Нарисовать лицо кукле масленице. Сжигать чучело Масленицы с человеческим лицом неправильно – хабаровская епархия. И кстати, почему надо жечь чучело
Сегодня начинается празднование одного из любимых и веселых народных праздников россиян.
Следуя традициям, теща и зять должны наведаться друг к другу в гости на блины, а в дома к незамужним девушкам можно напроситься на смотрины. Но это после, а в понедельник, первый день веселой Масленицы, нужно сделать чучело, сожжение которого в Прощеное воскресенье ознаменует проводы зимы. О том, какой должна быть настоящая масленичная кукла и почему ее образ должен быть безликим, рассказала народный мастер, этнограф, председатель Иркутской областной общественной организации «Союз народных мастеров Прибайкалья» Лидия Мельникова.
«Масленица» – кукла жертвенная, а не игровая. Создавалась она для обряда проводов зимы. Кукла была размером с человеческий рост, с длинной девичьей косой, безликой, как все обрядовые народные куклы и одета в сарафан с цветочным рисунком. Современная же кукла «Масленица», как правило, совсем другая. Она имеет пышную женскую фигуру и ярко раскрашенное лицо.
Как появилась эта кукла? Согласно старинной легенде, появилась она тогда, когда нашим предкам стало жалко расставаться с самыми красивыми девственными девушками, которых приносили в жертву. Чтобы избежать человеческого жертвоприношения, они придумали изготавливать куклу-заместителя.
– Делается кукла «Масленица» из ствола березы, что является основой и при изготовлении многих других народных обрядовых кукол. К стволу привязывается перекладина. Получается крест. Голова и туловище формируются из холстины, набитой соломой, одежда обязательно должна быть украшена цветами и листьями – символами цветущей весны, на голове заплетена коса как символ плодородия, – рассказывает Лидия Мельникова. У обрядовой куклы, в том числе у «Масленицы», не должно быть лица. Считалось, что кукла, у которой нарисовано лицо, уже имеет душу и может навредить человеку.
Насколько важно сделать масленичную куклу по всем традиционным народным канонам – теперь дело сугубо индивидуальное, но всем желающим Лидия Мельникова, мастер по народной кукле и народному костюму, и другие умельцы «Союза народных мастеров Прибайкалья» предлагают в помощь свои знания. С начала 2013 года они дают мастер-классы в «Ремесленном подворье» Иркутского областного Дома народного творчества, которое находится в «Иркутской слободе». Здесь же расположена выставка, в экспозиции которой русские народные костюмы, обрядовые и игровые народные куклы, этнографические вещи. Знакомство с ними как раз таки и поможет узнать, какими были в старину куклы и во что наряжались наши бабушки к празднику.
Кстати, к Масленице в «Ремесленном подворье» представлена мини-выставка. Руками мастериц сделаны и другие атрибуты этого праздника, ведь в дни празднования Масленицы помимо ростовой куклы делалась маленькая «Домашняя масленица» и хранилась она в доме до следующего года, а дворы на юге России украшали «банчеными вениками» (вениками, украшенными бантами). Также всей семьей на Русском Севере изготавливали куклу «Санницу», небольшую куколку-девочку на санках. Саму куклу делала мама, саночки делал папа, а дочка катала «Санницу» с горки. Чем длиннее был ее санный путь, тем лучше ожидался рост льна в нынешнем году.
Оценить облик нынешних «Маслениц» можно будет уже в ближайшие дни. Надеемся, на этот раз масленичная красавица предстанет в традиционном образе и в воскресенье, следом за ее сожжением, сразу же наступит долгожданная весна.
Ольга Михайлова, редактор Иркутского областного Дома народного творчества
Да как ее ставить-то, ну? Вот и я не знаю. Есть, на что присобачить? — работники фольклорного жанра, приехавшие отработать программу в зареченском музее-усадьбе Думновых, пытаются воткнуть куклу-Масленицу в жесткий мартовский снег. Пышнотелая Масленица, раскинув щедро набитые соломой руки, упрямо валится навзничь — словно предчувствует близкую кончину. Лежа на снегу, она обреченно смотрит в синее весеннее небо безглазым лицом. Фольклорная команда, мучаясь совсем другими вопросами бытия, обнаружила в усадебном дворе крепкий чугунный лом, примотала к нему соломенную барышню куском мусорного пакета и, наконец, воткнула страдалицу в сугроб подходящей высоты. Выдохнули, оглядели: — Ну и черт с ней, сойдет. Пошли, уже петь пора для этих. Ну, которые едят.
