоит, не осыпаясь. Ветки очень крепкие, их можно нагружать игрушками, не опасаясь, что они согнутся или сломаются.
Пихта Фразера обладает хвойным запахом с особенным, цитрусовым оттенком. Качественная, идеальная пихта Фразера импортируется к нам в Россию, а также в другие европейские страны и страны Юго-Восточной Азии из США, её морское путешествие длится около полутора месяцев. Так же, как все пихты, пихта Фразера очень долго стоит, не осыпаясь. Ее можно устанавливать в доме за 7-10 дней до Нового года, после чего она спокойно простоит все праздники.
Более подробно о Пихте Фразера смотрите в нашем каталоге:
В нашем магазине можно купить , который не только замечательно пахнет, но и незаменимый материал для множества новогодних поделок и способов украсить дом.
Пихта Ласиокарпа (субальпийская)
Пихта Ласиокарпа - довольно интересный выбор новогодней ели, который культивируется в Европе. Этот вариант – для настоящих гурманов и ценителей всего необычного в интерьере. Пихта имеет благородный темно-зеленый с голубым отливом оттенок мягкой хвои. Обладает приятным хвойным запахом . Форма кроны идеально коническая. К сожалению, она практически недоступна на российском рынке, так как пихта Ласиокарпа выращивается в небольших объемах и цена ее достаточно высока.
Если вы закажете пихту Ласиокарпа за 2-3 месяца до Нового года, то мы можем привезти ее специально для Вас.
Пихта Конколор (одноцветная)
Эта рождественская пихта также поставляется в основном из Европы и практически недоступна на нашем рынке как новогоднее дерево, однако ее можно приобрести в контейнере и впоследствии высадить в грунт. Она обладает хвоей удивительного голубоватого оттенка, иголки более крупные, чем у других пихт. Хвоинки имеют одинаковую окраску как сверху, так и снизу, в отличие от других видов пихты, у которых верхняя сторона хвои темно-зеленая, а нижняя имеет белые полоски, за что и получила свое название.
– красивое, очень пушистое дерево с хвоей серо-голубого цвета. Во многих странах ее наряжают на Рождество, но у нас она пока не очень популярна, хотя в 2016 году использовалась на улицах Москвы в декоре некоторых зданий по маршруту «Путешествие в Рождество» , где Вы наверняка ее видели. Эта живая пихта благодаря своим пушистым густым веткам идеальна для изготовления рождественских венков и уличных украшений. Но и наряженная дома, эта пихта – незабываемое зрелище.
Единственное, что стоит отметить – ее достаточно слабый, но не совсем «хвойный», скорее растительный, запах. Так что, если для Вас запах хвои - важный спутник Нового Года, Вам лучше выбрать другое дерево. Купить эту пихту в Москве которую достаточно сложно, но по желанию наших клиентов мы можем заказать ее заранее из Европы.
Сосна русская
Многие, кто хоть раз устанавливал на Новый год живую сосну , впоследствии возвращаются к этому выбору снова. Сосны обладают сильным хвойным смолистым запахом . К тому же, их крупные иголки очень легко убирать. У сосен крепкие ветки и если дерево надежно закреплено в подставке, то на нем можно разместить много украшений. Крона русской сосны сравнительно рыхлая, ажурная, так как эта сосна имеет большой годовой прирост, поэтому сосна имеет ярко выраженные отдельные мутовки с большим расстоянием между ними. Сосна обыкновенная русская вполне доступна и в интернете, и на елочных базарах. По цене сосна русская сравнима с елкой русской , она обойдется Вам лишь немного дороже.
