Как помочь ребенку научиться правильно писать. Основные способы обучения ребенка красивому письму. Видео: держим ручку правильно с помощью контрольной точки


Очень часто ещё в раннем возрасте родители и дети сталкиваются с такой сложной проблемой, как приучение к красивому почерку. В дневнике всегда можно заметить понижение оценки, если почерк недостаточно разборчивый, непонятный, грязный, да и вообще некрасивый. Помните, как в клеточке на субботний день было у каждого написано: прилежание и старание? Это и есть проверка того самого почерка, ведение дневника и того, как малыш записывает домашнее задание, старается ли он выводить каждую буковку или нет.

С 1 по 4 класс многие ученики пишут в специальных тетрадках, где для становления изящного почерка есть специальные линии, они очень узкие и наклонные. Сейчас же в школах всё наоборот: обычные тетрадки, а ученик должен додуматься сам, как правильно писать. Вот почему эти важные моменты написания и приучения к каллиграфическому почерку очень важны для каждого малыша. Давайте разберемся, как научить ребенка красиво писать.

Почему почерк бывает корявым?

Каллиграфия, которая не развита, это одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются дети и родители. Во-первых, это школа – здание, куда малыш пришел учиться, не забывайте об этом. Во-вторых, подход к ученику может найти далеко за каждый даже профессиональный учитель. В-третьих, практически для каждого учащегося такой предмет, как “письмо”, станет одним из самых нудных и сложных. Поверьте, куда охотнее он будет учиться складывать числа, нежели выводить каждую буковку. Ну а также стоит обратить внимание на тот факт, что детки, которые отлично рисуют, добиваются красивого почерка за пару месяцев, другие же, наоборот, учатся этому годами. Давайте вместе рассмотрим самые важные причины, почему у школьника не получается красиво писать.

  1. Неправильная посадка или неверное направление тетради. Если неправильно сидеть и писать не под тем уклоном, то такие буквы как “н”, “к”, “и”, “п” будут выглядеть совершенно одинаково, что неправильно в каллиграфическом почерке. Каждый родитель должен замечать, чтобы ученик не выскакивал за поля, которые специально очерчены для этого в любой тетрадке. Даже их-за того, что ребенок неправильно сидит и пишет не под тем наклоном, буквы начнут выскакивать за линии – так можно и привыкнуть, а с уходом разлинованной тетрадки малыш будет писать слова, где одна буква больше другой. Да, правила посадки – это очень важный момент, которые стоит учесть каждому родителю при контроле над своим чадом. Обязательно покажите, как именно нужно сидеть, так, например, ровная спина, плечи на одном уровне, правильный обхват правой рукой ручки – всё это крайне необходимо для того, чтобы почерк был красивым.
  2. Отсутствие развитости детской моторики. Еще одна распространенная и популярная проблема среди школьников – это нарушение моторики. Очень часто школьник, в данном случае, пишет неправильно все соединения и элементы, где должны быть закругления. Но это не само желание ребёнка писать именно таким образом. Дело в том, что нарушенная моторика просто не позволяет ему выводить буковки правильно. Так, малыш может быть не точен в линиях – например, каждое соединение будет выполнено неправильно: не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. Как правильно, эта проблема встречается в большинстве случаев у мальчиков, ведь именно в их тетрадках очень грязно и размазано. Для того, чтобы улучшить моторику ребенка – делайте с ним определённую гимнастику, разминая пальчики и ручки. Этому важно уделять хотя бы два-три раза в день. Первоначально малыш будет жаловаться на то, что у него очень сильно болят пальцы, но, впоследствии, он поймет, для чего нужна такая гимнастика.
  3. Плохое восприятие пространства. Это проблема указывает на то, что ученик просто не придерживается определённого расстояния интервала, который должен быть при написании от одной буквы к другой. В этом случае, школьник даже не может различать некоторые буквы и пишет их зеркально. Например, букву “е” он напишет в обратную сторону. Кстати, если школьник выходит за поля и не понимает, что это граница очень важна для того, чтобы переходить на новую строку, то это тоже называется потерей пространства. Как правило, восприятие пространства очень легко исправить, ведь практически все ученики в первом и во втором классе сталкиваются с этой проблемой. Поэтому, будьте уверены, что к четвертому и пятому классу ребёнок уже искренне эту проблему самостоятельно.

