Праздник ярилы. Ярилин день: славянский мужской праздник. Кто же они - Лёля и Ярило
Возрождаются славянские традиции, вспоминаем мы родные праздники. Радует, что нынче многие уж помнят про день, когда Лёля и Ярило приходят к людям. А есть другие праздники, которые ещё забыты. Ярилин день знаете когда?
Встречают Ярилин день 23 апреля. В старину праздник Ярила Вешний одним из главных был! Ждали его с нетерпением, готовились. Сказывали, в этот день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу, договаривается с лесными зверями, чтобы не чинили вреда скоту. Славяне чествуют Ярилу Вешнего, помогают ему, сами совершают обход полей и деревенского стада. Да обо всём по порядку!
Ярилин день: праздник земледельцев
Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает:
Приехал к нам Зелен Ярило -
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Солнца добрую весть!
В праздник Ярила Вешний часто предстает в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжает к полю на «коне», роль которого играют переодетые парни. В руке он держит колосья пшеницы, лицо Ярило расписывают яркими красками, на теле его рисуют солнечные узоры.
Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха.
В Ярилин день молодой парень помогает Богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях.
Ярила Вешний: праздник пастухов
В Ярилин день проводили и другой обряд: впервые выпускали на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой совершал обход стада. Сказывают, помогал ему в этот день Ярило Вешний, волчий пастырь: хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом.
Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами.
В поле пастух один или вместе со Знаткой обходил стадо, читал слова «отпуска» для скотины. Заговор для обхода стада в Ярилин день ведали свой в каждой деревне. После пастух договаривался с Ярило Вешним о том, какие правила обязан он блюсти. Сказывают, в одном селе пастух никогда не даст в руки другому человеку свою дудочку, а в другом пастух всё лето не подает руки чужим людям – таков уговор с Ярило.
Ярилин день: праздник молодоженов
Ещё одну традицию праздника Ярило Вешний ведаем. Собирались в деревне жонки да шли обходом по домам молодоженов, тех, кто женился менее года назад. Приходили под окна да «окликали» молодых, называли их по имени, желали счастья и здоровья, Ярило Вешнего просили о плодородии, скором рождении деток в семье. Молодожены за то одаривали «окликающих» заранее приготовленным угощением.
Как встретить праздник Ярила Вешний нынче?
Трудно нынче в городах соблюсти традиции праздника, столь сильно связанного с природой. Ярила Вешний был любим нашими предками, жившими на земле, а нынче вовсе почти забыт. А всё же волшебный дух, настроение этого дня можно ощутить и нынче!
Ярилин день – это и озорство молодых парней, переодетых для традиционного обряда, и радость от того, что Мать - Земля пробуждается и дарит нам свои плоды, и ощущение биения жизни, ярой, молодой силы…
Вспомните об этом нынче 23 апреля, чтобы ощутить, силу Ярилы Вешнего, Бога Весеннего Солнца, Плодородия и молодой Страсти!
Поздравляем с праздником!
Ярилин день или Ярило Вешний – славянский праздник плодородия и мужской силы. День Бога Весеннего Солнца Ярило празднуют 22 или 23 апреля . В это время земля уже прогрета весенним солнцем и славяне традиционно начинали работы на полях. К Ярило обращались все мужчины, независимо от того, каким трудом они зарабатывали на жизнь. На Ярилин День символически заключали договор с Богом Весеннего Солнца, чтобы земля дала богатый урожай, а домашний скот был защищен от диких животных.
Приехал к нам Зелен Ярило –
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привез жита колос
И от Солнца добрую весть!
Значение праздника Ярилин день для славян
В этот праздник Ярило почитался не только как юный Бог Весеннего Солнца. В Ярилин день к нему обращаются как к Богу Плодородия , подарившему людям хлеб. Почитают в это время и Ярило – Волчьего Пастыря. С ним пастухи уговариваются о благополучии домашнего скота на целый год. В Ярилин День вспоминают Ярило и как Бога Страсти, мужской силы, потому в этот праздник почитают молодоженов и желают им скорого рождения детей .
Ярилин день непременно был праздником, связанным с трудом . Большая часть обрядов этого дня проводилась на полях и пастбищах, где мужчины начинали распахивать землю для посева зерна.
Обряды праздника Ярилин день
Славяне считали, что на Ярилин день Бог Весеннего Солнца сам объезжает поля, леса, пастбища. Ярило проверяет готовность земли к посеву. В лесах Ярило – Волчий пастырь договаривается с волками о сохранности домашнего скота на пастбищах. Считалось, что волки могут напасть на скот только с разрешения Ярило.