Так же как ели, срезанные сосны не живут слишком долго. Для того чтобы продлить срок жизни сосны или елки в Вашем доме, можно использовать специальные в шипучих таблетках или в концентрированном растворе. Купить новогоднюю сосну не представляет никаких сложностей, множество российских питомников выращивают ее на продажу, и в нашем интернет-магазине можно заказать ее уже сейчас:
Сосна австрийская, сосна крымская, сосна черная
Сосна австрийская и ее аналоги имеет более темную хвою по сравнению с русской сосной , ствол не оранжевый, как у обыкновенной сосны русской, а очень темный, темно-серый, Дерево выглядит более пушистым , так как расстояние между мутовками у сосны австрийской меньше, чем у русской, и иголки крупнее. Как новогоднее дерево достаточно популярно на юге России, так как произрастает именно там (гористая местность Крыма, Кавказа).
Сосна сибирская, сосна кедровая (кедр сибирский)
Благородное таежное дерево с красивой темной хвоей, ровным стволом и шишками, содержащими съедобные орешки. Имеет более длинную хвою, чем обычная сосна, и выглядит более пушистой. Кстати, кедр сибирский не является кедром ботанически, он был так назван Петром I из «маркетинговых соображений», для того, чтобы увеличить продажи древесины сосны кедровой. Имеет промышленное значение как источник древесины и кедровых орехов. В качестве новогоднего дерева центральных районов России не культивируется. Может быть посажено в грунт в качестве декоративного дерева.
Сосна новогодняя Канадская совершенно заслуженно приобрела популярность во множестве стран мира. Это настоящая красавица, роскошная, пушистая . Ярко-зеленая хвоя, такая густая, что порой кажется, что украшения на ней будут только лишними. Ствол такого дерева может быть искривлен, но это не проблема, так как сквозь плотный хвойный конус его совсем не видно. Пахнет она не так сильно, как русская сосна , длинные иголки просты в уборке. Если сравнивать ее с нашей соотечественницей, сосной русской, то вид у нее гораздо более солидный и дорогой. Поэтому их стоимость существенно различается.
Следует помнить:
Ни одна срезанная ель, пихта или сосна не будет стоять у Вас дома более трех недель, поэтому елку и сосну желательно устанавливать не ранее, чем за 3-5 дней, а пихту за 7-10 дней до нужной даты. Подробнее о сроках жизни срезанных деревьев в статье: . Но можно заказать дерево заранее и сохранить его в прохладном месте, например, на балконе. Самый главный вопрос, где купить ель ? На нашем сайте Вы можете заказать живую новогоднюю елку в любое время, даже летом, и ее привезут Вам к указанному дню. Новогодняя ель с доставкой - это пока не совсем привычный сервис, но с каждым годом все больше людей начинают им пользоваться!
Надеемся, что эта статья немного прояснила для Вас вопрос, какую ель на новый год лучше выбрать . Желаем Вам приятных праздников, а мы постараемся, чтобы в нашем Вы смогли выбрать самые лучшие елки, сосны, пихты!
Встреча Нового года всегда ассоциируется с елкой. Многие, не задумываясь, ответят: «С Ёлочкой, яркой, веселой, в гирляндах и игрушках!»
Ёлка стала символом праздника, а эта сказочная традиция наряжать ёлку под Новый Год передается из поколения в поколение уже не одно столетие.
Почему именно Ёлку украшают под Новый год? Откуда пошел этот обычай?
История елки. В давние времена была традиция просто украшать различные деревья. Люди считали, что все деревья наделены доброй силой, что в них живут всемогущие духи. Поэтому они всячески задабривали этих духов украшениями. А украшали в основном яблоками, яйцами и орехами.
Ель же всегда занимала первое место среди деревьев. Ее считали райским древом бессмертия, символизирующим саму жизнь. Ведь ель – это вечнозеленое растение (что с трудом укладывалось в головах наших далеких предков), а если не как все деревья, значит волшебное! Они считали, что ель пользуется особыми привилегиями у Солнца, ведь оно позволяет ей быть всегда зеленой.
В Древней Греции ель считали священным деревом надежды, вечной жизни всего живого. Считается, что троянский конь был построен из ели.