Как научить ребенка красиво писать

Теперь, узнав о том, почему же именно ваш ребенок пишет не так, как нужно, переходим к решению основных проблем.

  1. Во-первых, посадите чадо так, чтобы его позвоночник был прямым, руки не свисали со стола, а плечи были на одном уровне. Если приложить к спине линейку, то его спина должна повторять такую же прямую линию, никак по-другому не изгибаясь.
  2. Чтобы избавиться от детской боязни некрасиво писать и развить моторику малыша, обязательно приобретайте мозаики и собирайте их с ребёнком, вырезайте маленькими ножницами мелкие фигуры, делайте всевозможные фигурки и пробуйте собирать вместе оригами, больше рисуйте и перебирайте маленькие предметы. Все эти упражнения очень важны, вы даже не заметите, как почерк за считанное время улучшится.
  3. Любого родителя очень важным станет покупка прописей. Сегодня существует огромное количество этих чудо-тетрадок, которые помогают привыкать к каллиграфическому почерку. Здесь полно необходимых пунктиров и некоторых отпечатанных буковок, чтобы малыш не терялся и обводил всё то, что нужно, повторял и привыкал к написанию.
  4. Помогать ребёнку абсолютно во всём, ведь он еще очень маленький, чтобы самостоятельно учиться каллиграфии. Даже 15 минут в день будет достаточно для того, чтобы спустя полгода или год он смог красиво писать без родительской помощи. Правда, обращайте внимание, чтобы пальчики малыша не уставали, делайте зарядку.
  5. Для красивого почерка очень важно правильно держать стержень ручки. Так, для малышей продаются специальные принадлежности, в которых есть особые выемки, куда ставятся пальчики. Помните, это очень важно: положение ручки должно быть на верхней фаланге среднего пальца, большой же и указательный должны крепко обхватывать ее.
  6. Особое внимание уделите тому, как лежит тетрадка относительно ученика. Так, она должна лежать немного в наклоне: примерно 25-30 градусов по отношению к краю стола.
  7. Ни в коем случае не торопите ребёнка, не говорите ему, чтобы он быстрее писал – это лишь ухудшает почерк, ничего хорошего не получится. Дайте малышу время на то, чтобы вывести каждую буковку – для него это очень важно. Если требуется 5 минут на написание одной буквы – значит, пускай будет отведено это время, а то и больше. Впоследствии, набив руку, ребенок станет писать гораздо быстрее.
  8. Кстати, крайне важное правило, чтобы стол и стул соответствовали росту и комплекции ученика. Всё это необходимо для того, чтобы малыш комфортно себя чувствовал, не ерзал, хорошо себя ощущал. Просто представьте себе, если стол будет слишком большим, а ребенок будет еле как доставать до него – почерк, в этом случае, сильно поменяется, если не следить за габаритами, за которыми сидит ученик.
  9. Не угрожайте тем, что, если малыш что-то не так сделает, то вы заставите его переписывать абсолютно все тетради. Те родители, кто пытается таким способом напугать своих детей, очень неправы, ведь они начинают бояться сделать даже малейшую ошибку, что приводит к долгому осмыслению и обдумыванию того или иного буквенного соединения. Так, над одним словом ребенок может просидеть целый вечер, до конца его не дописав из-за боязни строгости родителя.
  10. И, конечно же, не ругайте никого за то, если что-то не получается с первого, второго или десятого раза. Но если ваш малыш красиво написал хотя бы одну буковку – не забывайте его хвалить. Это повысит его самооценку и впоследствии станет отличной мотивацией, чтобы стремиться писать красиво.

Пример обучения красивому почерку

Можно попробовать научить школьника обводке контура. Для этого продаются многие тетрадки, где нужно соединять по точками уже выделенные буквы или узоры. Есть одно уникальное упражнение: нарисовать ровные петельки друг за другом. Здесь важно, чтобы ребенок понял суть: должна быть одинаковая высота и объемность фигурок, остальное – неважно.

Так же, попробуйте дать малышу такое задание: пускай он по образцу напишет три буковки, делая между ними верное соединение. Задачу можно усложнить, дав ребенку отдельные слова, где есть как верхнее написание букв, так и нижнее. Если уделять в день «письму» хотя бы один абзац из 5-6 предложений, то совсем скоро он станет потрясающе писать, а все учителя станут удивляться, откуда у такого маленького ребенка имеется каллиграфический почерк. На данную тему полно видео-уроков и основных нюансов, с которыми столкнется каждый родитель, так что не переживайте, если боитесь соприкоснуться с проблемой, которая вам будет непонятна.