Ярилин день был праздником, посвященным мужской силе. Потому в праздничных обрядах участвовали мужчины. Часто одного самого красивого и ловкого парня сажали на белого коня. Он представлял собой образ Ярило, помогал Богу осматривать поля. Иногда вместо белого коня наряжали лошадью двух парней, которых сверху покрывали тканью. На них парень, изображавший Бога Ярило, объезжал поле с колосьями пшеницы в руках.
Пастухи в Ярилин день читали уговор перед первым выгоном скота. Тексты таких заговоров-уговоров были длинными. Каждый пастух хранил их в секрете. Иногда заговоры на благополучие домашнего скота даже выкупали у знающих людей. Весной в деревне выбирали пастуха, который будет всё лето пасти общее стадо. На Ярилин день пастух один или вместе с деревенским Знаткой обходил пастбище и читал уговор к Ярило.
Третий обряд праздника Ярилин день – чествование молодоженов. Молодежь ходила по дворам, где есть молодые семьи и «окликала» молодых. Для этого пели хвалебные песни, желали счастья, здоровья, скорого рождения детей. Молодожены в ответ одаривали окликающих заранее приготовленным угощением.
На семи ветрах, на серебряных столбах
Двор стоит, ограда белокаменная,
Средь двора два колодца:
Один кипит рыжим золотом, другой –
чистым серебром,
У колодцев тех Ярило-Весень во яри еси
Дела добрые творит, людям благо дарит!
Ярило Вешний – древний славянский природный праздник (животноводческий и аграрный). В народе его также называют Ярило Теплый. В более позднее время, в эпоху двоеверия, этот праздник называли Егорий. Праздновали Ярилу в 20-ых числах апреля-месяца.
Ярило Вешний – добрый и заботливый хозяин полей и лугов. Он зачинает Весну, отмыкает Землю, выпуская из-под земного спуда траву зелёную да росу медовую, покровительствует мужику-хлеборобу, давая мочь-силу озимым да всходам.
По древним поверьям, Ярило перед своим вешним днём садится на белого коня и, держа в деснице живую ветвь да в шуйце – мёртвую голову (его знаки владычества над жизнью и смертью), объезжает все леса и поля, собирая дикое зверьё, и отдаёт хозяйские наказы: где кормиться, где пастись, где охотиться. Ярило – покровитель всякой окруты и волчий пастырь.
Ярило Храбрый – покровитель молодецкой удали, воинской доблести, любовного пыла. Древние видели в небесах Ярилу на белом коне. Перед ним бежала стая волков, за ним – стадо кабанов, позади –
олени и медведи, по бокам – лисицы и куницы, зайцы и соболицы.
Праздновали Ярилу широко. Первыми за дело брались Жрецы и Ведуньи.
Главным делом жреческим на праздновании Ярилы Вешнего было:
Решетом воду носить,
В ступе воду толочь
Да Вилами по воде писать.
В более поздние времена значения этих действ интерпретировали не иначе, как проявление бесполезной работы и бесцельное времяпровождение. Но что же это на самом деле?
Жрец брал воду из семи источников и решетом переливал эту воду в ступу. Далее Жрец брал пест и начинал пестовать им воду в ступе (т.е. воду толочь), перемешивая между собой семь вод и выталкивая всё негативное, что могло быть в воде, создавая тем самым общий позитивный фон в воде. Далее Ведунья наговаривала на воду, а затем обрядовыми вилами «писала» на воде Черты – боговы знаки, придавая воде нужную структуру. После действа Жрец и Ведунья разносили наговорённую воду по домам, добавляя по кружке в бочки с питьевой водой. Таким образом, вся вода в каждой бочке становилась структурированной.
Праздник Ярилы связан с началом выгона домашнего скота на пастбища. Это был очень важный день для крестьян, и относились к нему с особым вниманием. Выгоняя в первый раз скот в поле, накрывали стол скатертью, клали на стол хлеб да соль, зажигали свечи. Далее отрезали край хлеба, посыпали солью, заворачивали в тряпку и выходили во двор к собранному скоту. Скот кропили водой, окружали нитками, а затем хозяин дома, держа в одной руке хлеб, а в другой – ветки вербы, выгонял скот через ворота, в которых заранее был положен замок, а на нём сковорода, покрытая сверху навозом. Выгнав скот в поле, хозяин надламывал ветку вербы, клал её на землю, на ветку клал хлеб с солью, при этом говорил: «Ярило, вот тебе хлеб и соль. Паси мой скот, Ярило, чтоб не было никакого лиха!»