Первые украшенные ёлки появились в 1605 году во Франции в Эльзасе. "На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру"- это сведения из летописи. Эту идею быстро переняли германцы, а затем и вся Европа. Правда, сначала ёлки можно было увидеть только в домах самых богатых дворян. Для тех, кто сетует на то, что праздники в наши времена обходятся не дешево, да и цены на ёлочки «зашкаливают», отмечу, что в 19 веке за ёлочку с украшением нужно было заплатить от 20-200 рублей. За 20 рублей в те времена можно было купить отличную корову, а за 200 рублей красивейший дом под Петербургом.
В России новогодний праздник стали отмечать с 1700 года. Инициатором этого стал Петр I. Он ввел новое летоисчесление от Рождества Христова, как во всей Европе, а не от сотворения мира. К сожалению, эта традиция не прижилась, и после смерти Петра, про празднование Нового Года забыли. Возродилась эта удивительная традиция лишь во времена правления Екатерины II. Украшать же хвойные деревья начали только во второй половине 19 века. А первая ёлка, наряженная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году.
Как же выглядела праздничная древняя ёлка?
"На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Так описывал Гофман волшебную Ёлку в своей сказке Щелкунчик.
Вот она история елки. Именно так и наряжали елки в те времена. Разрисованная яичная скорлупа, яблоки и орехи, завернутые в цветную бумагу, золоченые нити, бусы, фигуры из соленого теста, свечи. Все эти украшения любят мастерить дети и в наше время. Несмотря на разнообразие елочных игрушек в магазинах. Первые стеклянные шары появились в середине 19 века. Поэтому общепризнанными «старинными» елочными игрушками считаются игрушки, выпущенные до 1966 года. Это в основном шары с советской символикой, самолетики, космонавты, кукурузные початки
Куда лучше поставить елку?
Всегда найдется место для лесной красавицы у нас дома. Если ёлка большая, целесообразно поставить ее на полу, если ёлочка помещается на столе, то можно и на столе, будет вместе с вами отмечать праздник. Только вот никому не приходит в голову прикрепит ёлку к потолку. Разрушить стереотипы страшно, наверное… А вот 400 лет назад, когда обычай заносить ёлку домой только зарождался, в Германии было принято крепить ее к потолку, причем обязательно верхушкой вниз. Необычно и неудобно.
Современные Новогодние Ёлки
В наше время елки устанавливают на всех крупных площадях городов.
В Италии пушистую красавицу ставят в Риме на площади святого Петра. В Лондоне на Трафальгарской площадь это самый центр города. В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре. А вот интересное месторасположение плавучей ёлки в Рио-де-Жанейро, она устанавливается на озере Лагоа. Самая высокая ёлка мира, высотой 112 метров, была установлена в Мехико на одном из центральных проспектов в 2009 году. В столице ОАЭ в 2010 году ёлку украсили шарами из чистого золота стоимостью 12 миллионов долларов.
Мода на елки и украшения настолько набрала обороты, что знаменитые дизайнеры выпускают целые коллекции новогодних украшений.
Зеленая красавица надежна прижилась в сердцах и домах людей. Каждая семья старается как можно изысканней и оригинальней украсить свою ёлочку. Мне кажется история новогодней елки на этом не заканчивается, она еще удивит нас чем-нибудь необычным!
Хотелось бы закончить красивой и доброй легендой о Праздничной Ёлке.
«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.
Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.
Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.
С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.
«Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»
Но ангел сказал ей:
В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!
И ангел взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».
Наталья Сармаева для Женского журнала «Прелесть»
В этой заметке мы расскажем о зарождении европейского обычая наряжать рождественскую елку и о том, как менялись особенности этой традиции на разных этапах истории. Речь пойдет главным образом о традициях Германии и Франции и, в частности, об эльзасском и лотарингском регионах, поскольку именно столица Центрального Эльзаса город считается «официальной родиной» новогодней елки, а соседняя Лотарингия подарила миру такое популярное елочное украшение, как стеклянный шар.
Рождественская или новогодняя ёлка - это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность даже в самую лютую зиму надеяться на обновление и свет, и истоки этой потребности уходят в глубину веков.