Хозяйка усадьбы, увидев куклу на ломе, хватается за голову.
Ничего поручить нельзя! Это они так Масленицу подготовили?! Быстро отвязывайте, сейчас по-человечески сделаем.
За спиной у хозяйки работники вздыхают — «ненормальная, и чего ей вечно надо?». Она, в свою очередь, закатывает глаза: «неужели так трудно сразу сделать хорошо?».
Дела семейные
Хозяйку зовут Галина Масленникова. Она — известный мастер-кукольник с собственной мастерской в Москве. Работает не в одиночку, а возрождает традиции артельного производства: все куклы делаются вручную, одна мастерица шьет костюмы с исторической точностью, другая создает тело, третья расписывает лицо… Над одной полуметровой куколкой зачастую колдуют человек двенадцать. Галина привыкла доверять профессионалам и внимательно относится к каждой мелочи. Понятно, почему она не может оставить Масленицу торчать посреди двора на железном ломе — ни в Москве, ни, тем более, в своей родовой усадьбе в Заречье.
Музей-усадьба фабриканта Думнова — еще один проект Масленниковой, творческий и личный. В маленьком селе Владимирской области Галина воссоздала старинный дом своих предков, до революции — владельцев местной фабрики по производству шелка, бархата и плюша.
Все село работало на производстве шелка. Четыре поколения моих предков занимались этим делом, представляете? — Галина не впервые рассказывает гостям историю своей семьи, но гордости в ее голосе меньше не становится. — Потом революция, отобрали и производство, и дом. Советское время от нашей усадьбы не оставило ничего, кроме стен. В ней 80 лет была школа. Я вернулась в родные места, выкупила дом и стала по крупицам собирать старинные вещи, чтобы воссоздать интерьеры XIX века и сделать музей. На это ушло десять лет.
Очередной сельский музей с пустынными комнатушками и провинциальными экспонатами — Галина понимала, что это путь в никуда. Она сделала то, о чем мечтают очень многие: вернула в родовую усадьбу жизнь. Дом фабриканта Думнова в Заречье — одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница, где отдыхают в «русском стиле». Даже современные удобства сделаны так, чтобы не нарушать атмосферу. Можно в душ ходить — можно в баню, можно на плите готовить — можно в печи. Гостевые комнаты в «Доме сельского ткача» выглядят совершенно по-музейному, с той разницей, что в этом «музее» можно с комфортом жить несколько дней.
Так было не всегда. Несколько лет назад усадебный дом сгорел. Дотла.
Мы лишились всего. Не осталось ни шкафов, ни кроватей, только каменные стены, да и те оплавились. Пришлось все возводить с нуля, а у нас это так сложно… — Галина хмурится, но вдруг выдает тоном «женщины в русских селеньях»: — Зато теперь для меня любой дом построить — тьфу!
Сгоревшие плоды десятилетнего труда удалось восстановить всего за два года. Еще до пожара дом-музей был очень популярен у туристов, так что многие щедро жертвовали на его восстановление.
Мы сотрудничаем с разными компаниями, у нас часто бывают туристы — немцы, французы… Для них мы такая русская экзотика в 60 км от Москвы. А для нашего туриста присутствие иностранцев тоже важный показатель. В итоге всем хорошо. Но вот что интересно: после пожара деньги на восстановление давали в основном наши, русские. Просто присылали — мол, мы слышали о вашей беде, возьмите! Немцы тоже поучаствовали. А вот французы хоть бы один евро оставили... И ведь их здесь много было, все усадьбой восторгались, а как помощь понадобилась — тишина. Я к тому, что все эти разговоры о щедрой русской душе — не сказки, сама убедилась.
Чай на шишках
Дом, которым восхищаются постояльцы, пронизан мягким светом. Лучи освещают старинные чемоданы, столики с кружевными салфетками и кровати с горками больших подушек. Здесь даже пыль кажется антикварной. Гости сидят за большими столами и ждут, когда вскипит самовар. Настоящий, никаких электрических подделок.