Лошадей выделяли особо. Ярило считается покровителем лошадей. Ярилин день – конский праздник.
Важную роль в этом празднике играли пастухи. В этот день выбирали пастуха, который весь сезон будет пасти деревенское стадо. Чествовали его, одаривали подарками, угощали мирской яичницей. После пастуха окатывали водой, чтобы всё лето не дремал, а пастух говорил такие слова: «Хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом». И обращался к Яриле, чтобы стаду впрок корма подножные шли, чтобы паслось стадо подобру-поздорову, не делало потрав на чужих полях, чтобы хранил Ярило стадо от зверя дикого.
Делали это наши предки от сердца да по совести. Есть в этом и мудрость народная, и деяния нужные, и скоморошины. Сопрягали они пути свои земные с путями небесными. Мы же сегодня на праздниках наших исконных огни зажигаем, Требы Силам Природы (что есть от Рода) приносим, чествуем Ярилу, землю вскрываем да босыми ногами на место то встаём, чтобы почувствовать животоки сил Земли-Матушки да силу её принять.
Каждому да по Мере его пусть прибудет.
Слава Яриле!
Писано Жрецом Родобором (Борутой),
Богам во Славу, людям пользы для.
Скоро наступит 20 марта - день Весеннего равноденствия, который всегда чтили и любили наши предки. Кажется, сама природа вместе с нами радуется Весне и приходу на Землю прекрасных Богов - Ярило и Лёли, вечно молодых, прекрасных, как ясный день. Ярило Солнце приводит, а Лёля - теплую весеннюю погоду. С приходом этих Богов на землю и начинается настоящая весна, наполняя душу людей радостью. Все любят этот праздник, и сейчас, когда он скоро наступит, давайте вспомним, что нам рассказывает о прекрасном юном Яриле и красавице Лёле. «Северная сказка» тоже радуется этому празднику, и дарит подарки всем, кто сделает заказ 17- 20 марта.
Кто же они - Лёля и Ярило?
Все мы знаем, что календарная весна никогда не совпадает с настоящей, астрономической - и наступает поворот на лето именно 20 и 21 марта, в славный день Весеннего равноденствия. Именно тогда отмечали наши предки особый праздник Солнца, прекрасный и светлый. И сама природа, кажется, готовится к этому дню - злоба уходящей зимы улеглась, днем пригревает совсем по-летнему, с крыш течет звонкая капель, а в снегу все больше прогалинок появляется.. Слышны первые птичьи трели... Не зря верили издавна славяне, что в эти дни приходят на землю два Бога - Ярило и Лёля, вечно молодые, прекрасные, как ясный мартовский денек. Ярило Солнце приводит, а Лёля - теплую весеннюю погоду. С приходом этих Богов на землю и начинается настоящая весна, наполняя душу людей радостью. Все любят этот праздник Солнца, и сейчас, когда он приближается с каждым днем, хорошо бы вспомнить легенды и сказки о прекрасном юном Яриле и красавице Лёли. Много их в наших книгах издательства «Северной сказки», здесь же хочу отметить их особую роль в весеннем празднике Солнца.
После поминок Мары – Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, и называемых раньше праздник Комоедицы, а сейчас праздник Масленицы, начиналась неделя славянского праздника, знаменующая приход Весны.
В честь Весны-Лёли украшается деревце лентами, и кликали возне него Весну красавицу, сестрицу Морены, Богини Зимы. Там где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Несет Лёля вести добрые, да весну ярую.
Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки.
Зовут люди Лёлю и Ярило, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранка, пряники-жаворонки и печенье со свастической - солнечной символикой, жгут костры.
Вот так, собственно, славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни. Вот тогда начинают из под снега показываться весенние подснежники.
В честь кого же славяне отмечали праздник Солнца?
А что же рассказывают нам мифы и легенды о тех Богах, в честь которых мы и отмечаем в день Весеннего Равноденствия светлый праздник Солнца? Когда-то, давным-давно, Боги соседствовали с людьми, постоянно общались с ними. Дети брали с них пример, взрослые обращались к ним в минуту опасности, затруднений, слушали их мудрые советы. И Ярило был одним из самых дружественных к людям Богов, поэтому его любили. Боги не рождаются всемогущими - и Ярило, как и человеческий юноша, прошел все периоды посвящения, пока не стал Богом-Воином, сокрушившим силы тьмы. К тому же, Ярило помог и мирянам - научил их сеять и выращивать хлебные злаки. После того, как обрел он волшебные воинские таланты, стали его звать Яровитом и посвятили ему особый праздник Солнца.