Теперь вы знаете, как научить ребенка красиво писать. Хоть этот процесс – дело сложное, зато очень важное. Все мы когда-то с этого начинали, у нас многое не получалось, но, спустя время, результат был достигнут. Теперь, нам приходится обучать наших ребятишек точно так же, как когда-то учили нас. Вспомните, какого было вам, а затем уже учите каллиграфии своего ребенка. Наберитесь терпения и помните, что не все всегда получается с первого раза. Есть вещи, на осуществление которых нужно время. Правописание и безупречный почерк еще дадут о себе знать, если несколько минут в день уделять письму и никогда не сдаваться.

Как научить ребенка красиво писать?

Если вы приняли на себя роль учителя своего ребенка и собираетесь обучить его правильно, грамотно и без ошибок писать в тетради дома, тогда вам стоит как следует подготовиться. Наша статья поможет вам ознакомиться с общими принципами и методами, благодаря которым вы сможете быстро и качественно обучить своего малыша, а также узнаете, как научить ребенка красиво писать прописью. Еще вам стоит ознакомиться с видео в интернете, где на реальном примере показывают все этапы процесса.

В связи с новыми школьными тенденциями, когда от детей требуется базовые знания алфавита и письма, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок владел этими знаниями в совершенстве и без труда прошел экзамены по приему в учебное заведение. Здесь очень важно не переусердствовать и подойти к делу с терпением.

Для начала напомним, что важно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. От этого может зависеть то, когда лучше всего начать сам процесс обучения, с чего его начать и как легко он будет протекать. Допустим, ваш малыш левша, тогда обучение будет несколько отличаться от классического, также большие трудности могут возникнуть, если вы правша, а ребенок пишет левой рукой. Сложности в обучении касаются так же деток аутистов, малышейс дцп и с дизартрией.

Самым главным моментом, который необходимо учитывать при начале обучения ребенка письму — это психофизические особенности малыша. Известно, что некоторым начинать обучение стоит в 5 лет, а некоторым только с 7. Речь идет об осознанном приобретении навыка, в принципе, с детками можно и нужно заниматься куда раньше, просто преподносить это как игровую форму.

Развиваем моторику рук, прежде чем учимся писать

Основа умения писать — развитая моторика рук. Хорошая моторика позволит дошкольнику быстро и ловко освоить письменность, а также без особых трудностей красиво выводить буквы в тетради. Развить эту особенность у ребенка достаточно просто, нужно немного позаниматься с малышом следующими вещами:

  • рисованием и раскрашиванием картинок;
  • лепкой фигурок из пластилина или глины;
  • игрой с резиновыми игрушками, которые можно сжать;
  • сборкой конструкторов с мелкими деталями;
  • выполнением физических упражнений.

c"> Основные методы обучения письму детей

Любое обучение всегда начинается с ознакомления и создания мотивации. Ребенок не в полной мере может понимать, зачем ему это нужно, поэтому от родителей требуется привить своим детям желание научиться писать аккуратно, внимательно, без ошибок, да еще и красивым каллиграфическим почерком. Что для этого требуется? Вам, как родителю, необходимо подать пример, продемонстрировать малышу, как вы пишите в тетради. Ознакомьте его со всем процессом подробно и желательно в игровой форме. Дети очень любознательные и обязательно обратят внимание на то, чем вы заняты.

Подробно расскажите о том, что вы используете для письма, как ориентируетесь в тетради, а также покажите пример своей прописи. Например, напишите слово мама и продублируйте его по-английски. Затем дайте ребенку ручки и предложите самому записать пару строк с буквами. Оцените его работу, похвалите за старания и затем предложите улучшить свои навыки, мотивируя тем, что в школе это должны уметь все. Затем можно переходить к регулярным занятиям и даже к освоению навыка в совершенстве.