Сперва, значит, бумагой топим. Это фотографировать не надо, неинтересно, — машет руками Сергей, верный помощник Галины. В усадьбе Сергей работает уже три года — правда, по его собственному выражению, «вахтами». Сам он родом из Молдовы, приезжает-уезжает. Но к Заречью явно прикипел, здесь он мастер на все руки — и баню растопить, и цветник разбить, и снег с дорожки убрать. И самовар вскипятить.
Теперь, значит, начинаем бросать щепки. А потом и шишки, — комментирует процесс Сергей. Правда, в ответ на вопрос, зачем топить шишками, пожимает плечами: так хозяйка велела.
Во-первых, это давняя традиция, — усмехается Галина. — А во-вторых, для аромата. От этих шишек вода становится такая… хвойная, с дымком. Сами почувствуете. Пойду французов позову — они всегда с упоением самовар фоткают.
Через минуту на крыльцо высыпает компания иностранцев и все, как предсказывала Галина, достают фотоаппараты, завороженно глядя на пламя, вырывающееся прямо из центра большого железного «чайника».
Они никогда не понимают, куда я щепки кидаю, — тихо смеется Сергей. — Думают, что прямо в воду, что там все в золе. Приходится снимать крышку, показывать, что вода чистая.
Вода закипает, когда дым начинает идти не из трубы, а из-под крышки. Самое ценное в самоваре — он долго сохраняет тепло, так что его можно смело ставить даже в беседке на морозе. Как сейчас, во время Масленицы.
Я слышал, что в это время вы празднуете ма… ма… ну, как там вы это называете? — на ломаном английском сообщает Морис, турист из Бреста. Не белорусского Бреста, а французского, на побережье Бретани. — Захотелось посмотреть. Ничего в этом не понимаю, но приехал сюда, потому что слышал, что у Галины все как надо, по-старому.
Едва удерживаюсь от неудобных вопросов, почему он «в этом ничего не понимает», если во Франции празднуют Марди Гра, или почему французы не помогли восстановить «все как надо, по-старому». Вместо этого думаю о другом: французский Морис не заметит, что за это «по-старому» хозяйка отчаянно сражается со своими же работниками, коллегами, приглашенными артистами. Потому что всем, кроме нее, «фиолетово» — чайник или самовар. Отработали — и домой. К затеям Галины — куклам, самоварам и гжельским фарфоровым чашкам для каждого гостя — участники действа относятся скептически.
Это же просто бизнес, — пожимает плечами заслуженный артист России Геннадий Шалунов в лихом картузе. — Чтобы увидеть традиции, надо ехать туда, где эти традиции соблюдаются из поколения в поколение. Да мест таких не осталось… А тут — ну, позвали ансамбль, он спел, сплясал абы что, гости же все равно не разбираются.
Галина придерживается иной точки зрения:
Конечно, Масленица сейчас в моде. Ее заказывают, людям хочется сельского праздника. Но ведь с ней действительно связаны замечательные традиции — и блины, и веселье, и хороводы. А я не могу это делать тяп-ляп. Хорошо, что есть Юля — она по-настоящему во всем разбирается.
Спасение Масленицы
Юлия Одарич — настоящий «фанат» русского фольклора. Преподаватель в музыкальной школе, солистка фольклорного ансамбля, именно Юля ежегодно вносит дополнительные коррективы в празднование Масленицы, чтобы приблизить его к настоящим, старинным традициям.
Раньше, например, мы всегда рисовали кукле-Масленице лицо, — вспоминает Галина Масленникова. — Но Юля выяснила, что лица на языческих куклах все-таки рисовать не стоит. Считалось, что с появлением лица у нее появляется душа. Впрочем, масленичная кукла всегда была исключением, лицо у нее допускалось. Но мы после небольшого обсуждения решили быть консервативными.
Кроме того, в этом году было решено куклу не сжигать, а забрасывать снежками.
Нюансы подобных традиций до сих пор передаются из уст в уста, — объясняет Юля Одарич. — Чтобы вникнуть в них, я связываюсь с педагогами, этнографами, часто езжу в Российский фольклорный союз. Про снежки мне рассказала Сахарова Марина Ильинична из Лыткарино — она, можно сказать, мой наставник. В этом году мы в первый раз попробовали «новый» старый способ, и мне самой понравилось.