Как вечнозелёное дерево елка всегда обладала магической притягательностью как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими. Традиции украшения ёлки менялись в ходе европейской истории и сегодня представляют интерес как своего рода памятник культуры, как отражение нашего прошлого.
Древнейшие истоки рождественских традиций
Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. Дерево считалось у древних народов Европы символом жизни и нередко украшалось фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А, например, римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса.
Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями. Кроме того, популярности «рождественского дерева» у христиан способствовали средневековые рождественские мистерии, одна из которых была посвящена истории об Адаме и Еве, и для изображения райского дерева, как правило, использовали украшенную красными яблоками ель.
Легенда о святом Бонифации и рождественской ели
По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился именно в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) - английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора (по другой версии - Одина). Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство.
Эта легенда имеет следующее продолжение: на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (на самом деле эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует собой конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.
По другой версии, с помощью хвойных деревьев, кроны которых имеют треугольную форму, св. Бонифаций пытался донести до язычников идею Троицы.
Рождественская ель XVI века: христианская символика
Для празднования Рождества в XVI веке европейцы стали всё чаще использовать вместо веток - распространенных, как уже было сказано, в языческой традиции - целые молодые деревья. Причем наиболее подходящими для этой цели были сразу же признаны именно хвойные деревья , поскольку они даже в начале зимы остаются зелёными и служат воплощением надежды на новую жизнь, на обновление природы.
Наиболее ранние документальные свидетельства, сохранившиеся в гуманистической библиотеке , рассказывают о том, что для украшения рождественских деревьев - которые именовались старонемецким словом Meyen - в тот период использовались яблоки . Эти ароматные и хрустящие красные яблоки по сей день известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.
Украшение ёлок на тот момент носило чаще всего официальный характер, поскольку эти деревья в основном устанавливали на площадях перед храмами, а также перед ратушей и зданиями цехов. Наряд зелёной красавицы состоял из двух символических элементов : во-первых, собственно яблок , которые напоминали о первородном грехе Адама и Евы, а во-вторых, гостий, или облаток (oublie ), которые служили указанием на искупление грехов через жертву Иисуса Христа. В лицейской капелле эльзасского города Агено (Хагенау) (Haguenau ) сохранилась фреска XV века, в которой эта символика находит визуальное воплощение в виде дерева, крона которого четко поделена по вертикали на две зоны: с одной стороны на ёлке висят яблоки, а с другой - облатки.
После того как рождественские елки начали появляться в обычных домах, дерево сначала было принято подвешивать к потолочной балке, как ранее делали с «языческими» ветками. Через некоторое время ель стали помещать в небольшую кадку, наполненную песком и гравием.
Какие рождественские украшения были наиболее распространены в тот период, помимо, разумеется, вышеупомянутых яблок и облаток? С начала XVI века известно елочное украшение под названием Zischgold , которое изготавливалось из тонких металлических пластин или позолоченных полосок, что придавало праздничному убранству елки еще больше блеска.
Еще одним сходным видом елочных украшений является lametta - канитель, или «дождик», который во Франции принято именовать «волосами ангела» (cheveux d’ange ). По некоторым сведениям, уже в XV веке лионские мастера изготавливали эти блестящие рождественские украшения.
Селеста - родина рождественской ёлки?
Хотя традиция рождественской ёлки , вероятно, существовала в Германии и Эльзасе примерно с XII века, первые письменные упоминания о «рождественском дереве» (Meyen ) в этом регионе относятся к 1521 году. Имеется в виду запись от 21 декабря 1521 года, сохранившаяся в гуманистической библиотеке (Bibliothèque Humaniste ) - эльзасского города, расположенного между и . Впрочем, в те времена Селеста еще не принадлежала Франции и называлась на немецкий манер: Шлеттштадт .