Сегодня родителям намного проще организовать занятия для своих деток самостоятельно, поскольку существует множество пособий и руководств с упражнениями, где детально описаны все этапы, примеры, а также представлены задания для детей, где нужно прописать буквы.

d"> Пропись — учим ребенка писать красиво

Пропись — это один из этапов освоения письменности у ребенка. Как правило, сначала он вызывает у малыша ступор, но используя простейшую технику освоения прописных букв, можно добиться быстрых результатов. Обучение письменным символам необходимо начинать не с написания целых букв, а с отдельных их элементов, например, крючков и хвостиков. Отработав каждый элемент буквы, просто соединяем их в одно целое. Простой пример с буквой «а»: в прописи она пишется как «о», после чего справа добавляется крючок. Таким же образом можно учиться писать в прописи и английские слова.

Есть много разных пособий с упражнениями, где качественно прописаны все эти этапы. Достаточно приобрести хотя бы один и немного позаниматься с малышом, отработав с ним каждую букву.

e"> Что еще нужно знать, когда учите ребенка писать?

Каждый родитель совершает ошибки, которые могут повлиять не только на развитие навыка письма у ребенка, но и на психику малыша. Чтобы избежать их, стоит помнить несколько основных принципов работы с детьми:

  • заниматься нужно не более 15-20 минут в день (зависит от ребенка);
  • нельзя ругать или кричать на детей если у них что-то не получается;
  • относитесь к обучению проще;
  • не нужно спешить! Разбейте обучение так, чтобы в день или через день выучивать и отрабатывать по одной букве;
  • не заставляйте детей писать, если у них нет настроения или если они плохо себя чувствуют;
  • будьте терпеливы и подавайте обучение в игровой форме.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если бы курица понимала человеческую речь, она бы сильно обиделась, услышав, что с её лапой сравнивают руку того, кто пишет некрасиво и неаккуратно. Но не стоит обижать или осуждать и ребёнка, который не умеет писать красиво.

Каллиграфия – это мастерство

Сами по себе, теоретически, может абсолютно любой человек, можно даже научить этому некоторых животных (обезьян, слонов). Однако писать красиво – умение совсем другого рода. Аккуратный почерк вырабатывается долго и упорно, а у некоторых (а в наше время – у большинства людей!) не вырабатывается вообще. « » в школе вообще уделяется слишком мало внимания, и с каждым годом всё меньше: это становится неактуальным, в отличие, например, от умения . Однако оценки за плохой продолжают снижать, что выглядит несправедливо.

Справиться с этой несправедливостью родители могут самостоятельно, занимаясь со своими детьми. Несмотря на то, что выработка красивого почерка – занятие сложное, добиться успеха вполне реально при надлежащем терпении.

Начните занятия как можно раньше

Многие специалисты говорят, что вырабатывать правильный почерк у детей нужно как можно раньше – желательно даже с трёхлетнего возраста. Однако другие возражают, напоминая, что рука малыша в этом возрасте ещё физиологически не подготовлена к письму; к тому же правила написания букв знакомы не всем родителям, да и стандарты по этой части меняются: так, в середине 90-х в школьных прописях появились новые образцы, более упрощённые, чем классический письменный шрифт. Многие учителя в то время не приняли новшеств и продолжали обучать детей по прежнему стандарту.

Однако именно с трёх лет необходимо тренировать руку ребёнка, подготавливая её к письму. И для этого не нужно его учить писать буквы. Необходимо научить его рисовать простые фигуры: круги, линии, треугольники, петельки и др. Пусть рисует всё, что угодно, это тренирует не только моторику рук и пальцев, но и развивает фантазию, образное мышление, знакомит с фигурами, формами и цветами. В более позднем возрасте можно приступать и к написанию букв.

Рукоделие

Тренировка – один из самых важных факторов при обучении письму. Способов развивать руку великое множество, и здесь можно привести только некоторые:

  • ­ завязывание шнурков, застёгивание пуговиц; двигать пальцами в этих занятиях нужно ловко и аккуратно;
  • раскрашивание и занятия штрихованием;
  • рисование различными способами – как традиционными (карандашами, красками, фломастерами, ручкой), так и нетрадиционными (на гречке, муке и др.);
  • складывание оригами, собирание пазлов, конструкторов, мозаика, лепка из пластилина;
  • бисероплетение, вышивание, вязание, вырезание ножницами деталей и изготовление аппликаций;
  • игра на гитаре и других подобных музыкальных инструментах.

Замечено, что у детей (да и взрослых), увлекающихся этими видами деятельности, почерк становится значительно лучше. Эти увлечения также сказываются на интеллектуальном развитии детей – они становятся умнее, сообразительнее, в будущем им легче освоить профессиональные навыки.