«Обстрел снежками» фигурирует в масленичных традициях и как самостоятельное завершение обряда, и как его часть — куклу часто забрасывали снежками перед тем, как сжечь. Юля считает, что традиции нельзя консервировать, они должны развиваться вместе с духом времени — только так они останутся живыми.
Сейчас Масленицей мы провожаем зиму и встречаем весну, но ведь раньше чучело, Морена, было еще и символом смерти. Причем мы видим, что сжигается не просто бесформенное чучело, сжигается образ человека, женщины. Многое здесь сплелось, и не стоит на этом фиксировать внимание детей, да и взрослым в такой момент не хочется думать о смерти. В нашем мире жестокости и так хватает. А снежки возвращают нас в детство — и при этом действительно являются старой традицией.
О том, что масленичные блины — вовсе не символ солнца, а славянское поминальное блюдо, я тоже стараюсь не думать. Блины на зареченской усадьбе сочные, с секретом: растительное масло добавляют прямо в тесто. «Месье, же не манж па си жур!» — так приглашают к столу французов.
Куклу для Масленицы в Заречье сделала, конечно, сама Галина:
Это моя профессия, я куклу никому не доверю. По традиции, она должна быть в старой одежде. На этой кукле — моя самая любимая юбка. А делается кукла просто: сперва плотник сооружает деревянную крестовину, потом на нее надеваем мешки и набиваем их сеном…
Спасенную от сожжения куклу-Масленицу наконец сняли с лома, но чтобы установить ее правильно, как хочет Галина, нужно прибить новую планку.
Где плотник-то? — устало интересуется она. — Я уже три раза просила, чтобы подошел. Сейчас ведь гости выйдут...
«Обедает он!» — кричат ей из дома.
Вот так. Обедает русский мужик — и плевать на все, — вздыхает хозяйка. — Эх, ладно. Сейчас сами все сделаем.
Не вникая в происходящее, французы веселятся на всю катушку: перетягивают канат, завязывают ленточки, играют в «ручеек» и расстреливают Масленицу снежками.
В Россию стоит приезжать зимой и поздней весной, — делится соображениями Морис. — Я работал в Москве два года, я знаю. В мае все расцветает, а русская зима — вообще отдельная тема. А тут еще и солнце, чистый снег и песни. Мы понимаем, что эту ма… ма… вот этот праздник сейчас специально для нас устроили. Но для нас это еще одна возможность лучше узнать Россию.
И для нас. Праздник-то, несмотря ни на что, удался. А впереди еще целая масленичная неделя.
Музей-усадьба фабриканта Думнова
В старину на Руси дети играли тряпичными куклами, у которых, как правило, отсутствовали лица. Почему? Неужели мастерицам было просто лень нарисовать куколке глаза, нос и рот? Нет, на то были совсем другие причины.
Магическое значение
Согласно православной вере, человек был создан по образу и подобию Божьему. Кукла же – неодушевленный предмет. Однако, если бы она была похожа на человека, то она также воплощала бы в себе образ Бога. Поэтому делать её похожей на человека было недопустимо.
Напротив, наши предки верили, что в человекоподобную куклу может вселиться нечистая сила, например, бес или домовой. В результате ребенок, который играет с куколкой, может пострадать: он будет болеть или его постигнут другие неприятности. Не зря в наше время куклы с человеческими лицами, в которых вселяются злые духи, фигурируют во многих фильмах ужасов.
Куклы на Руси служили не только игрушками, они играли роль оберегов. При этом и для детей, и для взрослых. В древности куклы охраняли людей от болезней, злых духов, разнообразных несчастий. Считалось, что наибольшей магической силой обладали куклы, выполненные без использования иглы и ножниц. Ткань при их изготовлении не резали, а рвали. Так и называли этих кукол – «рванки». Часто у них не было не только лиц, но и рук, и ног.
Куклы-обереги
Ещё до рождения ребенка делали куклу-«сонницу», которую клали в колыбель, чтобы малыш спал крепко и спокойно. До крещения младенца в люльку клали куклу-«пеленашку» в виде запеленутого ребеночка. Изготавливали её обычно из кусков старой одежды. После крещения куколку хранили вместе с крестильной рубахой ребенка.