Эта историческая запись в счетной книге гласит: «Item IIII schillinge dem foerster die meyen an sanct Thomas tag zu hieten » («4 шиллинга - лесничему за охрану ёлок начиная с дня святого Фомы» (21 декабря)). Изучив этот фрагмент городских архивов, историки сделали вывод, что в Эльзасе как раз и зародился обычай украшать дома - в первую очередь, конечно, дома зажиточных горожан - к Рождеству ёлками. Как видите, власти Селесты были вынуждены потратиться, чтобы обеспечить охрану леса от разграбления местными жителями, стремившимися заполучить заветную елочку.
Сохранилось и несколько других, более поздних, архивных записей: например, запись от 1546 года рассказывает о том, что двум рабочим было поручено проложить дорогу в лес, чтобы можно было легче подобраться к елям и срубить нужное количество деревьев. Другая запись свидетельствует о том, что в 1555 году городские власти, пытаясь избежать злоупотреблений, ввели запрет на вырубку елей. Наконец, сохранилось описание, составленное в 1600 году виночерпием городской ратуши Бальтазаром Беком (Balthazar Beck ) (1580-1641) и посвященное тому, как следует украшать рождественскую ёлку и каковы прочие обычаи того времени, связанные с празднованием Рождества в парадном зале (Herrenstube ) ратуши Селесты (тогда еще Шлеттштадта).
В частности, Бек упоминает, что для украшения ёлки использовались яблоки и облатки. Также он описывает обычай приглашения детей членов городского совета, самих советников и прочих муниципальных работников, которым разрешалось «потрясти» ёлку и съесть все украшавшие ее лакомства. К Селесте вскоре присоединились и другие эльзасские города. Так, в 1539 года рождественская ель была установлена в Кафедральном соборе Страсбурга .
В действительности право называться «родиной рождественской ёлки » оспаривают еще несколько европейских городов. Сохранилось, например, краткое документальное свидетельство о том, что на рождественский праздник 24 декабря 1510 года в Риге (Латвия) торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного искусственными розами, прежде чем его сжечь (явный отголосок языческих традиций). Нашлись и зловредные эстонцы, которые утверждают, что первая рождественская ель была установлена в Таллине в 1441 году.
Споры по поводу того, где всё-таки впервые появилась рождественская ёлка, не утихают до сих пор. придерживается своей версии, и в церкви Св. Георгия в декабре проходит ежегодная выставка, посвященная истории рождественской елки . Помимо этого, в гуманистической библиотеке Селесты каждый декабрь экспонируется тот самый архивный документ 1521 года, который, как утверждается, доказывает, что в этом эльзасском городе зародился обычай украшать дома к Рождеству ёлками .
Во всяком случае, по-видимому, именно здесь этот обычай был впервые в истории упомянут документально.
Конец XVI - XVII век: протестантские традиции украшения рождественской ёлки
В XVI столетии традиция устанавливать на Рождество украшенную ёлку прочно укоренилась в Германии, Австрии, Эльзасе и Лотарингии. Причем сторонники Реформации всячески поддерживали этот обычай, подчеркивая символику ели как райского Древа познания Добра и Зла.
В конце XVI века под влиянием протестантских кругов и городской буржуазии обычай дарить подарки по случаю окончания года переместился со дня св. Николая (6 декабря) на 24 декабря. С этого времени в центре празднований всегда находилась рождественская ёлка: именно под нее теперь стали класть подарки. Кроме того, с легкой руки протестантов главным героем Рождества становится не святой Николай (казавшийся им слишком языческим персонажем), а Младенец Иисус (Christkindel ), которого со временем стало принято изображать в виде юной девушки в фате, облаченной в белое одеяние и золотую корону с еловыми ветвями и свечами (одна из ипостасей святой Луции). Она раздаёт подарки послушным детям, тогда как ужасный бука (дед с розгами) (Père Fouettard , а в эльзасской традиции Hans Trapp ), в свою очередь, угощает озорников не мандаринами и конфетами, а плёткой.
Во второй половине XVI века лидеры Реформации отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов нет доктрины почитания образов. Вместо этого протестанты принялись развивать традиции украшения рождественских елей - ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду.