Высокая интеллектуальность населения характерна для стран Юго-Восточной Азии, в которых пишут иероглифами. Освоить их написание – задача достаточно сложная, требующая не только терпения и памяти, но и сообразительности. В прежнее время популярной была и каллиграфия в качестве отдельного искусства. В наше время каллиграфия – выписывание иероглифов — не пользуется популярностью в Японии, Китае и Корее, однако по-прежнему востребована во Вьетнаме, несмотря на то, что вьетнамский язык уже давным-давно использует латиницу: в быту вьетнамцы увлекаются красивым и живописным выписыванием иероглифов и посещают специальные курсы.

Как сидеть и что держать в руках

Для выработки красивого почерка немаловажно придерживаться определённых правил. Это касается осанки и расположения письменных принадлежностей.

  • Спина при посадке должна быть прямая, локти должны лежать на столе.
  • Подходящей должна быть высота письменного стола.
  • Тетрадь обязательно должна быть наклонена под углом 25 градусов к краю стола; это правило, к сожалению, сегодня практически не соблюдается, даже в школах столешницы парт горизонтальные, однако в советское время школьные парты производились наклонными. Старшее поколение помнит и парты, сопряжённые со скамьёй: в них строго выдержаны и наклон столешницы, и расстояние от парты до ученика.

Свои правила существуют для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были трёхгранными, поскольку такая форма удобнее. Сейчас производятся и ручки со специальными углублениями под пальцы.

Кстати, относительно шариковых и перьевых ручек споры продолжаются до сих пор. Кто-то заметил, что после внедрения шариковых ручек и отказа от перьевых у учеников массово начал ухудшаться почерк. Дело в том, что перьевой ручкой писать трудно, необходимо старательно выводить каждый элемент и почаще макать в чернильницу, из-за чего почерк формируется особенно тщательно; в то же время шариковые и гелевые авторучки с их быстрым и постоянным написанием освобождают пишущего от необходимости старательно выводить буквы. Так или иначе, но в некоторых европейских странах школьники и сегодня, в начале XXI столетия, могут пользоваться только перьевыми ручками.

Необходимо следить и за тем, как ребёнок держит ручку в руках. Она должна лежать на передней фаланге среднего пальца и придерживаться большим и указательным. Наклон руки и ручки тоже должен быть правильным: переучиваться в позднем возрасте будет трудно. Как правило, у правши ручка должна быть наклонена в сторону письма, а у левши – в противоположную сторону.

Некоторые родители до сих пор считают, что левшей обязательно нужно переучивать. Для чего – адекватного ответа они дать не могут: причиной тому либо суеверия, либо смутное осознание того, что писать левой рукой «неправильно». На самом деле переучивание – грубая ошибка. Ребёнок должен писать той рукой, которой ему удобно. Никакой разницы в мышлении между «левшами» и «правшами» не существует.

Для выработки почерка следует запастись школьными тетрадями в узкую косую линейку, а также прописями – с пунктирными линиями и без них.

Не следует спешить

Поспешишь – людей насмешишь. В том числе и почерком. Никогда нельзя торопить ребёнка, севшего заниматься письмом или рисованием. Правильные движения пальцами он первое время будет выполнять очень медленно, ведь необходимые автоматизмы ещё не сформировались. Ребёнок сам почувствует, когда ему можно увеличить скорость письма. А если вы будете его торопить, то занятия пользы не принесут и его почерк так и останется неаккуратным.

Заниматься следует ежедневно, хотя бы по 15 – 30 минут в день. В перерывах между занятиями ребёнок должен отдыхать, чтобы рука и глаза не переутомлялись. Наконец, не стоит заставлять его заниматься, если он сам не хочет: занятия через силу будут неэффективными, вы только зря потратите время и нервы. Вообще заниматься каллиграфией, как и другими делами, требующими терпеливой и монотонной работы, следует в спокойном и уравновешенном состоянии, когда ничего не мешает углубиться в процесс и сосредоточиться на исправлении мелких недостатков.

Занимайтесь не более 15 минут в день

sugar-home.ru

Письмо - сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали - отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите


verywellfamily.com

Исследования показывают Young Children’s Knowledge of the Symbolic Nature of Writing , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте


userapi.com

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями , развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.


Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Подавайте информацию в игровой форме


twimg.com

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя - в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам


o-krohe.ru

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.


Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Подготовка - 3–5 лет

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику . Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять Do fine motor skills contribute to early reading development? действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола - не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.


Depositphotos.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши : на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику .

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты .


babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и . Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева , «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Обучение элементам и печатным буквам - 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки - «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

направление , положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

«Буквы разные писать т онким перышком в тетрадь
Учат в школе, у чат в школе, у чат в школе…»

Глядя в тетради своего ребенка школьника, каждая вторая мама задается вопросом «Как научить ребенка писать красиво?» И что мы вообще подразумеваем под красивым почерком, нужен ли он вообще? Нужно ли учить писать дошкольника, чтобы в школе у него сформировался красивый почерк?

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой плохого почерка у детей. Тенденция такова: пишут от руки сегодня все реже. Рефераты и доклады, набранные на компьютере в школе, конспекты на печатной основе в институте, SMS-ки вместо писем в конвертах, электронные открытки вместо традиционных поздравлений на бумаге…Но! Уроки письма еще никто не отменял! Страдания первоклашек, склонивших головы над прописями, знакомы каждому родителю. Постараемся разобраться, как помочь школьникам и научить детей писать красиво, грамотно и аккуратно.

Почему ребенок испытывает сложности при обучении письму

Научить ребенка писать гораздо сложнее, чем научить его читать. Это факт! Для начала, давайте разберемся, что вызывает наибольшие затруднения при обучении письму:

  • Новые требования.

Ребенку долгое время приходится сохранять одну и ту же позу (сидеть за партой, нельзя встать, повернуться), смотреть в одном направлении и при этом постоянно напрягать мозг. Ему непривычна та деятельность, которую он осваивает (письмо), он должен постоянно контролировать свои действия, которые еще не доведены до автоматизма.

Нужно ли учить ребенка писать до школы

Большинство психологов отмечают пользу раннего развития ребенка, но с одной существенной оговоркой. «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А все, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».

Вопрос об обучении ребенка письму дома до школы щекотливый. Во-первых, далеко не каждый родитель может похвастаться собственным красивым почерком и знаниями каллиграфии. Поэтому, показать достойный пример, как нужно писать правильно и красиво, скорее всего не сможет. Во-вторых, замечено, что у детей, обучившихся в раннем возрасте письму, быстро портится почерк. Это происходит потому, что рука еще не окрепла.

Научить ребенка писать легко, сделать это можно и в четыре, и в пять лет. НО! Чтобы почерк был красивым, нужно долго и упорно отрабатывать навык, а для малышей это непосильная задача чисто в физическом плане. Как правило, выучив, как писать буквы, ребенок начинает пользоваться этим умением по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс родители уже не смогут. Получится, что малыш начнет писать что попало и как попало, как ему будет удобнее и на что у него хватит сил. Почерк начнет портиться и в таком виде закрепится как навык.

Дорогие родители, не торопитесь учить ребенка писать до школы! Пусть это сделают педагоги. Поверьте, еще никто не закончил школу, не умея писать. Всему свое время!

1. Обратите внимание на рабочее место ребенка. Отрегулируйте высоту стола и стула. Ребенок не должен тянуться вверх, чтобы написать строчку или, наоборот, сгибаться в три погибели из-за того, что стол находится чуть ли не на уровне коленок. Стул не должен скрипеть и шататься – это нервирует и отвлекает. Лучше, если он будет не на колесиках (или фиксируйте их, чтобы не ехали). На рабочем месте должен быть порядок: никаких отвлекающих внимание игрушек, лишних предметов. Свет должен падать слева (для правшей) и справа (для левшей). Рекомендуется включать не только настольную лампу, но и верхний свет.

2. Правильно подберите ручку. Она не должна гнуться, быть слишком толстой или наоборот тонкой для пальчиков ребенка. Постарайтесь выбрать ручку без различных рельефных выступов, кнопок, которые будут отвлекать (на кнопочку так хочется лишний раз нажать). Стержень должен быть средней толщины, чернила не должны размазываться. Лучше иметь несколько ручек, т.к. они имеют «привычку» теряться в самый неподходящий момент.