В северных регионах России была популярна кукла-«берёстушка». Делали ее из свернутой в трубочку бересты. Внутрь вкладывали листок с защитной молитвой или заговором. «Берестушек» называли также «бабушкиными куклами», поскольку обычно их дарили своим внукам родные бабушки.
На свадьбу дарили новобрачным кукол-«неразлучников»: у мужской и женской фигурок была одна общая рука, символизирующая крепость брачного союза. Изготавливали их из трех красных лоскутов одинакового размера. Куколки закрепляли на полотенце. Когда в молодой семье появлялся первенец, «неразлучников» снимали с полотенца, которое затем использовали в хозяйстве. Самих же куколок отдавали играть ребенку, либо просто хранили в доме.
Куклу-«десятиручку» дарили на свадьбу невесте или женщине, недавно вышедшей замуж. По поверью, куколка должна была помочь молодой хозяйке все успевать, а также способствовала ладу в семейной жизни.
Оберегом всей семьи считалась кукла-«крупеничка». Делали её после сбора урожая. Туловище куколки представляло собой мешочек с зерном. Считалось, что такая кукла принесет в дом достаток и благополучие. Кроме того, «крупеничка» символизировала плодородие, поэтому была популярна у женщин, которые хотели иметь детей.
На юге России бытовала традиция изготавливать обереги для жилища в виде кукол, которых звали «день и ночь». Изготавливать такую куколку было положено под Новый год из тканей темного и светлого тонов, символизировавших соответственно ночь и день. По утрам куклу поворачивали к себе светлой стороной, а по вечерам – темной. Это нужно было для того, чтобы день или ночь прошли спокойно.
Кукла-«веник» спасала от ссор и разлада в доме. Изготавливали ее из травы, лыка или соломы, надевая на нее платочек и сарафанчик в соответствии с местными традициями.
Еще делали двенадцать куколок, пеленали их как младенцев и скрепляли вместе, а потом помещали в укромном месте за печкой. Эти куклы звались «лихорадками». Считалось, что они защищают хозяев от болезней.
Куклы для праздников
Существовали и специальные обрядовые куклы, которых использовали в различных магических ритуалах, в том числе связанных с праздниками. Так, кукла-«стригушка», изготовленная из первого сжатого снопа, «отвечала» за богатый урожай. Куклу-«козу» использовали в рождественских колядках. Куклу-«крестец» ставили на Крещение у ведра с освященной водой.
В Масленичную неделю за окно вывешивали куклу под названием «домашняя масленица». К Вербному воскресенью делали красноликих пасхальных кукол, которых принято было отдавать странникам и паломникам. На Ивана Купалу обряжали куклу-«купавку», на руки которой вешали ленточки, обозначавшие девичьи желания. Затем ленты снимали и пускали плыть по реке. Считалось, что они не только способствуют исполнению желаний, но и забирают с собой все невзгоды.
Кстати, и в наши дни можно купить или заказать безликую куклу-оберег, которая служит тем или иным магическим целям. При желании такими куклами могут играть и дети, но вряд ли современного ребенка сильно заинтересует игрушка, сделанная в соответствии со старинными традициями. Сегодня мало кто помнит об изначальном сакральном предназначении подобных вещей.
— радостные проводы зимы и ожидание весеннего тепла. Зима ещё не сдалась, а весна не вступила в свои права. Давайте посмотрим, как в старину отмечали Масленицу, и узнаем, для чего нужно сжигать огромное соломенное чучело.
Время проведения Масленицы напрямую зависит от праздника Пасхи. Это недельное торжество, причём каждый день имеет своё название.
Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыш», среда — «Лакомка», четверг — «Разгуляй-четверток», пятница — «Тёщины вечёрки», суббота — «Золовкины посиделки», «Проводы», воскресенье — «Прощёный день». Названия говорят сами за себя: из них понятно, как следует вести себя в эти дни, и перепутать тут что-либо сложно.
Именно в понедельник делали соломенное чучело Масленицы — главный символ праздника. Чучело олицетворяло собой холодную, злую и колючую зиму, проще говоря, вредную тётку, которая всем порядком надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой.