Символика убранства рождественской ели в этот период остается принципиально христианской и не вызывает никаких возражений в лютеранском лагере. Более того, набожные протестанты, ориентированные на внимательное отношение к текстам Ветхого Завета, всячески отстаивали использование соответствующего декора рождественского дерева. Поэтому к дополнение к традиционным красным яблокам и гостиям в конце XVI века для украшения ёлки всё чаще начинают использоваться разноцветные бумажные обёртки в форме роз и других цветов.
Эти цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о «корне Иессееве» - дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса Христа (ср . «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ). Символика этого типа украшений указывала на происхождение и рождение Спасителя. Вдобавок к этому, цветы на ёлке напоминали о словах старинного рождественского гимна Es ist ein Ros entsprungen («Выросла роза»), написанного как раз в ту эпоху.
К 1605 году относится следующая архивная запись на старонемецком языке: “Auff Weihnachten richtet man Dannenbäume zu Straßburg in den Stuben auf. Daran henket man Roßen auß vielfarbigem Papier geschnitten, Aepfel, Oblaten, Zischgold und Zucker “ («В на Рождество ель устанавливают в жилой комнате. Дерево украшают бумажными розами, яблоками, облатками, золотыми листами и сахаром»).
XVIII-XIX век: Рождество - детский праздник
В этот период религиозная символика праздника начинает отступать на задний план. Вместо яблок для украшения ёлок начинают использоваться разнообразные лакомства круглой формы (например, орехи с начинкой, обернутые в золотую или серебряную бумагу).
Место гостий теперь занимают пряники, конфеты, вафли и традиционные бредели (bredele , также bredela или bredle ) - рождественское печенье из пряничного теста.
В Эльзасе, южной Германии и некоторых частях Швейцарии получает распространение особая разновидность бределей - так называемые шпрингерле или спрэнжерли (sprengerle или springerle ), которые представляют собой печатные анисовые пряники, чаще всего круглые или в форме сердца. Их пекут именно на Рождество, и традиция эта сохранилась до наших дней.
Помимо собственно печенья, в эльзасских городах продаются и специальные формочки для выпекания этих сладостей. Керамические рельефные формы, или «штампы» для создания на тесте определенного рисунка можно купить в магазинах в качестве сувенира. Раньше такие формочки изготавливались в основном из дерева и украшались резными сценками повседневной жизни или композициями на библейские сюжеты. Подробнее о традиционных эльзасских сладостях, сувенирах и народных промыслах можно прочитать в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса » .
Конкретная форма сладостей, применяемых для убранства ёлки, в XIX веке постепенно утрачивает значение и становится всё более разнообразной. С этого времени украшение рождественской ёлки и все сопутствующие традиции считаются в основном прерогативой детей . Сразу же после окончания праздника Богоявления, в начале января, мальчишек и девчонок теперь приглашают «потрясти» рождественское дерево и «собрать урожай», что маленькие сладкоежки с удовольствием и проделывают.
В XIX веке пряники и бредели начинают дополнительно украшать глазурью, а иногда еще и мелкими цветными посыпками. Поверх сахарной или шоколадной глазури приклеивают декоративные картинки с разнообразными сюжетами (это были хромолитографии, чаще всего изображавшие ангелов или звёзды). Вокруг ствола ёлки устраивают небольшой деревянный заборчик, напоминающий изгородь палисадника перед традиционным крестьянским домом. Отгороженное таким образом пространство символизирует утраченный вследствие грехопадения человека рай.
Отсюда и слово Paradiesgärtlein («райский садик»), которым этот рождественский садик было принято называть в Германии. Как видите, христианская символика постепенно снова приобретает значение.
Рождественская елка приходит во Францию и Великобританию
Та поддержка, которую оказывали «елочной традиции» лидеры Реформации, объясняет быстрое распространение рождественской ели по протестантским регионам Северной Европы, включая Германию и страны Скандинавии. Не стоит забывать, что и Эльзас на тот момент был частью германского мира , равно как и соседние герцогства Лотарингия и Австрия. Всё это время, на протяжении XVII и XVIII веков, традиция ставить в домах на Рождество ёлку была развита во всех упомянутых регионах.