Следите, чтобы ребенок правильно держал ручку: тремя пальцами – большим, указательным и средним, не ниже, чем за 1,5–2см до носика стержня (можно чем-нибудь наметить этот уровень, чтобы ребенок не забывал). Если держать ручку слишком низко, не видно, что пишешь, сложно контролировать соединения между буквами, высоту строки и пр. В продаже появились специальные насадки, которые подходят на самую обычную стандартную ручку. Они выполнены в виде забавных зверушек и подсказывают малышам, куда ставить пальчики.

Некоторые дети сильно зажимают ручку (даже пальцы белеют) или при письме сильно надавливают на стержень. Рука быстро устает, ребенку сложно писать плавно. Объясните (и покажите), что пальцы должны быть слегка вытянуты, указательный не должен прогибаться. Не нужно сильно напрягать кисть и пальцы! Для того, чтобы потренировать мышцы, нужно почаще писать на вертикальной плоскости (мелом на доске, имитировать письмо в воздухе). Локоть должен быть расслаблен, а вот мышцы плеча нужно заставлять работать.

3. Следите, чтобы тетрадь лежала правильно: середина рабочего листа чуть правее середины груди ребенка; левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый приподнят. При таком положении не нужно тянуться к началу или концу строки, легче соблюдать правильный наклон букв, рука свободно продвигается в нужном направлении.

4. Очень часто родители допускают много промахов из-за того, что не знают школьных требований к ведению тетрадей. Можно попросить учителя составить Памятку, где будет четко расписано, сколько клеточек/строчек отступать, как записывать число, как оформлять те или иные задания.

Какие задания предложить детям, чтобы научить их писать красиво, грамотно и разборчиво?

Хорошо помогают развить мелкую моторику и зрительно-моторную координацию следующие занятия:

  • раскрашивание рисунков с мелкими деталями;
  • обводка по точкам, штриховка, дорисовывание симметричных и недостающих элементов;
  • лепка из пластилина, глины, мастики, соленого теста;
  • плетение из бисера, нанизывание бусин на шнур;
  • вышивка;
  • работа с мелкими деталями конструктора (например, «Лего»);
  • собирание конструкций из спичек, мозаик, пазлов;
  • макраме;
  • вырезание ножницами;
  • отрывная аппликация;
  • оригами и др. виды конструирования и моделирования.

Этот список можно продолжить. Подойдет любое увлечение, где требуется выполнять точные движения пальцами. Важно, чтобы занятие доставляло радость ребенку – это гарантия того, что оно будет выполняться качественно, с желанием и продолжительное время.

Прямая дорога – не самая короткая, идите в обход

  • Не заставляйте ребенка писать больше, чем задано учителем.
  • Учитывайте физиологические особенности ребенка. Фаланги пальцев, кости запястья, окончания кончиков пальцев имеют много хрящевых соединений. Рука быстро устает, нуждается в частом отдыхе. Делайте перерывы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки.
  • Будьте хитрее, придумывайте новые мотиваторы.
  • Не ругайте, побольше хвалите за самые, казалось бы, незначительные победы. Выберете самую красивую букву из всех написанных и похвалите за нее.
  • Используйте игры.

Играем в «директора». Нарежьте небольших бумажек или возьмите стопку стикеров. Предложите ребенку наперегонки с вами поставить свою подпись (имя, можно имя и фамилию) на каждом листочке. Сделайте акцент на том, что подпись «директора» должна быть разборчива. Важно! Использовать шариковую ручку, а не карандаш или фломастер, где не требуется такого нажима, как при письме обычной ручкой. Маленькая хитрость: не обгоняйте ребенка, дайте ему возможность потренироваться, как следует.

Письменный навык приобретается один раз и сохраняется на всю жизнь (как и навык езды на велосипеде, плавание). Естественно, за «ненадобностью» навык притупляется (например, если мы печатаем на клавиатуре, наш почерк становится хуже), но после незначительной по времени тренировке он возобновляется. Даже у взрослого человека есть шанс улучшить почерк (при желании, конечно). Покажите своему ребенку пример! Учиться писать в прописях можно вместе! Купите лишний комплект – и впред! Если добиться идеального почерка не удастся – не расстраивайтесь. Главное, чтобы он был разборчивым.

Уважаемые читатели! Есть ли у вашего ребенка проблемы с почерком? Как вы учите ребенка писать красиво? Важен ли почерк вообще или не стоит обращать на его «красивость» особого внимания? Ждем ваших рассуждений в комментариях.