Как правило, Масленица была из соломы либо из лыка, и обязательно использовали древесину, чаще берёзу — дерево и солома являли собой силу растительного мира. Чучело наряжали в женскую одежду, изображали лицо, украшали искусственными цветами и лентами. Завязывая ленточки, люди загадывали свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты позже должны были сгореть вместе с Масленицей. Затем чучело насаживали на шест и возили по округе, сопровождая действо весёлым пением и плясками.
Во многих домах создавались и так называемые семейные Масленицы. Делались они очень просто: веточки связывались таким образом, чтобы получилось туловище с руками и ногами. Затем с помощью верёвочек, накручивая их, делали голову, и наряжали эту куколку в различные одежды. Семейная Масленица была готова. Чем больше на кукле ленточек, тем больше у неё магической силы.
Дети с удовольствием играли с ней всю масленичную неделю, а потом, в Прощённое воскресенье, когда занималось огнём главное чучело, её тоже кидали в костёр.
Но не всех кукол сжигали в этот день. Некоторые задерживались в домах аж на целый год. Такую куклу называли «дочкой Масленицы» или же «младшей сестрой» и выставляли в окно в «Тёщин день».
Её также было принято дарить молодожёнам, которые решили сыграть свадьбу в это время, — чтобы дети родились здоровыми, достаток и согласие были в молодой семье. Вот откуда, кстати, пошла традиция усаживать куклу на машину брачного кортежа.
«Дочка Масленицы» издревле считалась мощным оберегом и всегда хранилась в красном углу. Если в дом приходило несчастье, её снимали и, обернув её три раза по часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро». Через год куклу сжигали в масленичном костре или же пускали по воде.
Кульминация праздника — традиционное сожжение Масленицы в воскресенье, «Прощёный день». Чучело везли на край деревни или на площадь, обычно Масленицу сопровождала целая процессия. На месте разжигали костёр, а потом под песни и пляски чучело сжигали.
Зачем это делали? Всё просто: Масленица сродни птице Феникс: возрождение через смерть, новое может появиться лишь на обломках старого.
В пылающий костёр бросали старые вещи, мусор, изношенную одежду. Люди надеялись на возрождение, избавлялись от мрачного прошлого, искренне веря в светлое будущее, пытались таким образом обезопасить себя от напастей, неприятностей, болезней, неурожая.
Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Такие куклы не только украшали интерьер, но и считались оберегами.
Мастер-класс для детей и взрослых по созданию кукол пройдёт, например, в галерее Ильи Глазунова с 8 по 13 марта. Она располагается по адресу: улица Волхонка, дом 13. Научиться делать куколок можно будет 9 марта в галерее «Изопарк» (улица Островитянова, дом 19/22). Педагоги галереи проведут мастер-класс по созданию масленичной куклы в оригинальной технике.
Сделать куклу можно будет также на благотворительной выставке-ярмарке изделий учащихся и преподавателей детской художественной школы «Солнцево» по адресу: улица 50 лет Октября, дом 29б. Занятие пройдёт 10 марта с 16:00 до 18:00.
Кроме того, мастер-классы по изготовлению кукол, костюмов, глиняных игрушек, браслетов и других украшений на Масленицу 12 марта пройдут в следующих столичных парках:
— «Музеон», Крымский Вал, владение 2;
— «Эрмитаж», улица Каретный Ряд, дом 3;
— «Красная Пресня», улица Мантулинская, дом 5;
— парк Победы, улица Братьев Фонченко, дом 7;
— «Измайловский», Народный проспект, владение 17;
— Сиреневый сад, Щёлковское шоссе, дом 9;
— парк имени Артёма Боровика, улица Перерва;
— «Кузьминки», Кузьминский парк, дом 1, строение 10;
— «Садовники», проспект Андропова, дом 58а;
— «Сокольники», улица Сокольнический Вал, владение 1;
— культурный центр «Зеленоград», Зеленоград, Центральная площадь, дом 1.
В Хабаровске в разгаре Сырная седмица или Масленица. Традиционные праздничные гуляния в честь проводов зимы и встречи весны пройдут во всех районах краевой столицы уже в эту субботу. Главным атрибутом праздника остается сжигание Масляного чучела. Однако в последнее время многие горожане выступают против этой традиции, считая варварством поджигать соломенную фигуру, особенно если на ней нарисовано человеческое лицо.
В древности, изображаемые куклы не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Особенно тщательно прорисовывалось лицо.
Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — “наряжение”. Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.п.
Спустя какое-то время в некоторых районов России - эту роль начал выполнять живой человек. Он одевался в старые вещи, пугал людей, после чего уезжал в лес и возвращался уже в своем привычном облике.
На сегодняшний день мнения горожан на счет того, «очеловечивать» чучело или нет разделились. Некоторые уверены, что это пережитки варварского прошлого.
Я не против того, что сжигать чучело из соломы, которые только очертаниями напоминает настоящего человека. Но когда это улыбающаяся счастливая фигура - выглядит жутко, как будто она на костре инквизиции. И если раньше в это вкладывали глубокий смысл, то теперь это просто развлечение. Поэтому я не считаю нужным рисовать на ней лицо, рассказала Елена, хабаровчанка.
Я вижу, что многие учителя, воспитатели детских садов и другие люди, которые работают детьми, выступают категорически против «варварского обычая». С их точки зрения факт сожжения чучела, в наше время, ни о чём не говорит подрастающему поколению, и лишь нанеся детям психологическую травму подтолкнет их к подобным негативным поступкам в будущем. Но я с этим не согласен. Наоборот, нужно разъяснить детям истинную суть этого и других русских обрядов, обычаев и традиций, и подготовить своих воспитанников к их правильному восприятию. Но рисовать лицо все же не стоит, рассказал Антон, хабаровчанин.
Другие не видят в этом ничего плохого.
Насколько я знаю, сжигание чучела и проводы зимы в ее лице чуть ли не единственный языческий обряд, который негласно получил одобрение христианской церкви. Так что полезное это дело масленицу сжигать и веселиться, поделился мнением Николай, хабаровчанин.
Несмотря на то, что сразу после окончания масленичной недели начинается Великий пост, официально эти два события никак друг с другом не связаны. Поэтому православная церковь также не поддерживает сжигание «человеческого чучела», так как это языческая традиция.
Это народная традиция - сжигание чучела. Христиане подобное не поддерживают. Конечно, каждый сам решает для себя как ему изображать чучело, но все-таки неправильно поджигать что-то с человеческим лицом - это как-то кощунственно, рассказала пресс-секретарь хабаровской епархии Наталья Гараева.
Сжигание чучела масленицы, залезание на столб - это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют, поделился мнением Юрий, прихожанин.
Напомним, в Хабаровске Масленицу в этом году будут отмечать во всех округах города . Гуляния пройдут 21 февраля. Во всех местах празднования пройдут спортивные состязания, собравшихся будут угощать блинами, развлекать хабаровчан будут творческие коллективы краевой столицы.
В Южном округе праздник начнется в 12 часов на территории зоны отдыха «Дельфин». Тем, кто отважится добраться до вершины столба, могут достаться ценные подарки. В ходе проведения мероприятия будет организована работа полевой кухни, где всех желающих будут бесплатно угощать солдатской кашей и горячим чаем. Также будут развернуты торговые точки с блинами, шашлыками и пловом.
В Центральном округе на территории нижнего городского пруда широкая Масленица пройдет с 13.00 до 15.00. В программе - народные гуляния, выступление профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, спортивные состязания, веселые конкурсы и розыгрыши призов от компаний-спонсоров. Зрители увидят представление веселых скоморохов, ряженых, примут участие в веселых эстафетах. В конце праздника традиционно пройдет обряд сжигания чучела зимы.
В Железнодорожном районе для широкой Масленицы определена площадка на территории кафе «Оазис» на улице Авиационной, 45а. Здесь праздничные мероприятия начнутся в 12 часов. Организаторы предоставят всем желающим возможность покататься на пони и снегоходах, а также дать в аренду беседку с мангалом и древесным углем для веселого зимнего пикника.
В Северном округе гуляния начнутся в парке «Северный» в 12 часов. Здесь будут организованы игровые зоны, гостей угостят солдатской кашей и горячим чаем, и весь день они смогут развлекаться на горках и различных аттракционах.
Великий Пост начнется 23 февраля. Он венчает праздник Воскресения Христова — Пасхи. В этом году главный христианский праздник отмечается 12 апреля.
Источник - новости Хабаровска на DVHab.ru