В конце XIX века, после Франко-прусской войны 1870 года, традиция украшать новогоднюю (рождественскую) елку пришла наконец и во Францию. Честь распространения этой традиции принадлежит жителям Эльзаса и Лотарингии , которые, не желая становиться пруссаками, после аннексии их регионов к Германии решили уехать во Францию, «страну прав человека», вновь ставшую республикой.
Еще до этого, в 1837 году немецкая жена наследника французского престола Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, лютеранка Елена Мекленбург-Шверинская распорядилась установить рождественскую елку в саду Тюильри, но тогда традиция не прижилась. (Веком ранее, в 1738 году, другую неудачную попытку внедрить при французском дворе традицию рождественской елки предпринимала супруга Людовика XV, Мария Лещинская). Лишь приток иммигрантов из Эльзаса и Лотарингии предопределил массовое распространение рождественской елки на территории Франции. (Кстати, благодаря всё тем же эльзасским переселенцам традиция быстро распространилась и в Соединенных Штатах).
Сегодня гигантскую новогоднюю елку (sapin de Noël, arbre de Noël ) можно увидеть на центральной площади каждого крупного французского города: в Париже и Руане, на Станиславовской площади в Нанси и на площади Клебера в городе Страсбурге , который носит гордое имя «столицы Рождества». Приблизительно с 1930-х годов обычай ставить на Рождество украшенную елку принят практически во всех французских домах.
В Великобританию традицию рождественских елок, что характерно, тоже завезли вездесущие лютеране , а именно супруг королевы Виктории принц Альберт - он же герцог Саксен-Кобург-Готский. По его инициативе в 1841 году в Великобритании (говоря точнее, в Виндзорском замке) была установлена первая рождественская елка. В 1848 году в английской газете появилась фотография собравшейся вокруг елки королевской семьи, растиражированная вскоре в виде многочисленных открыток. Придворная мода быстро распространилась среди буржуазии, а затем и простого народа. В викторианскую эпоху считалось, что рождественская елка должна иметь шесть ярусов ветвей и устанавливаться на стол, покрытый белым полотном. Затем ее украшали гирляндами, бонбоньерками и бумажными цветами.
Любопытно, что еще до появления в Великобритании традиция рождественских ёлок укоренилась в Канаде. И лишь в XX веке этот обычай наконец проник в главные католические страны Европы - Италию и Испанию.
Елочные украшения Нового времени: изобретение стеклянного шара и прочие новшества
В середине XIX натуральные продукты, используемые для украшения ёлки, начинают заменять искусственными. В 1858 году в северных Вогезах и Мозеле разразилась страшная засуха, и урожай яблок и других фруктов выдался крайне скудный, так что местные жители не имели возможности украшать рождественские елки живыми плодами. И тогда стеклодув из лотарингской деревни Гётсанбрюк (Goetzenbruck ), что близ Майзенталя (Meisenthal ), придумал изготавливать стеклянные шары в форме яблок и других фруктов. После этого стеклянные елочные украшения приобрели популярность далеко за пределами Эльзаса.
Городок Майзенталь (Мейзенталь) в Лотарингии и сегодня славится мастерством своих стекольщиков . На этой стекольной фабрике свыше 20 лет (с 1867 по 1894 год) проработал глава художественной Школы Нанси - Эмиль Галле: сначала дизайнер учился у здешних мастеров, а затем, сам став зрелым художником, тесно сотрудничал с фабрикой при создании своих великолепных произведений. Сегодня в Майзентале можно посетить Международный центр художественного стекла (Centre International d’Art Verrier ) и ближе познакомиться с работой стеклодувов. Но этот центр является не просто музеем, а творческой мастерской, где регулярно экспериментируют с новыми современными идеями, не забывая, конечно, о традициях. Одним из главных видов выпускаемой продукции остаются стеклянные шары - чуть ли не самое популярное на сегодняшний день елочное украшение. Кроме шаров, здешние мастера изготавливают стеклянные украшения в виде колокольчиков, елочек, шишек, орехов, птиц и множества других образов.