Ну а Лёля, вечно молодая Богиня, приходила вслед за Ярило и несла с собой Весну и Любовь. Она самая шаловливая из Богинь, наиболее близка людям и представляется златоволосой красавицей. Праздник Солнца она собой украшает, заботится о первых весенних всходах. В праздник Солнца ее звали в гости, подарки ей готовили и угощения, и Лёля не медлила, откликалась на призыв людей. Могла она пожертвовать и собой ради людей... Помнили наши предки о том, сколько добра Лёля и Ярило людям принесли, вот и отмечали праздник Солнца в честь них с полным размахом - украшали маленькое деревце на возвышенности, пекли куличики и баранки, жаворонки и печенья с орнаментами в виде знака Солнца, костры жгли. Так, славным праздником Солнца в день 20 марта отмечали приход долгожданной Весны и начало нового годового цикла.
Вот как об этом пишется, например, в книге « »:
Сейчас уже можно точно сказать, что начались эти приключения Ярого Бога, которого все тогда называли Ярило, с одного праздничного дня в Яви. Отмечали праздник Солнца.
Ждали Лёлю, Богиня нежной девичьей любви и красоты, дочери Лады и Сварога. Ярило в ту пору был совсем молод и жил то у отца, Бога Магии и Мудрости Велеса, то у матери, Богини Грозы Дивы-Додолы. Молодой Ярило обязанность имел - на этот праздник приводить в Явь красавицу Лёлю. Вот взял он девицу-красу под ручку и помог спуститься на Красную Горку, где празднично разодетые девахи и парни уже начинали собираться и вспоминать весенние песенки.
- Что ж ты не весел сегодня, Ярилушка? - улыбаясь, спросила Лёля, мимоходом разглядывая своё личико в серебряном зеркальце.
- Да вчера опять с отцом ссора да розня случилась. Уму разуму стал меня учить, а я не оценил!
Лёля обняла Ярилу и сказала:
- Да не тужи, Ярило. Смотри, вон ещё накануне выбрали в деревне красавицу-девушку, которая будет величаться Лёлей - Весной. Правда, я красивее? Давай плясать пойдём!
- И то верно, Лёлюшка. Кручина крючит,радость выпрямляет!
Тем временем с песнями собралась на поляне вся молодёжь, нарядили Лёлю во всё белое, украсили венком из только что сорванных цветов, посадили её на трон из нескольких слоёв дёрна с пушистой травкой, а вокруг стали хороводы водить да песни-веснянки
распевать:
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам травки
да повыше.
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам милого, да покраше!
А со всей деревни угощения несут, Лёле требу - пироги, печенья-варенья да крашеные яйца. Это всё на общий стол к вечеру пойдёт. А ещё венки зелёные, накануне связанные, складывают горкой. Их потом Лёля раздаст всем, как оберег, будут хранить их до следующего праздника. Попели, хороводы поводили, а как Лёлю в свой круг взяли, так танцам время пришло. Кто в хороводе пляшет, а кто и на круг выскакивает, да такие коленца выкидывает, что диву даёшься.
С притопом, с прихлопом, да частушку надо прокричать, народ посмешить:
-Пойду плясать,
Свою выходку казать.
Вот и я, вот и я,
Вот и выходка моя!
И пошло веселье!
Светлые Боги любили праздники посещать, в людской личине и поют, и пляшут.
Никто и не догадывается, что настоящая Лёля, Богиня, тут же хоровод водит, а Ярило
с девушками в горелки играет.
Помнили наши предки о том, сколько добра Лёля и Ярило людям принесли, вот и отмечали праздник в честь них с полным размахом - украшали маленькое деревце на возвышенности, пекли куличики и баранки, жаворонки и печенья с орнаментами в виде знака Солнца, костры жгли. Так, в день 20 марта отмечали приход долгожданной Весны и начало нового годового цикла.
Все о славянской мифологии есть у нас в «Северной сказке»!
Многим из нас наверняка бы хотелось последовать заветам предков и тоже позвать себе в гости Весну-красну, наполнить душу надеждой и радостью! Хотите узнать в подробностях, как же справляли славяне праздник Солнца в честь Ярило и Лёли? Желаете прочесть про приключения славного Ярого Бога и красавицы Богини Весны? Специально для вас мы подготовили и издали немало книг, в которых красочно и ярко описана вся
РекламаТроян (или Трибогов день) у древних славян -это праздник конца весны и начала лета, когда на смену молодому Яриле - Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Скорее всего, установлению этого праздника именно на сегодняшний день способствовала народная примета: ведь после дня Ярилы обычно на неделю устанавливается жаркая погода.
Согласно древнеславянской мифологии, этот день посвящен победе бога Трояна над Черным Змеем.
Ярило мокрый языческий праздник: история праздника
Языческий праздник древних славян, знаменовал переход к новому сезону, лету. Славили Трояна, по-другому праздник назывался Трибогов День. Ярила-Весень, хозяин весны, уступал место Дажьбогу. Считалось, что в этот день Троян победил Черного Змея. Также в этот день оказывались почести так называемому Сварожьему Триглаву – его представляли три языческих божества Сварог, Перун и Велес. Эта триада отвечала за Правь, Явь и Навь. Троян и представлял мощь этих троих божеств, когда они объединились для борьбы с Чёрным Змеем или Чернобогом, как его ещё называли.
В этот праздник славяне отдавали должное умершим предкам и изготавливали так называемые обереги – предметы, призванные защищать их от неприятностей, которые доставляли им русалки и души убитых. Чтобы уберечься от нечистой силы, женская половина селения «опахивала» его по кругу.
Народ утверждал, будто в этот день земля тёплая. Этому существовали подтверждающие поговорки «В Дух день земля паром исходит». Считалось, что в этот день нечистая сила отступает. Существовал также обычай накануне этого праздника слушать землю, которая «говорила» знающим, где лежит клад. Роса в этот день считается целебной.
В этот праздник были популярны такие обряды как, например, «Постриг». Он применялся к юношам и являлся своеобразным воинским посвящением. Затем устраивался пир, на котором основными блюдами были сладости, пирожки, а также блюда из яиц. Также популярно было пиво, оно было участником некоторых обрядов. Разыгрывались целые спектакли на потеху зрителям. Также устраивались танцы и игры сексуального толка.
Как правила после Ярилы стояла неделя жары.
Ярило мокрый языческий праздник: особенности празднования
Ярило Сильный (Ярило Мокрый) — наиболее обширный и разгульный праздник из всего комплекса Весенних чествований Ярилы. Вот как описывает этот праздник, проходивший в Воронеже христианский священник Тихон Задонский в уже упомянутом выше источнике 1765 года:
«…множество мужей и жён старых и малых детей (…) собралось. Между сим множеством народ, а я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясание жен пьяных со скверными песнями…».
По этим строкам, отбросив сугубо христианское желание очернить всё народное, всё связанное с исконной Славянской Культурой, можно судить о масштабности и общем настрое праздника. В этот день, наряду с песнопениями и плясками устраивались и кулачные бои, нередко доходившие до смертоубийства.
По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие, а пастухи играли на жалейках. В иных случаях — «коня» Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой. Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок — «выборный» Ярило бился на кулаках с таким же «Ярилой» из соседней деревни.
Наряду с кульминацией Весенней Яри, праздник Ярилы Сильного является ещё и отображением того, что Вешняя Сила Ярилы начиная с этого дня идёт на убыль (и продолжается это вплоть до Купалы, когда проводятся «Похороны Ярилы», когда Юное Весеннее Солнце — Ярило — обращается в Зрелого Мужа — Трисветлого Даждьбога — Летнее Солнце). Символическим отображением этого процесса в народной обрядности является скатывание горящих колёс с Ярилиных Плешей.
Ярило мокрый языческий праздник: обычаи на праздник
В этот день было принято делать амулеты и обереги, охраняющие от различной нечисти, русалок и умерших не своей смертью. Считалось, что нечистая сила боится Трибогова дня и не выходит из своих убежищ, а в ночь, открывается Сыра-Земля и дает возможность посвященным заглянуть в свои тайны. Поэтому колдуны и знахари старались попасть в эту ночь в лес, в надежде обнаружить зарытые клады.
Знахари собирали в этот день росу на весь год, она считалась целебной.
Простые крестьяне посвящали Трибогов день обряду обрезания волос «Постриги». После него юноши становились настоящими мужчинами, воинами.
Устраивали пир, главными блюдами которого были яйца, сладости, пироги и пиво. Рассказывали сказки, пели песни и водили хороводы. День считался благоприятным для романтического знакомства.
Христианская церковь пыталась запретить языческий праздник, но потерпела на этом поприще неудачу.
Ярило мокрый языческий праздник: народные поверья
О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.
В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух - будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады».
Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.