Помимо стеклянных шаров , в XIX веке богатый арсенал елочных украшений пополнился многочисленными ангелами , одетыми в золотую или серебряную фольгу. Также для украшения елок стали часто использоваться позолоченные еловые шишки и звезды из позолоченной соломки и белого бристольского картона (изготавливаемого из бумаги высшего сорта). Позднее появилась традиция помещать на вершину елки звезду - символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. В качестве альтернативы верхушку елки иногда украшают шпилем (cimier oriental ) или фигуркой золотого ангела с латинской надписью Gloria in Excelsis Deo («Слава в вышних Богу»).
Но главным нововведением этой эпохи стал обычай подсвечивать ёлку праздничными огнями. Первоначально для этой цели использовались, разумеется, свечи - несмотря на риск возгорания (между прочим, первым, кому пришла в голову мысль украсить ёлку свечами, был, как считается, Мартин Лютер , зачарованный красотой звездного неба). Но поскольку воск стоил довольно дорого, вместо свечей нередко применяли заполненные маслом ореховые скорлупки с небольшим плавучим фитилем на поверхности - или гибкие свечи, которые можно было оборачивать вокруг еловых веток. Иллюминация носила не только декоративный, но и символический характер, напоминая о рождении Христа, который является светом миру . В начале XX века появились электрические гирлянды, которые поначалу мало кто мог себе позволить, до того дорого они стоили.
В XX веке также получили широкое распространение искусственные новогодние елки , которые были впервые изобретены в XIX веке в Германии. Многочисленные поклонники искусственных елей сегодня утверждают, что они дешевле, безопаснее и удобнее, чем настоящие деревья. Что же касается экологического аспекта, то по этому поводу продолжаются споры: не существует единого мнения относительно того, чтó наносит бóльший вред природе: вырубка натуральных деревьев (плюс которых заключается в том, что они поддаются биологическому разложению) или же производство искусственных елок из поливинилхлорида с не всегда безопасными добавками.
Рождественская елка в католических странах
Лишь в XX веке обычай украшать на Рождество елку пришел в главные католические страны Европы - Италию и Испанию. Например, в Ватикане традиция рождественской елки появилась только в 1982 году по инициативе Иоанна-Павла II , избранного папой римским четырьмя годами ранее. Первое время не все представители католической церкви одобряли этот обычай, однако постепенно елка стала неотъемлемой частью празднования Рождества в Ватикане, и сегодня ни одно Рождество не обходится без великолепной елки на площади Святого Петра в Риме.
Во время чтения молитвы Ангел Господень в воскресенье 19 декабря 2004 года папа римский Иоанн-Павел II следующим образом объяснил верующим значение и символику рождественской елки : «[...] рядом с вертепом часто устанавливают традиционную рождественскую елку - это тоже очень древняя традиция, связанная с прославлением ценности жизни. Зимой эта вечнозеленая ель становится символом бессмертия. Именно у ее ствола обычно кладут подарки. Этот символ также имеет большое христианское значение, поскольку напоминает о Древе жизни и образе Христа - высшем даре Бога человечеству. Таким образом, рождественская ель несет в себе весть о том, что жизнь не прекращается ни на миг и что она является даром, не материальным, но самоценным, даром дружбы и любви, братской взаимопомощи и прощения, способности делиться и сочувствовать ».
♦♦♦♦♦♦♦
Сегодня не существует определенных предписаний относительно того, как следует украшать рождественскую елку. Это может быть пышное убранство или аскетичный, простой наряд. Это может быть современная дизайнерская елка, позволяющая человеку максимально проявить свою фантазию. В любом случае это вечнозеленое дерево остается символом рождественских праздников и незабываемых впечатлений детства.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники .